НА СТОЛИЧНЫХ вокзалах гремели духовые оркестры. Люди удивлялись: встречают кого-то? Провожают? Да, так в этот день встречали и провожали всех тех, кто путешествовал по железной дороге. Музыка, конкурсы, лотереи, викторины – каждый чувствовал настроение праздника.
Долгая история
ЭТОТ день, День железнодорожника, из всех отраслевых праздников имеет самую долгую историю. Его начали отмечать еще в 1886 году. Правда, тогда праздник приходился на 8 июля, День именин императора Николая I, отца-основателя российских железных дорог. Традиция отмечать праздник товарищеским обедом на Павловском вокзале Петербурга соблюдалась до 1917 года. Потом настали суровые будни. И только летом 1936 г., когда Сталин после одного из совещаний с работниками железных дорог произнес тост за процветание отрасли, о профессиональном празднике вспомнили снова. Буквально на следующий день после речи вождя вышел экстренный выпуск газеты «Гудок», а спустя еще пару дней страна отмечала День железнодорожника. С тех пор праздник стал ежегодным.
В Парке Горького
«СЕГОДНЯ в РЖД работает 1 млн. 300 тыс. человек. Чтобы мы смогли вместе отметить этот праздник, любая площадка будет мала», – сказал полушутя президент компании Владимир Якунин. Конечно, большинство работников РЖД отметили свой профессиональный праздник на местах. Но и 20 тыс. человек, которые были приглашены на главное мероприятие праздника, – число немалое, так что площадка была подобрана соответствующая – Парк Горького.
Здесь собрались представители всех 17 железных дорог России, и каждая привезла свой творческий коллектив – на финал Фестиваля самодеятельного искусства «РЖД зажигает звезды». Профессиональные звезды «зажигали» тоже – «Любэ», «Чайф».
…В этот день в Парке Горького поздравляли, награждали и катали на теплоходах ветеранов. Внушительные ряды орденских планок были заметны и под белыми плащами, которые раздавали гостям организаторы, – дождь, казалось, не кончится никогда… Но вдруг распогодилось. И в этот момент в Парк Горького приехал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Глава компании с удовольствием полюбовался на праздничное действо. Успел пообщаться с журналистами. Говорил он в основном о социальном.
О старых и малых
«РУКОВОДСТВО ОАО «РЖД» решило увеличить выплаты нашим ветеранам, поддержать пенсионеров, которые не успели попасть в корпоративную частную систему обеспечения. Мы помогаем людям, награжденным знаком «Почетный железнодорожник», – рассказал Якунин. – И очень много внимания уделяем молодежи. У нас, например, установлен такой порядок, что молодые люди могут вступить в ипотеку, выплачивая только 2% годовых, остальное компенсирует компания. К тому же, если в семье есть ребенок, оплачиваем 10 кв. м площади. А для многодетных семей – до 70% взноса берет на себя РЖД.
Успешно решается так же проблема отдыха детей. В нынешнем году 85 тыс. ребят побывало в наших летних лагерях. Делаем мы все это сознательно, а не потому, что тема помощи молодым семьям вдруг стала модной. Я уверен: необходимо формировать новых людей, преданных своей стране, преданных своей компании. В конечном счете так будет формироваться новое общественное сознание».
Накануне Дня железнодорожника Владимир Якунин побывал в Ярославле. Там после реконструкции открылась одна из старейших в стране детских железных дорог. Чуть меньше 6 км полотна, с современными системами связи и автоматики, с новыми тепловозами и вагонами. Руководитель одной из крупнейших в мире железнодорожных компаний, в чьем ведении находится 86 тыс. км магистралей, посчитал для себя важным присутствовать на открытии этой дороги.
«Детские магистрали не игрушка, а наш серьезный вклад в развитие будущего кадрового потенциала отрасли», – заявляет президент РЖД. Сейчас таких дорог в России – 24, и половина ребят, занятых на них, собираются в будущем трудиться в отрасли. «Я абсолютно уверен, что работать они будут на технике совершенно другого уровня, – добавляет Владимир Иванович. – Мы не должны допустить, чтобы железнодорожная Россия и дальше отставала от мировых тенденций. А тенденция – это скорости, уже не поездные даже, а авиационные. Во Франции, например, до 576 км/час!»
Запущен новый «Спутник»
«Я могу сказать, что в 70-е годы в мире существовало только две высокоскоростных железнодорожных державы. Первая – Япония и вторая – Советский Союз, – продолжает президент РЖД. – Я считаю, что эти традиции нам нужно восстановить».
Тем не менее, в России задача пока ставится так: увеличить количество участков, где экспрессы пойдут со скоростью 350 км/час. «Мы уже договорились с крупнейшими мировыми производителями, что они поставят нам подвижной состав, необходимый для запуска скоростных поездов между Москвой, Санкт-Петербургом и Хельсинки», – рассказал президент РЖД.
К нынешнему Дню железнодорожника был открыт новый скоростной маршрут «Спутник» между Курским вокзалом Москвы и городом Железнодорожный. Для этого была почти заново воссоздана станция Кусково. Реконструированы «Москва-Курская» и «Железнодорожная». Построен новый мост через Яузу. Проложено 10 км новых путей, однако ни на день движение по загруженному горьковскому направлению не останавливалось.
Пассажирам, конечно, приходилось терпеть некоторые неудобства, добираясь дольше обычного. Зато теперь, когда реконструкция закончена, экспрессы домчат их от Железнодорожного до Москвы за 23 минуты.
В 2009-м скоростное движение будет организовано на участке Москва – Нижний Новгород. А также по всем 11 радиальным направлениям столицы, пообещал первый вице-президент РЖД Вадим Морозов.
Олимпийские дороги
ОСОБОЕ внимание в стране уделяется сейчас олимпийским объектам. У РЖД они тоже есть. Это участок Туапсе – Адлер, где предстоит заново построить 33 км путей и модернизировать всю инфраструктуру. Кроме того, это грузовые станции, рассчитанные на 20 млн. т грузов. И один из главных объектов – трасса на Красную Поляну.
Уже к сентябрю должны быть решены все вопросы с точной схемой этой трассы и с выделением под нее земли. Кажется, что Олимпиада в Сочи не так уж и скоро, но Олимпийский комитет торопит. За объекты РЖД он может не беспокоиться и наблюдать за ними в режиме реального времени: на участках уже установлены круглосуточные телекамеры, позволяющие постоянно следить за ходом работ.
Пути на ремонте
«НЕВОЗМОЖНО ни за год, ни за 3 года, ни даже за 5 лет восстановить и исправить те недостатки, которые накапливались десятилетиями, – объясняет Владимир Якунин. – Но мы делаем все возможное. В этом году объем капитального ремонта путей в 2 раза выше, чем в прошлом. Это означает, что количество участков, по которым мы не можем пропустить составы, увеличилось в 2 раза. Поэтому работать приходится с колоссальным напряжением сил. Решение проблемы видится в сокращении межпоездного интервала, внедрении тяжеловесных составов. Разработаны также технические условия для двухэтажных вагонов».
Недавно российское правительство утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года. Оно предписывает к этому сроку полностью обновить локомотивный и пассажирский парк. Реконструировать большую часть путей. «Железнодорожный транспорт впервые выделен в отдельный проект, с обязательной для исполнения государственной финансовой поддержкой в сотни миллиардов рублей», – заявил заместитель министра транспорта Александр Мишарин.
На реконструкцию путей и модернизацию техники РЖД тратит и собственные средства. И все равно остается в прибыли. За первое полугодие 2008-го она составила почти 19 млрд. рублей. При том тарифы на железнодорожное сообщение растут в 2,7 раза медленнее, чем в целом в транспортной отрасли. И в 1,2 раза отстают от инфляции. Поставщики между тем железнодорожников не жалеют. Цены на топливо с начала года выросли на 78%, на колесные оси – на 66%.
Несмотря на все сложности, Владимир Якунин считает нынешние показатели самыми лучшими за последние 15 лет. Грузооборот стабильно растет, за последние полгода – более чем на 8%. По перевозкам пассажиров цифры скромнее, особенно на пригородных направлениях. «Тем не менее в очередной раз ОАО «РЖД» проводит специальную акцию для тех, кто еще хочет успеть отдохнуть на море, – говорит Владимир Иванович. – До 28 августа на 20% снежны цены на билеты на самых востребованных в летнее время направлениях – курорты Краснодарского края».