Жизнь – игра
МИЛЛИОН жителей России не мыслит свою жизнь без стрельбы по нарисованным монстрам и участия в виртуальных гонках. Исследования показали, что именно столько у нас заядлых компьютерных игроманов. Их увлечение – на грани болезни. Эти люди проводят за играми столько же времени, сколько другие на рабочем месте – от 20 до 50 часов в неделю. Остальные запускают игрушки от случая к случаю. Но тоже не редко. По опросам, у каждого третьего есть персональный компьютер. Половина хозяев использует его в основном для игр. В общей сложности в стране «играется» не менее 30 млн. человек.
…И скоро вся эта армия может остаться без игр. По крайней мере – доступных. Так уж сложилось, что подавляющее число россиян использует для игр персональные компьютеры. В то время как весь мир развлекается в основном на игровых приставках к телевизору (консолях). Беда в том, что игры для ПК постепенно «умирают». В то время как игровой рынок рвет вверх со скоростью 10% в год, этот сегмент съеживается на 8%. Так что с каждым годом для «писюков» выходит все меньше новых игрушек.
Почему бы и нам не переключиться на приставки? Камень преткновения – цены. Консоли последнего поколения и сами по себе стоят отнюдь не копейки. Например, «Сони» установила для нашей страны рекомендованную цену на «Плейстейшн 3» от 16 тыс. рублей. Ее основной конкурент – приставка «Икс Бокс 360» от «Майкрософт» влетит минимум в 8 тысяч. Хотя искушенные игроки знают, что лучше не экономить, а сразу покупать тот вариант приставки, который стоит от 11 тыс. рублей…
И это еще цветочки. По статистике, владелец приставки в конечном счете спускает на диски в 10 раз больше денег, чем на саму «железку». Так вот, стоимость приставочных игр в России ощутимо выше, чем в США. Там горячие новинки продают за 50–60 долларов. Игры, пролежавшие на полках пару-тройку месяцев, дешевеют до 20–40 долларов. Дороже продавать нельзя – максимальная стоимость установлена производителем консоли.
Но российским магазинам этот закон не писан. Они у нас словно соревнуются, кто выставит цену повыше. Готовы ли вы выложить от 2,5 тыс. руб. за только что вышедший хит для «Плейстейшн 3»? Ценовая политика ее основного конкурента – «Майкрософт» – чуть гуманнее. Но все равно, если пересчитать на доллары, получится, что по сравнению с американцами мы переплачиваем за те же игры в среднем 30%. Мало того, подавляющее большинство продающихся у нас игр не переведены на русский язык. Правда, в начале марта «Майкрософт» пообещал, что отныне все игры будут идти с русскими субтитрами. Минуло два месяца – ничего не изменилось…
Старые грабли
СЛАБО верится, что у нас отыщется заметное число желающих поучаствовать в таком «разводе». Однако же… миллион человек нашелся. По оценке аналитиков ИК «Финам», в 2007 г. сограждане расхватали 700 тыс. консолей. В нынешнем году к ним добавится еще 1 млн. экземпляров. Игрушки влетели в немалые деньги: в прошлом году только на покупку игровых приставок последнего поколения население ухнуло 2,3 млрд. рублей.
Неужели у нас стало столько богатых, что 2,5 тыс. руб. за каждый диск многим уже не кажется высокой ценой? Ларчик открывается проще. Неспроста производители охотно делятся данными о количестве проданных приставок, но отчаянно скрывают, сколько заработали на играх. По нашим данным – не много.
Судя по всему, на консоли перебазировались знаменитые отечественные компьютерные пираты. У них есть предложение, от которого трудно отказаться. Игры «из подворотни» стоят не тысячи, а всего 100–300 рублей. К тому же с появлением приставок последнего поколения работать пиратам стало легче. Раньше было непросто взломать игровой «ящик» так, чтобы он начал запускать пиратские диски. Требовался специальный чип, который обманывал систему. Впаять его в приставку мог только квалифицированный техник, его услуги обходились недешево. Для сравнения: приставка предыдущего поколения «Плейстейшн 2» в магазине стоила 7 тыс. рублей. Однако так называемый чипованный вариант (который еще надо было поискать) обходился в 12 тысяч.
Сейчас все гораздо дешевле. Пираты нашли фатальную уязвимость в защите майкрософтовской приставки нового поколения. Не нужно никаких чипов, операция взлома занимает 10–15 минут. При желании провести ее может любой. Правда, сониевская «Плейстейшн 3» пока остается невскрытой. Не то чтобы это было непосильной задачей. Просто в этом нет особой необходимости. У конкурента от «Майкрософт» – ровно те же игры и такое же качество графики. А стоит он дешевле. Зачем тогда «ломать стулья»?
Все это к тому, что мировые корпорации в нашей стране в который раз наступают на одни и те же грабли. Сначала они назначают цену в 3,5–5 тыс. руб. за свои операционные системы. А затем бурно негодуют, что учитель из бедного региона поставил детям на компьютеры нелегальные копии. Теперь та же история повторяется с игрушками. Хотя при желании выход найти несложно. Почему бы, например, не выпускать специальные русские версии игр и назначать на них приемлемую цену? Никто не будет продавать их обратно на Запад. Зато по пиратству это ударит очень сильно.
Но жадность не позволяет. Да и с переводами шевелиться неохота. Хотя понятно, что, прежде чем громогласно называть нашу страну «пиратской», не помешало бы сначала резко поумерить собственные аппетиты.
Несерьезные обороты
ВЧЕРАШНЯЯ «золушка» – индустрия электронных развлечений – внезапно расцвела и стала во сто раз краше своих «старших сестер». Похоже, музыкальной индустрии и кинематографу изменили их капризные музы. В прошлом году оборот всех голливудских студий едва достиг 10 млрд. долларов. Киношники не скрывают досады – несерьезные компьютерные игры за то же время принесли втрое больше денег. И то сказать: самая кассовая кинокартина в истории – «Титаник» – обогатила создателей на 700 млн. долларов. Но то – за многие годы. А один из майских игровых хитов – «Великое автоограбление» заработал полмиллиарда баксов за первую же неделю продаж.
Дальше будет еще веселее. По прогнозам аналитиков компании «Прайс Вотерхаус Куперс», в 2012 г. игровая индустрия принесет 68 млрд. долларов. Тогда как доходы кино «сожмутся» до 8 миллиардов. Понятно, почему уже сейчас выход новых картин на широкий экран стараются не назначать на тот же день, в который стартуют продажи игровых хитов.