Аргументы Недели → Общество № 31(117) от 31.07.2008

Пришелец из Африки выбрал Быково

, 17:25 , Обозреватель отдела Промышленность

Арбуз – ягода коммерческая

 ПОЛЯ Быковского района напоминают желто-зеленую шахматную доску. Желтые квадраты – рожь. Зеленые – бахчевые, тыквенно-арбузное царство. После урожая арбузов для земли очень важно отдохнуть, избавиться от сорняков. Лучше озимой ржи с этим никто не справится. Над бахчами изредка проносятся суховеи, пылевые бури. Их здесь называют «казахстанский дождь». Мелкие песчинки больно покалывают лицо, скрипят на зубах. Спасение можно найти только в раскаленном на солнце салоне автомашины.

 В степном климате ягода растет и развивается, набирает сладость естественным образом. 297 солнечных и 310 ветреных дней в году для арбуза то, что надо. Через район проходит Приволжская песчаная гряда, и арбуз здесь багарный, то есть неполивной, добывает живительную влагу на 8-метровой глубине. Арбузу засуха не страшна. В Иракской провинции Мосул, в условиях пустыни, выращивают плоды весом до полутора центнеров. Вот такая чудо-ягода, кстати, с африканскими корнями.

 И совершенно естественно, что в 1930 г. старейшую в стране Быковскую бахчевую селекционную опытную станцию НИИ овощеводства, опытную семеноводческую станцию бахчевых культур, основали в этих арбузных краях.

 Почему к нам на стол попадают невкусные арбузы? Увы, требования оптовиков не имеют ничего общего с заботой о наших вкусовых пристрастиях – печалятся ученые-селекционеры. Арбуз будет хорошо продаваться, если:

 1.Мякоть ярко-красная.
 2.
Семечки мелкие и их мало.
 3.
Полосатый – темно-зеленая полоска, светло-зеленая…

 Это запросы покупателей такие. Что поделать, консерватизм побеждает вкус.

 Например, арбуз белого цвета «Память Холодова» (знаменитый быковский селекционер), несмотря на выдающиеся вкусовые качества, успеха на рынке не имеет. Из-за «неправильного окраса».

 Еще для оптовиков важна способность плодов перенести транспортировку и хранение. Поэтому даже в разгар высокого «арбузного» сезона, с конца августа до начала октября, редко встретишь ягоды, готовые треснуть от спелости и продемонстрировать всем ало-розовое нутро. Селекционеры поработали. Это их гордость и боль – для сева берут семена не десятков чудесных сортов, которые занимали первые места на международных выставках, а всем набивший оскомину сорт «Холодок». Он лежит долго, можно сохранить до новогодних праздников, выдерживает небрежную погрузку и разгрузку. «Холодок» сорт, конечно, замечательный, но проверять такой арбуз на спелость по старинке – крепко сжимая руками и прислушиваясь, трещит – не трещит, бесполезно. Не трещит. У него конструкция такая – должен, как футбольный мячик, держать удар. Соответственно, и мякоть у него не та, «резиноватая». А память услужливо подбрасывает воспоминание детства, когда от неловкого приземления на обеденный стол огромный арбуз сам раскрылся, как раковина. Твердая и медово-сладкая сердцевина так сладко таяла во рту!

 В позапрошлом веке в Поволжье было два знаменитых сорта: Растун и Трескун. Растун достигал гигантских размеров, экземпляры до метра в диаметре были не редкость, хорошо лежал и перевозился – его отправляли вверх по Волге, в столицы. А местные жители наслаждались Трескуном. Вкус исключительный, но неказистый на вид, и спелую ягоду довезти даже до соседнего города было проблематично – корка лопалась от малейшей нагрузки.

Дизтопливо, саранча и грачи

 СЕМЕНА с опытной станции используют бахчеводы всей страны, но в особом почете они у быковских фермеров.

 Иван Базаев, выпускник Харьковского авиационного института, в авиации себе применения не нашел – его выпуск совпал с упадком 90-х. Зато достиг высот на другом поприще. Он – начальник отдела по сельскому хозяйству и продовольствию Быковского муниципального района. Начинает с места в карьер:

 – Мы одним районом всю Россию можем арбузами закидать! При нормальных условиях, конечно.

Быковские бахчеводы к попыткам перехватить рынок относятся скептически, даже высокомерно: «Кое-где арбузы получают крупные, но на вкус – трава-травой!»

 Потенциал и в самом деле высокий: арбузов выращивать до 300 тыс. тонн, тыквы – 400 тыс. тонн. За чем же дело стало? «Нас давят ценами на горюче-смазочные материалы. Как тут развиваться?» – стонут в хозяйствах. Нефтедобывающая страна (область тоже черное золото качает) заставляет платить своих сельхозпроизводителей вчетверо, даже по сравнению с ближайшими соседями. В пограничном с Волгоградской обл. Казахстане дизтопливо крестьянам обходится в 6 российских рублей за литр. У нас – 24! Кто имеет фору, судите сами. На селе пеняют: «Это в Москве сделали специально, чтобы нас уморить». Крестьяне считают, что из-за этого даже границу укрепили – дескать, так и норовят россияне дешевой казахской соляркой разжиться. Но, говорят, варианты имеются.

 Граница с Казахстаном обустроена непривычно. Смотровые вышки с мощной оптикой, а между ними вместо контрольно-следовой полосы ров. Чтобы на машине невозможно было проскочить. Но, говорят, умельцы бросают через него доски и, как по рельсам, проскакивают госграницу. Может, врут?

 Николай Чеванин, глава Быковского муниципального района, утверждает, что «от колхозов и совхозов остались одни воспоминания. На 30 с небольшим тыс. населения в районе 800 реально работающих фермеров и 5 кооперативов». Он уверен, что это хорошо, – у земли есть настоящие собственники. И урожаи они снимают, не в пример недавнему прошлому, стабильные. Капризы погоды на фермерские хозяйства в отличие от колхозных не влияют.

 А вот его заместитель Базаев охарактеризовал фермеров «взбалмошным и неуправляемым народом». Почему? Простой пример – саранча, злейший враг полевода. Администрация извернулась и сумела оплатить работу сельскохозяйственной авиации. Дело за малым – яды. Собрали фермеров, предложили: «Мы ваши земли обрабатываем, вы предоставляете препараты для опыления своих посевов. Что тут началось!» Но худо-бедно убедили, саранчу придавили.

 Теперь думают, как всем миром от грачей отбиваться, когда арбузы поспеют. Эта птица высокоорганизованная и наглая. Стоит хозяевам и работникам отвлечься, стая атакует бахчу и птицы мощными клювами проклевывают все зрелые плоды – «не съем, так понадкусываю». Говорят, на совести этих черных разбойников есть человеческие жизни. У фермера свободных средств нет, под залог земли, хозяйства, под будущий урожай берет в банке кредит, сеет, удобряет, и уже в уме подсчитывает барыши… а грачи тут как тут. Люди разорялись и накладывали на себя руки. Было и такое. Сейчас готовят «пиротехнику», бочки с карбидом, разнообразные самопалы, свистящие приспособления для обороны от налетчиков.

Должен быть круглым!

 ИНТЕРЕСНО, на Быковской опытной станции до сих пор не верят в квадратный арбуз, который постепенно завоевывает рынки Великобритании, Японии и других стран. Пока это экзотика, которая стоит в разы дороже. Японцы вывели такой сорт для удобства хранения и транспортировки, дозревают такие ягоды в стеклянных колбах. Но Татьяна Колебошина, директор опытной станции, упрямо отвергает право на существование квадратных арбузов. «Арбуз – ягода. Он обязан быть круглым, овальной формы. Квадратный – значит, не арбуз!» В душе хочется с ней согласиться – груша должна быть похожа на грушу, помидор на помидор. А то так до «дайте пожалуйста 500 граммов еды!» дойти можно… Но водители арбузовозов японскую новинку наверняка бы поддержали. На неровной дороге грузовики начинают раскачиваться, и круглые ягоды многотонным грузом скатываются на одну сторону и… машины часто переворачиваются. Квадратный плод никуда укатиться не сможет.

 А про арбуз знаменитого сорта «Астраханский» пока забудьте. Несколько лет его не сеяли, все увлеклись коммерческими сортами. Семена пролежали в хранилищах несколько лет, а потом, когда все же решили побаловать народ этим сортом, оказалось, что в семенах произошли необратимые изменения и из них получаются кривые плоды с грубой коркой и невкусной «жилистой» мякотью. Одна надежда на быковских селекционеров – авось возродят! Тем более что уникальный сортовой и посадочный материал на опытной станции есть в избытке.

 Побывать в арбузной столице России и не попробовать арбуз? Именно так. Рано. Они еще маленькие, размером с грейпфрут. Буду дегустировать быковские ягоды ближе к осени. Без риска для здоровья.

Граждане! Будьте бдительны!

 Сейчас на торговых прилавках европейской части страны арбузы на самом деле астраханские. Торговцы не врут – из Астрахани уже потянулись караваны грузовиков. Это скороспелые сорта, как правило, созревавшие под пленкой, с усердным поливом. Есть опасность нарваться на «химический» плод. Арбуз требует простора, при посадке между семенами должно выдерживаться расстояние не менее полутора метров. Из жадности многие бахчеводы используют особую технологию, сеют семена буквально рядом. И чтобы в этой тесноте «ягодка созрела», ее усердно пичкают удобрениями, включая инъекции из шприцев. Внешне отличить ядовитую «бомбу» от добропорядочного арбуза практически невозможно. Как правило, на месте укола возникает начинающий подгнивать кружок. От таких «арбузов» держитесь подальше. Еще стоит обратить внимание на «хвостик», на котором созревал плод. Он должен быть засохшим, тогда есть шанс, что арбуз достиг кондиции без допинга, отвалился от «пуповины» сам. Если он оторван «с мясом» – будьте бдительны, такой плод может таить в себе сюрпризы. И требуйте сертификат!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram