Аргументы Недели → Общество № 26(112) от 26.06.2008

Предки по прейскуранту

Как сэкономить на родовых корнях

, 19:06 , Обозреватель отдела Экономика

Знаете, кем был ваш прадедушка? Если нет, то вы – не исключение. На этот вопрос не в состоянии ответить семь из десяти россиян. А уж проследить родословную хотя бы до пятого колена способен только один из ста.

Можно винить в этом советскую власть, которая косо смотрела на людей непролетарского происхождения. Можно жаловаться, что некогда ходить по архивам и обзванивать родственников. Но правда в том, что большинство из нас даже не представляет, с какой стороны надо подступаться к генеалогическому древу. Хотя можно поручить дело профессионалам. Во что обойдется путешествие в родовое прошлое? И как подешевле купить билет на эту машину времени?

Княжеский обман

Если в вашем роду не было знаменитостей, ничего страшного. Возможно, вы не узнаете, чем занимались ваши предки при Рюриковичах. Но проследить семейную историю до времен Николая II, а то и Петра I – задача вполне реальная.

Самый надежный вариант – поручить дело профессионалам. Наткнуться на мошенников в этом деле достаточно сложно. Не то чтобы их не было совсем. «Как-то мой знакомый, князь, обратился в самопровозглашенный «департамент герольдмейстеров». Там взяли предоплату за расследование генеалогического древа, но ничего не сделали, а деньги не вернули», – вспоминает глава Московского дворянского собрания Андрей Голицын.

Вторая ловушка – в нашей стране работает немало юридических контор, намеренно фабрикующих родословные. «К ним обращаются те, кто хочет эмигрировать и просит «установить», что предки были, например, немцами или греками. Сегодня это неплохой бизнес», – объясняет автор проекта «Всероссийское генеалогическое древо» Сергей Котельников.

Но отличить профессионалов от жуликов несложно. Во-первых, хорошие специалисты в этом деле наперечет. Все они на виду и завалены заказами. Во-вторых, не составит труда проверить подлинность работы. Гарантией выступают копии всех архивных документов, на основе которых восстанавливалась история рода.

Вне зависимости от того, обратитесь вы в агентство или к частному исследователю, первым делом придется заполнить анкету. В ней нужно указать информацию о месте и времени рождения дедушек и бабушек. Немалое значение имеют их профессия и сословие. Дело в том, что подробные записи о дворянах, военных, чиновниках, моряках и т.д. хранятся в отдельных архивах.

Если исследователи решат, что информации достаточно, они отправятся разгребать документы. При необходимости поднимут записи ЗАГСов и метрические книги. А если понадобится, доберутся даже до древних ревизских сказок. Но дело это небыстрое. Российские архивы работают неспешно. Кроме того, в регионах к делу обычно подключаются добровольцы. Переписка с ними растягивается на долгие месяцы.

Работа будет идти медленно, но верно. Тот, кому хватит терпения, получит подробную карту своего генеалогического древа. Но не ранее, чем через 1,5–2 года. Если у вас крестьянские корни, информацию обычно удается проследить до XVII века. Записи по дворянским родам порой дотягиваются до XIV века.

Какова цена вопроса? За рубежом генеалогические исследования доступны любому. Например, в США этот бизнес освоила секта мормонов. Она работает на спонсорские деньги, поэтому для заказчиков услуга ничего не стоит. Но от российских расценок захватывает дух. Чтобы проследить родословную по одной родовой линии (отца или матери), агентства берут 60–100 тыс. рублей. Две линии в 1,5 раза дороже, четыре – вдвое… Полное генеалогическое исследование по всем веткам предков может влететь в 500 тыс. рублей.

Бумажная работа

В общем, генеалогия – дело недешевое. Оправданы ли расценки? Конечно, архивы не упускают случая содрать деньги за поиск документов. Возможно, придется разориться на звонки и поездки по местам, где обитали предки. Но, как ни крути, сотнями тысяч рублей тут и не пахнет.

Значит, гораздо дешевле «вырастить» родовое древо самостоятельно. С чего начать? «Самое сложное – найти корни в ближайшем прошлом, после 1917 года, – отмечает историк-архивист, профессиональный генеалог Дмитрий Панов. В послереволюционной России люди часто меняли фамилии, исчезали неведомо куда, да и порядку в архивах было мало.

Но не все концы потеряны. Вкратце схема поиска такова. Сначала – опросы родственников, раскопки в домашнем архиве, поиск старых документов и писем. Цель – узнать полное ФИО, место, дату рождения и сословие ваших предков, родившихся до 1917 года. Если ничего не выходит, нужно послать запрос в ЗАГС.

Справки в ЗАГСах выдают бесплатно, но только родственникам. Если удалось довести род до 1917 года, дальше путь лежит в областные и краевые архивы. Здесь хранятся метрические книги, служебные дела, ревизские сказки, земельные реестры, гимназические дела до 1790 года. Правда, в таких местах на запросы отвечают не бесплатно, а за 200–600 рублей.

Хотите узнать, что было еще раньше? Тогда путь лежит в центральные государственные архивы. Информация до 1790 года, включая материалы первых трех ревизий (1724–1763) и переписных книг более раннего времени, хранится в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) в Москве. Российский государственный исторический архив (РГИА) в Петербурге хранит родословные дворянские книги по губерниям.

Областные архивы – особая тема. «Есть регионы, что называется, благодатные для поиска. Это Север России, Урал, Средняя Волга, области близ Москвы», – объясняет Сергей Котельников. Там сохранились архивы, исповедные ведомости, метрические книги, ревизские сказки, дворянские родословные книги. Проблемные регионы – Белоруссия, Украина, Кубань, Псков. Это территории, где было больше всего войн и крестьянских волнений. Кроме того, архивы отличаются по приветливости сотрудников. В Казани и Кирове вам охотно помогут. А в Оренбурге или Самаре, скорее всего, вежливо отправят куда подальше…

Архивные раскопки – особая наука. Чем дальше в глубь веков – тем больше сложностей и тонкостей. Поэтому рано или поздно все-таки придется консультироваться у специалиста. Правда, можно постоянно повышать собственную квалификацию. Сейчас по всей стране открывается множество генеалогических обществ, кружков, клубов и товариществ. Люди там помогают друг другу не только советами. Отличный способ удешевить и ускорить работу – заняться поиском по обмену. Вы ищете чьих-то предков в архиве Самары, в ответ вам помогают в архиве Омска...

К тому же генеалогические раскопки – замечательное хобби. Можно представить себя участником тех давнишних событий, предугадать, как мог повести себя предок в той или иной ситуации… Порой в древних бумагах находятся подлинные жемчужины. «Как не улыбнуться, когда читаешь в архиве такую запись в военных сводках за 1915 год, – делится Сергей Котельников, – «поручика Ястржембского и прапорщиков Суркова и Абрамовича и с командой лейб-улан отправить в обоз...»

Великие имена

Хорошо быть знаменитым. Генеалогические древа президентов и деятелей культуры холят и лелеют десятки профессиональных исследователей. Правда, при этом часто всплывают умопомрачительные подробности. Например, архивариусы докопались, что дед Владимира Ульянова носил фамилию Ульянин. Он сменил ее… в целях конспирации. Будучи крепостным, дед Ленина с разрешения помещика отлучился на заработки. Но не вернулся в отведенный срок, загулял и подался в Астрахань. Где и прожил несколько лет, сказавшись Ульяновым.

А какие захватывающие подробности открывают генеалогии других советских вождей! Папу Отца народов зарезали в пьяной драке. Он был дебоширом, прославившимся на весь грузинский город Гори. Никита Хрущев, хоть и появился на свет в шахтерской семье, с большой долей вероятности был незаконнорожденным сыном помещика. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов всю жизнь успешно скрывал, что воспитывался в семье купца Флекенштейна...

Само собой, карту родового древа бесплатно рисуют всем обладателям президентского удостоверения. Как только в Кремль въехал Дмитрий Медведев, сразу выяснили, что его предки – крестьяне из деревни Мансурово Курской области. Забавный факт о Владимире Путине. Его дедушка, Спиридон Иванович, в 1920-е годы работал… в Горках. Он долгие годы был поваром у Надежды Константиновны Крупской. А до революции готовил в лучших столичных ресторанах.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram