> ЛОР Ольга Денисова из Морозовской ДКБ крушит детский иммунитет и зарабатывает деньги? - Аргументы Недели

//Общество 13+

ЛОР Ольга Денисова из Морозовской ДКБ крушит детский иммунитет и зарабатывает деньги?

9 февраля 2026, 12:50 [ «Аргументы Недели» ]

Мы уже не раз писали о некоторых медицинских «специалистах» из Морозовской ДКБ, в том числе об Ольге Денисовой. Проблема, связанная с деятельностью этого врача и последствиями её работы, уже не раз поднималась нами. Сегодня мы продолжим разговор.

Когда нужно удалять аденоиды

Каждая вторая мама на приёме начинает разговор примерно так:

- Наш ЛОР говорит, что нам нужно удалять аденоиды, просто настаивает, и я не знаю, что делать…

Давайте сразу договоримся: ребенок ваш, а не ЛОР-врача, и отвечаете за ребенка до его 18 лет только вы. Чтобы вам не советовали врачи, окончательное решение принимаете тоже только вы – больше никто.

Доктора убеждают нас, что все проблемы от аденоидов – и частые ОРВИ, и снижение слуха, и затруднение дыхания через нос. Говорят, что увидел аденоиды – отправляй на удаление, других способов их лечить все равно нет.

Стоимость удаления аденоидов сейчас – 50-70 тысяч рублей, и эти деньги точно ни для кого не будут лишними.

Если бы в медицине было бы все так просто, как говорит Ольга Денисова, можно было бы и согласиться, но на деле все намного-намного сложнее. В итоге оказывается, что дети продолжают часто болеть даже после удаления аденоидов, слух после аденотомии не восстанавливается, и даже дыхание через нос становится лучше далеко не всегда.

Аденоиды – это лимфоидная ткань, миндалина, расположенная позади носа, в носоглотке. Увидеть их при стандартном ЛОР-осмотре нельзя. Нужны или пальцевое исследование носоглотки (сейчас оно не проводится врачами), или осмотр при помощи зеркала, или рентген, или эндоскопия. Когда ребенок начинает болеть простудными заболеваниями, его иммунитет «учится» противостоять вирусам и бактериям. Так вот, это «обучение» проходит именно на аденоидах.

Профессор кафедры ЛОР-болезней педиатрического факультета РГМУ Татьяна Ильинична Гаращенко, любила шокировать студентов:

«Поднимите руки у кого в детстве удалили аденоиды».

В аудитории поднимался лес рук.

«Поздравляю, вам удалили центральный орган иммунной системы», – подчёркивала она.

Аденоиды в становлении иммунитета у детей от 2 до 6 лет играют очень и очень важную роль.

Почему аденоиды увеличиваются?

Обычно ребенок болеет с отеком слизистой оболочки носа (этот отек хотя бы на время можно снять сосудосуживающими каплями) и отеком аденоидов (тут сосудосуживающие капли бессильны). Если респираторные инфекции становятся слишком частыми, аденоиды не успевают восстанавливаться и остаются отёчными даже тогда, когда ребенок не болеет. Вот тут-то и появляется ЛОР-врач, который начинает настаивать на удалении аденоидов.

При обследовании на поверхности аденоидов врачи обнаруживают аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальный вирус, вирус герпеса VI типа и даже вирус Эпштейна-Барр. А вот результаты посевов на флору с поверхности аденоидов получаются скудными. Ну, вырастет золотистый стафилококк. Ну, эпидермальный стрептококк, который вообще не вызывает никаких инфекций. Зато в толще удаленных аденоидов врачи находят и гемофильную палочку, и моракселлу, и пневмококк. И вот с этим «зверинцем» жить становится очень и очень непросто.

Эндоскопия в Морозовской ДКБ вообще заслуживает отдельного обсуждения. Хитрости профессии в любом деле есть, здесь же много тонкостей. Нужно учитывать, под каким углом находится ребенок в момент процедуры, подложена ли подушка и многое другое. Соответственно, корректироваться может и степень аденоидов у ребенка - то ли вторая, то ли третья и т. д.

Данные, ставившие под сомнение безобидность тонзиллэктомии, наукой были получены уже некоторое время назад.

В 2014 году, например, известный пульмонолог из Бостонской детской больницы Элиот Кац установил, что удаление миндалин может привести к избыточному весу у детей 5-10 лет.

В исследовании принимали участие 464 ребенка, страдавших от ночного апноэ в результате разрастания миндалин. Пациенты были разделены на две группы: первой удалили миндалины и аденоиды, вторую лечили медикаментозно.

Через семь месяцев избыточный вес в прооперированной группе появился у 52%, а в группе принимавших медикаментозное лечение, – у 21% пациентов.

Самое обидное заключалось в том, что, набрав вес, дети опять стали страдать от апноэ.

Были и другие исследования, демонстрирующие повышения рисков некоторых заболеваний после удаления миндалин, однако все они имели определенные ограничения.

И вот в июне 2018 года была опубликована масштабная работа трех ученых: доктора Шона Байэрса из Школы биологических наук университета Мельбурна (Австралия), доктора Стефана Стернса из университета Йеля (США) и доктора Якобуса Бумсмы из университета Копенгагена (Дания).

Про датскую часть исследования нужно сказать особо.

Дело в том, что эта страна с недавних пор стала поставщиком информации для самых разнообразных эпидемиологических исследований, потому что в Дании создана обширная и подробная база медицинских данных о жителях страны, родившихся между 1979 и 1999 годами, позволяющая делать репрезентативные выборки в разных возрастных когортах.

На этот раз ученые проанализировали данные 1,2 миллионов детей вплоть до возраста, когда им исполнилось 30 лет. У 17 460 из них были удалены аденоиды, у 11 830 – гланды, у 31 377 – и те, и другие. Все операции были проведены детям в первые девять лет их жизни.

Ученые сравнили, чем и как болели три прооперированные группы и непрооперированные дети в последующие годы жизни. При этом для всех групп они отобрали тех детей, которые в первые девять лет жизни были в целом здоровы, то есть не страдали какими-либо хроническими заболеваниями.

По словам доктора Байэрса, исследователи выбрали возрастной промежуток до девяти лет, поскольку это как раз то время, в которое, с одной стороны, проводится большая часть операций по удалению гланд и аденоидов, с другой – именно в этот период времени миндалины особенно активны.

Что же установили ученые?

При сравнении группы, прошедшей тонзиллэктомию, с неоперированной группой, исследователи отметили у нее почти тройное повышение относительного риска заболеваний верхних дыхательных путей. Это грипп, пневмония, астма, хронические обструктивные болезни легких (ХОБЛ – группа, включающая бронхиты, эмфизему и другие заболевания).

Абсолютный риск в сравнении с распространенностью этих заболеваний в популяции был повышен на 18,61%.

Аденоидэктомия повышала более чем вдвое относительный риск ХОБЛ и почти вдвое – риск болезней верхних дыхательных путей и конъюнктивита. Абсолютный риск ХОБЛ был также слегка повышен, а риск болезней верхних дыхательных путей повышен почти в два раза.

Ученые проверили, какое влияние оказали операции на те болезни, которые удаление гланд и аденоид призвано было вылечить. И вот что оказалось.

Тонзиллэктомия вылечивала от тонзиллитов, что вполне логично: нет органа, значит, он не может болеть. Аденоидэктомия существенно снижала риск расстройств сна.

При этом, однако, проблемы с дыханием вплоть до возраста 30 лет не улучшались в результате оперативного вмешательства. Не влияло удаление миндалин и на заболеваемость синуситами.

А вот аденоидэктомия без удаления гланд повышала относительный риск воспаления среднего уха (отита) в 4-5 раз и вела к существенному увеличению риска синусита.

Получается, что большая часть краткосрочных улучшений недолговечна, а вот в длительной перспективе удаление миндалин скорее вредно, чем полезно. Поэтому, если есть возможность консервативного лечения у пациента в возрасте до девяти лет, то лучше всегда прибегнуть к нему.

Читайте также:

 

«Теневой конвейер врача Морозовской ДКБ Ольги Денисовой»,

 «Отоларингологи Морозовской ДКБ и конвейер врача Ольги Денисовой».

НХ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте