Аргументы Недели → Общество № 33(119) от 14.08.2008

Маршруткам цены нет

, 13:21

Все для бизнеса...

 СЕЙЧАС в Москве действует Целевая программа по развитию наземного пассажирского транспорта на 2007-2009 гг. Согласно ей, все маршруты городского значения обслуживает основной столичный перевозчик - ГУП «Мосгортранс». Если транспортная компания хочет пустить свои машины на любом из этих маршрутов, она подает соответствующую заявку. Та рассматривается - и город вправе принять перевозчика или отказать ему. Кроме того, не самые значимые по пассажиропотоку маршруты (либо те, которые «Мосгортранс» не в состоянии обслужить сам) отдают по конкурсу частным перевозчикам. Их в столице насчитывается 85.

 Однако между этими перевозчиками практически нет конкуренции. На маршруте обычно работает «Мосгортранс» и один из частников. Если частников двое, они продают билеты по одной цене (хотя, казалось бы, должны бороться за пассажиров - и цену уменьшать). На тех участках маршрутов, которые пересекаются, происходят истории вроде вышеописанной ситуации у метро «Октябрьская».

 «Мы участвуем в распределении маршрутов между частными перевозчиками. Но в ценообразование не вмешиваемся, - поясняют в городском Департаменте транспорта и связи. - Да мы и полномочий таких не имеем. Частники могут повышать тарифы в любое время - хоть ежедневно. Тем не менее в среднем по городу стоимость проезда в маршрутном такси не такая уж высокая - 20 рублей». Если абстрагироваться от средней по городу цены, ситуация выйдет не очень утешительной. В некоторых новых районах (например, пос. Северный в Северо-Восточном округе) не ходит общественный транспорт - только маршрутки. Так в подобных местах цена проезда достигает 35 рублей!

 «Частные перевозки - это бизнес. А у рынка свои законы, - утверждает исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Цены на проезд в маршрутках поднимаются не так часто. Если повысить стоимость всего лишь на 50 копеек, пассажиропотоки уже перераспределятся. Кому-то покажется слишком дорого - и он станет ждать автобуса. К чему перевозчикам так рисковать?»

 Почему бы перевозчикам не рискнуть и не понизить цены? Тогда, следуя логике г-на Свешникова, у маршруток появились бы новые пассажиры. Однако такой риск, основанный также на законах рынка, перевозчики не считают оправданным.
«Пока жалоб на чрезмерно высокие цены на проезд не поступало, - комментирует замдиректора московского Управления федеральной антимонопольной службы Анатолий Андрухович. - Может быть, это связано с тем, что людям не хочется возиться с жалобами. А потом они привыкают к повышенной цене».

...или все для людей?

 С ОДНОЙ стороны, владелец бизнеса сам вправе решать, сколько стоит его продукт. С другой стороны, нельзя забывать о социальной значимости этого продукта. Если вы не готовы платить 400 руб. за вход в ночной клуб, вы туда просто не пойдете. Маршрутками в Москве ежедневно пользуются (многие - вынужденно) более 1,5 млн. пассажиров. Цифра более чем внушительная.

 «Нельзя оставлять без внимания бесконтрольный рост цен на проезд в маршрутных такси, - комментирует проректор Академии труда и социальных отношений Агамали Мамедов. - Это как раз тот случай, когда на первый план должна выходить важность частных перевозчиков для жителей. Поэтому контроль за деятельностью маршруток в части установки цен пошел бы только на пользу».

 Почему бы городскому Департаменту транспорта и связи вместе с разрешением на «освоение» частными перевозчиками того или иного маршрута не выдавать также предписание о максимальной цене? Чтобы хотя бы в новых районах это были не 30- 35 руб., а 25 рублей? Тогда бы и повышения проходили планомерно. И был бы исключен сговор перевозчиков.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram