Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 33(119) от 14.08.2008

В дальней авиации новые имена и старые проблемы

, 11:26 , Обозреватель отдела Промышленность

 НИКТО такому решению командования ВВС не удивился – давно пора. Вся стратегическая авиация России поднимается в воздух на двигателях, разработанных в самарском СНТК им. Н.Д. Кузнецова, производятся они на самарских предприятиях. А все Ту‑95МС строились там же, на заводе «Авиакор».

 «Мотором» мероприятия стал руководитель летных испытаний СНТК Владимир Пташинский. Он крутился как белка в колесе, но организовал руководителей предприятий и получил поддержку на областном уровне. Губернатор Владимир Артяков инициативу оценил.

 Перед строем летчиков и технических специалистов выступали командиры, легендарный летчик-космонавт, Герой Советского Союза Игорь Волк, Герой России, заслуженный штурман-испытатель Геннадий Ирейкин, гости вручали действительно ценные подарки полкам и экипажам. В это время на взлетно-посадочную полосу стали приземляться сверхзвуковые Ту-22М3. Одного экипажа на земле так и не дождались, но «протокол» все же выдержали до конца. Оказалось, что один из полков дивизии возвращался с настоящего боевого задания: именно в эти часы грузинские войска ровняли с землей осетинские села и Цхинвал, а части 58-й армии только начали свой стремительный бросок сквозь Рокский тоннель. К вечеру о потере бомбардировщика узнала вся страна. И только когда делегация гостей отправилась восвояси, летчики «в узком кругу» помянули погибших товарищей.

 Накануне торжеств в Энгельсе на СНТК им. Н.Д. Кузнецова разговор шел сугубо деловой, с участием руководителей предприятий всего самарского «двигателестроительного куста», генеральных конструкторов. Замкомандующего 37-й воздушной армией дальней авиации Леонид Мельник в лоб задавал вопросы участникам совещания: «Когда мы наконец получим в достаточном количестве отремонтированные и модернизированные двигатели для стратегической авиации?» Страшная цифра: по разным моделям самолетов исправными считаются от 36% до 77% машин – на них нет даже «ремонтных» движков. А чтобы обеспечивать безопасность страны, ракетоносцам нужно летать. И события в Южной Осетии это в очередной раз подтвердили.

 В ответ Дмитрий Федорченко, генеральный конструктор СНТК, говорит одно: это возможно только при условии, когда работы будут профинансированы в полной мере. Сегодня, когда двигатели давно и многократно перешагнули установленный когда-то ресурс, нужны серьезные и масштабные экспериментальные работы. «С бесконечным продлением ресурсов «под личную ответственность» (а это означает и разрешение для полетов на боевое дежурство) пора кончать!» – утверждает конструктор. А ведь надо думать и о перспективных разработках. Они есть, но требуют того же – денег.

 Одна из основных проблем – сегодня заказы Минобороны для предприятий убыточны. Почему? Система «тендеров» для исполнения госзаказа предполагает фиксированную стоимость конечной продукции. А неповоротливый механизм финансирования (деньги безумно долго идут к исполнителю), достаточно длительные сроки работ в высокотехнологичной сфере вступают в противоречие с инфляционными процессами, ростом цен на энергоносители и сырье. Простой пример: рост цен на металл на 80% в течение года приводит к удорожанию изделия в 16 раз! Говорят, что ВВС России в 2009 г. обещали пойти навстречу и как-то урегулировать вопрос.

 А тут еще Роспром перестал существовать, его функции перешли к Министерству промышленности и торговли. Что из этого следует? Очередной срыв работ по утвержденной государственной программе. Так, миллионы, выделенные на летные испытания двигателя НК-93 («АН» много о нем писали), зависли в бюрократических процедурах, до исполнителей не дошли… Летная лаборатория Ил‑76, испытатели, инженеры устали жить в ожидании отмашки. Получается, опять старая история – экспериментальный двигатель, способный определить облик будущего авиации на десятилетия вперед, никому не нужен. Господа чиновники, видимо, решили тянуть до того момента, когда в стране не останется живых конструкторов, инженеров, способных поднять в небо и довести до ума такую технику (в бригаде, которая работает с НК‑93, самому «юному» специалисту 58 лет). И проблема будет снята. А экспериментальный образец – в музей или китайцам. Может, у азиатов получится?

 P.S. 13 августа ЗАО АКБ «ГАЗБАНК» г. Самара выделил 1 млн. руб. семьям четырех членов экипажа Ту-22М3, не вернувшегося с выполнения боевого задания. Об этом объявил председатель правления банка Александр Бондаренко.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram