- ДЕВИЗ вашего центра образования - цитата из Марка Твена: «Хождение в школу не должно мешать моему образованию». А нынешние бесконечные реформы не мешают обучению детей?
- Как сказал выдающийся психолог Василий Васильевич Давыдов, «несмотря на все наши усилия, дети все же учатся». Если серьезно, то отечественному образованию необходимы перемены. Неважно, как мы назовем их, - реформой или модернизацией. В последних изменениях мне нравится то, что их инициаторы используют принцип «класть асфальт там, где тропинки уже протоптаны».
- Например?
- Вот маленькая школа в райцентре. Там есть дети, сильно увлеченные физикой. А достойного учителя физики в этой школе нет. Что делать? Поможет сеть в широком смысле слова. Можно заниматься с преподавателем через Интернет. Можно воспользоваться дистанционным обучением. Сейчас вовсю реанимируются заочные физико-математические школы. Они давно открылись при Новосибирском государственном университете, Физтехе, МИФИ. Но здесь возникает новая проблема: как учесть успехи ребенка при такой форме образования? До недавнего времени это было невозможно. После того как будут приняты новые изменения, школы получат такое право. Кроме того, все достижения ученика будут собраны в личном портфолио, которое появится у каждого школьника. Я двумя руками за развитие семейного, дистанционного и других открытых форм образования. Образование не должно замыкаться в рамках школы как здания и социального института. Эти изменения предвидел еще в 70-х американский ученый Иван Иллич, когда написал книгу «Общество без школ».
- В информационном обществе у школы, я думаю, должна быть новая роль. Если раньше учителя воспринимали как бога, который даровал знание, то теперь практически на любой вопрос школьнику может ответить Интернет.
- Нужно уходить от «школы кодирования». Раньше дети приходили в школу, учителя в них закладывали знания (кодировали), ребята приходили домой, расшифровывали записанное, а в классе должны были пересказать расшифровку. Декодировали правильно - пять, неправильно - два. Никакой рефлексии! Дети при таком обучении не могут применять полученные знания, делать умозаключения, выводы, создавать новую информацию. Школу монолога учителя нужно превратить в школу диалога учителя и ученика. Только такое обучение сегодня будет эффективным. В школе диалога нужно применять специальные дизайны. Например, обычно парты в классе стоят так, что ученики смотрят друг другу в затылок, а перед доской ходит учитель. Никакого диалога здесь быть не может. Достаточно парты поставить в круг вдоль стен. Люди смогут смотреть друг другу в глаза - и общение будет строиться иначе.
- Большинство педагогов в школах - советской закалки. Когда у нас появятся учителя новой формации, готовые к диалогу?
- У педагога нет возраста. Я знаю огромное количество учителей за 50, которые поглощены внедрением новых технологий в образование. Улучшить качество преподавания поможет, во-первых, пересмотр системы аттестации учителей. Казалось бы, какая «сухая» строчка в реформе образования! Но знаете, для учителя высший, 14‑й, разряд - как клеймо на всю оставшуюся жизнь. В моей практике был случай: я никак не мог избавиться от бездарной учительницы, имеющей как раз 14-й разряд. Во-вторых, нужно изменить систему образования в педвузах. Большинство из них катастрофически отстают от школы по технологиям и методикам обучения. Кроме того, должна измениться культурная компетентность учителей. Должно прийти осознание того, что хороший химик и хороший преподаватель химии - две принципиально различные категории.
Бриллианты к бриллиантам
- КАК ВЫ решаете в вашей школе проблему социального неравенства детей?
- Парадоксально, но факт: эта проблема практически решилась сама собой. Расслоение произошло на уровне школ. Как правило, те, кто с бриллиантами в ушах, учатся в той школе, где все увешаны бриллиантами. У них такая логика: ах, там учится племянник этого? Тогда я и своего ребенка туда отдам. А наша школа - для среднего класса. У всех учеников примерно одинаковые материальные возможности.
- Семья Лужковых решила проблему образования своих детей, открыв школу для богатых с баснословной стоимостью обучения. Как наше «социальное» государство должно отзываться на такие нововведения?
- Что ж, если есть спрос... Пусть такая школа будет. Законом это не запрещено. Остальное - нюансы.
- В стране с бесплатным образованием нужны частные школы?
- Стереотип, что все частные школы - для богатых. Я знаю множество частных образовательных учреждений для среднего класса. Допустим, в нашей школе стоимость обучения одного ребенка за вычетом коммунальных расходов составляет 80 тыс. руб. в год. Эти средства мы получаем из бюджета города. В некоторых частных школах примерно такую же сумму платят родители. Для многих родителей частная школа - решение проблемы. Например, вы замечаете, что у вас гиперактивный ребенок. Сложно ему, когда в классе 26 человек! В частных школах классы, как правило, маленькие. И учитель сможет уделить вашему ребенку достаточно внимания.
Неожиданные последствия ЕГЭ
- ЭКСПЕРТЫ в один голос ругают единый госэкзамен, а вы не против ЕГЭ. Почему?
- Я убежден, что достижения детей должны оценивать не те, кто их учил, а независимые эксперты. Давайте хоть в чем-то перестанем врать! Во многих странах аттестаты с прочерками напротив предметов и с оценками, аналогичными нашим двойкам, - это нормальная ситуация. И с двойкой по математике можно поступить в гуманитарный вуз и стать отличным историком или филологом.
- ЕГЭ - оценка не только ученику, но и школе.
- Действительно, это очень интересная тенденция. Результаты госэкзамена - открытые. Родители заходят в Интернет и видят, как выпускники той или иной школы сдали ЕГЭ. Если там половина троечников, нормальные родители не станут отдавать туда своего ребенка. Последствия для такой школы - печальные при нормативно-подушевом финансировании. То есть: меньше детей - меньше денег. Дети перестают в школу ходить - она закрывается. Именно поэтому многие образовательные учреждения не хотят открывать у себя 10-11-е классы, чтобы скрыть низкое качество образования.
- У школьников и родителей свои причины для недовольства ЕГЭ: слишком много в заданиях двусмысленных вопросов и очевидных ошибок.
- В любой гуманитарной системе процессы происходят медленно. Прежде чем в Англии были введены письменные тесты, дискуссии в парламенте шли 110 лет. Российским контрольно-измерительным материалам (КИМам) всего 8 лет. Это очень маленький срок! Я опрашивал детей, которые в 2008 году сдавали ЕГЭ. Задания из последнего блока госэкзамена (не тестовые) им показались совершенно адекватными, требующими творческого подхода. Сейчас государство на конкурсной основе выбирает КИМы из предоставленных разными разработчиками проектов. Раньше материалы писали классики отечественной педагогики - теперь их делает преимущественно молодежь. Так что КИМы быстро прогрессируют. И надеюсь, года через три проблем с содержанием госэкзамена уже не будет.
- Министерство образования еще не решило, должен ли ЕГЭ быть обязательным. Ваша точка зрения?
- Полагаю, только один ЕГЭ должен быть обязательным - по русскому языку. Потому что через язык определяется гражданская идентичность. Это тем более важно потому, что культура письменной речи становится доминирующей. Мы же живем в текстах! Благодаря Интернету мы все больше зависим от письменного языка. Другие госэкзамены должны быть добровольными. Не хочешь сдавать их - не сдавай. Получишь справку, что прослушал курс по перечню предметов. Потом сможешь позаниматься год-другой и сдать ЕГЭ перед поступлением в вуз.
- Кстати, для зачисления в колледж сдавать «единый» тоже не нужно.
- Благодаря этому среднее профессиональное образование начинает оживать. А квалифицированные рабочие стране необходимы. Идет массовое строительство в крупных городах. Вряд ли мы найдем специалистов высоких строительных технологий среди мигрантов... И с точки зрения карьерного роста поступление в колледж - это мудрое решение. У большинства училищ заключен договор с вузами, согласно которому можно без экзаменов поступать на 2-3‑й курс по той же специальности. Школа - колледж - вуз: вот вам образование на протяжение всей жизни! Это так называемый learning, чрезвычайно популярный во всем мире.
Прямая речь
ЕФИМ Рачевский о школьном питании:
- По сравнению с другими регионами в Москве система школьного питания устроена почти образцово. Все дети за счет ресурсов городского бюджета получают бесплатные горячие завтраки. Ребята из социально незащищенных семей (примерно 30%) также получают бесплатные обеды. Грустно, что, в то время как в некоторых регионах на подобное питание средств не хватает, в столичных школах дети недоедают предложенную еду. Почему? Во-первых, это питание отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм, но оно зачастую невкусное и неразнообразное. Во-вторых, «бюджетный» завтрак одинаково предлагается нуждающимся и тому, кого привезли в школу на хорошем «мерседесе». На мой взгляд, решение проблемы в том, чтобы менять продукты на деньги, а не на бюджеты. То есть социально незащищенным семьям нужно давать не еду, а средства на еду. Технологий здесь много: например, деньги можно перечислять на карточки. Ребенок в школьной столовой купит то, что ему захочется. И ассортимент, и качество улучшатся, когда потребитель станет голосовать рублем.