Аргументы Недели → Общество № 18(104) от 07.05.2008

Личное отношение

, 00:00

Режиссеры отвечают на вопросы газеты «Аргументы неделi»

 1. Почему вы решили принять участие в проекте телеканала «Звезда» «Личное отношение»?

 2. Из вашей семьи кто-то воевал в Великую Отечественную?

 3. Что из истории войны затрагивает вас больше всего?

 4. Существует ли у вас традиция отмечать 9 Мая?

 5. Что можно сделать, чтобы ветераны чувствовали себя героями не только один день в году?

 6. Ваше личное отношение к Великой Отечественной?


 

 ЕГОР Кончаловский (режиссер «Кракатук», «Консервы», «Антикиллер»):

 1. Во-первых, считаю 9 Мая единственным настоящим праздником, который остался из советского наследия. Это великая Победа великого народа. Во-вторых, мне хотелось сделать сюжет о ветеранах, о тех людях, которых остается все меньше. Это удивительное поколение. Я это понял по-настоящему, когда делал сюжет о своем деде, Сергее Михалкове.

 2. Оба деда воевали, прошли войну от начала до конца. И Сергей Михалков, и Владимир Аринбасаров, дед по матери. Он был очень тяжело ранен, в теле остался осколок.

 3. При огромном уважении к ветеранам и к Победе я считаю, что руководство партии и правительства вело эту войну преступно. В памяти остается негатив: как война начиналась, сколько безоружных солдат попало в окружение, штрафные батальоны… Конечно, помнятся и подвиги из школьных уроков истории – 28 панфиловцев, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская... Но, к великому моему сожалению, мы закидали врага трупами наших солдат. Даже если взять оборону одного города, великого Ленинграда, то в попытке взять его немцев погибло в разы меньше, чем наших солдат, которые защищали город, и самих ленинградцев. Поэтому, конечно, цена Победы в войне была огромной. Бездарность и идеологическая муть, присущие советской власти и компартии Советского Союза, очень серьезно помешали войне. В первую очередь потому, что наша армия была обезглавлена во время чисток 30-х годов ХХ века.

 4. На самом деле у нас нет традиции отмечать 9 Мая. Не считаю его очередным поводом веселиться и выпивать. Считаю, что это действительно праздник «со слезами на глазах», скорбный праздник, учитывая ту цену, которую мы заплатили за эту Победу.

 5. Ветеранов – наших национальных героев, спасителей России – осталось совсем мало, десятки тысяч. После того как советская власть рухнула, годы безвременья, перестройки очень поспособствовали тому, чтобы ветеранов осталось так мало. Их нужно на руках носить! Я не говорю о социальных вещах, о льготах и повышенных пенсиях. Мне кажется, государство должно полностью взять ветеранов на свое содержание. Как раньше у привилегированных советских людей были открытые счета в банке: государство предлагало им тратить столько, сколько они могут. Мне кажется, что-то подобное должно быть сделано для наших ветеранов.

 6. Это была страшная война и страшное зло – Третий рейх, фашизм. Но, повторю, к несчастью, к началу войны нашей страной руководили столь бездарные люди, что нам пришлось заплатить слишком большую цену за Победу. Мы потеряли больше людей, чем все остальные страны, участвовавшие во Второй мировой. А если учесть ГУЛАГ, который тоже работал на победу и там погибли десятки миллионов зэков, то, конечно, это не самая лучшая страница в истории России. Войну выиграл солдат, просто вынес ее на своих плечах. Это чудо. Мы несколько раз были близки к краю пропасти.

 ДЕНИС Нейманд (режиссер «Открытое пространство», «Жесть»):

 1. Потому, что я действительно имею ЛИЧНОЕ отношение к этому празднику. Мне понравилось качество подхода к теме. Я живу в Петербурге, который до сих пор с трепетом называю Ленинградом именно из-за блокады. Часто хожу мимо надписей: «Граждане, эта сторона при артобстреле наиболее опасна», и мне всегда кажется, что за ними стоит какая-то трогательная история. И вот представился случай открыть эту страницу. Я попытался сделать простую реконструкцию, как будто это маленькая диорама в музее, – ничего от себя и в то же время только личное.

 2. Оба деда закончили войну полковниками, а бабушка, которой сейчас 92 года, ушла на фронт добровольцем и дошла до Вены с 3-м Украинским фронтом. Она вернулась в Ленинград в 45-м, беременная моей мамой. Так что и я сам, в некотором смысле, – плод военно-полевого романа. Естественно, от всех этих людей слышал множество историй о той войне. Но самое главное, пожалуй, впитал черты их характеров. Они меня любили и любят, а они умеют это делать, как никакое другое поколение...

 3. Помню рассказ деда, который участвовал в обороне Севастополя, а потом руководил разминированием Севастопольской бухты. При отступлении гитлеровцы подвели множество железнодорожных путей к обрыву над морем и сбрасывали туда целые составы со своими ранеными, которых им пришлось оставить. Вагонов было столько, что они уже не тонули, а образовывали гигантскую гроздь, повисшую над водой. Десятки несчастных умирали в них не сразу, возвращающиеся в город севастопольцы долго слышали их стенания и плач, но помочь им было невозможно. Мне кажется, это глубоко библейский конец захватчиков.

 4. Каждое 9 Мая я звоню бабушке, которая живет далеко от меня, и уговариваю ее надеть боевые награды. Она почему-то всегда стесняется. Возможно, это женское кокетство, но оно приятно той ролью, которая достается в этой ситуации мне. К сожалению, те дни 9 Мая, когда за стол садилась вся семья, – в прошлом, но я продолжаю праздновать с друзьями, мы почитаем этот праздник.

 5. Наверное, нужно продолжать делать хорошие фильмы о войне. И еще очень важно, чтобы эти фильмы были честными, как «20 дней без войны», например. Они всегда будут интересны, потому что в них описываются сильнейшие человеческие чувства. Не надо этого стесняться.

 6. Я завидую участникам войны, мне кажется, эти люди были счастливы, потому что с самореализацией, исполнением своего предназначения, чувством собственного достоинства у них было все в порядке.

 ДУНЯ Смирнова (режиссер «Связь», сценарист «Глянец», «Прогулка», «Дневник его жены», «Восемь с половиной долларов»):

 1. Мне понравилась идея именно личного отношения, то есть не казенных, навязанных пропагандой образов, а своих собственных ассоциаций и чувств. Кроме того, интересен формат – трехминутный фильм. Это сложно, очень мало пространства для истории, а решать трудные задачи всегда интересно. Фильм моего отца «Белорусский вокзал» показывают каждый год в мае. А вот деду моему он не нравился. И мне жалко их обоих, что они друг друга не понимали. Я просто хотела им сказать, что люблю их. Мой фильм адресован тем, кто помнит 70-е годы. Те, кто младше, не поймут, о чем речь.

 2. Воевали оба деда. Оба были журналистами и писателями. Один писал о флоте во время войны – «Гангутцы», книжка об обороне Гангута. Второй – автор книги «Брестская крепость».

 3. Помню, лет в 12 я узнала, что побывавшие в плену считались потом на родине врагами и попадали в лагеря. Меня это тогда страшно поразило. Еще я никак не могла уяснить, почему любимая песня моих обоих дедов (и моя до сих пор) «Враги сожгли родную хату» была запрещена.

 4. Отмечали, пока живы были деды.

 5. Детям нужно книжки хорошие читать – «В окопах Сталинграда», например. А дедам – чтобы их внуки и правнуки любили и не бросали.

 6. Я часто думаю о женщинах, которые ждали годами своих любимых, не зная, живы ли они, приведет ли Бог снова встретиться, страдали, голодали, растили детей и ждали, ждали… Мужчины воевали, делали свое страшное, тяжелое дело, а женщины ждали в пустоте, немоте, в каменном одиночестве.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram