Аргументы Недели. Челябинск → Общество 13+

Операция особой секретности: Челябинск, ноябрь 1941 года

, 14:30

А начиналась эта история так.

- Мирный Челябинск. И у нормальных людей сегодня праздник. На центральную площадь с трех улиц непрерывно вливаются радостные и возбужденные колонны демонстрантов. Очередная годовщина Октябрьской революции… Только я один сижу у приоткрытого окна технического помещения, что под самой крышей над Центральным гастрономом, прямо напротив праздничных трибун, и внимательно через оптический прицел разглядываю проходящих мимо людей. Корректировщика огня у меня нет, и мне самому поэтому дедовскими методами приходится высчитывать возможное отклонение полета пули… На улице ветрено, опять же перепад высот… А промахиваться мне в случае чего нельзя, и это давит основательно. Потому, что по штабным документам я снайпер… Ужасно мерзнут пальцы рук… Да и рация на подоконнике постоянно хрипло и отрывисто передает какие-то не касающиеся меня команды из дежурной части УВД… Оно слушать надо…

После этого события прошло совсем немного времени, и на закрытом приеме ветеранов УНКВД в УВД Челябинской области я близко познакомился с человеком, тоже обеспечивавшим, но в 1941 безопасность проведения праздничных ноябрьских мероприятий в Челябинске. Случай свел нас вместе, и мы разговорились. И мне удалось даже кое-что из его рассказа записать на память…

Бойся враг, замри и ляг…

- Время, конечно, Володя, для празднования было выбрано не самое удачное. Но надо было вдохнуть бодрость в людей… Четыре месяца страна буквально полыхала в огне страшной войны. Наша армия отступала под ударами вермахта, стремительно рвавшегося к Москве. Ежедневные неутешительные сводки Информбюро, слухи о переносе столицы в Куйбышев (Самару), о бегстве Сталина из осажденной Москвы и о твердом намерении Гитлера не позднее 16 октября овладеть ею, и провести парад на Красной площади, способствовали возникновению паники…

- Естественно, когда танковые колонны фашистов уже грели свои моторы у самых ворот столицы, а из-за сложной обстановки на фронте 20 октября в Москве и пригородах было введено осадное положение, руководство страны приняло действительно отчаянное решение: с размахом отпраздновать 24-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. И уже второго ноября члены Политбюро ЦК, оставшиеся в Москве, после долгих размышлений, утвердили постановление "О праздновании XXIV-й годовщины Великой октябрьской социалистической революции". И на следующий день, с соблюдением особой секретности, оно было доставлено спецсвязью секретарям краевых и областных комитетов партии и ЦК союзных республик. Местным властям предоставлялась возможность самостоятельно принимать решение о форме, масштабе и месте проведения праздничных мероприятий. С учетом обстановки в регионе…

- Мало кто понимает сегодня, какая тогда ответственность легла на плечи сотрудников НКВД И НКГБ. В нашем ведомстве еще в 1940 году, в связи с началом мировой войны, начальник УНКВД по Челябинской области издал в июле приказ, предусматривающий передачу в суды военного трибунала войск НКВД всех сотрудников: прогульщиков и самовольно ушедших с работы. Ты пойми, Володя, суровые времена действительно диктовали свои правила. И чекисты первыми начали работать по «законам военного времени»…

Справка:

С началом войны началось массовое переселение на Урал беженцев и эвакуированных из западных районов СССР. Круглосуточно шли эшелоны с оборудованием заводов для их развертывания в тылу.

А кроме того, в общей сложности органы НКВД эвакуировали 750 000 заключенных из 27 лагерей и 210 колоний. Еще 140 000 были эвакуированы из 272 тюрем и отправлены в другие тюрьмы на востоке страны. Многие арестанты из за отсутствия транспорта неделями шли пешком…

В первых числах ноября 1941 года Начальник УНКВД СССР по Челябинской области, с учетом сложившейся в регионе ситуации, издал приказ №00194 «О разгрузке тюрем УНКВД от осужденных заключенных и выводе их в колонии лагеря». В приказе отмечалось в частности, что в тюрьмах области скопилось недопустимо большое количество, более 7000 осужденных заключенных. К тому же в связи с наступлением холодов осуществлялась практика вывода только мужчин и только одетых в ватную и шубную одежду….

Было также обращено внимание на то, что значительно участились случаи побегов из мест лишения свободы…

Челябинский краевед Алексей Яловенко в своей монографии «Тайны Верхнеуральского политизолятора» перечислял многих известных «врагов советской власти», сконцентрированных в мрачной тюрьме Челябинской области. Среди них он называл и известную анархистку – эсэрку Фанни Каплан, стрелявшую в 1918 году в Ленина. Об этом якобы рассказывал бывший прокурор отдела по надзору за местами заключения челябинской областной прокуратуры Иосиф Наумов. А неподалеку от тюрьмы к тому же поселилась и ее родная сестра, стремившаяся установить связь с секретной узнией…

Из циркуляра начальника УНКВД Челябинской области всем начальникам отделов, горотделов и гор (рай) отделений УНКВД по Челябинской области:

- …По имеющимся данным в ряде городов и районов антисоветский элемент значительно активизировал вражескую работу, сколачивает контрреволюционные повстанческие организации…

Предлагаю

Немедленно пересмотреть все имеющиеся агентурные разработки и следственные дела и произвести изъятие активного контрреволюционного элемента, обратив особое внимание на ликвидацию повстанческих групп и организаций…

Где линию фронта кромсало,
Навстречу смертельной беде
Верховная Ставка бросала
Дивизию НКВД…

  - Уже в июле, Володя, оперативные отделения УНКГБ станций Челябинск, Курган и Троицк исходя из ситуации получили задания: в связи с военной обстановкой в стране проинструктировать и мобилизовать всех наших негласных помощников на выявление и задержание диверсантов. Обстановка в регионе приближалась к фронтовой… Через агентуру и другие источники нам требовалось организовать глубокую проверку всех поступающих на транспорт новых работников. Старые в основной массе ушли на фронт. Параллельно требовалось развернуть масштабную работу по выявлению злостных распространителей провокационных слухов, направленных на ослабление обороноспособности Советского Союза и принять действенные меры по их пресечению. Жестко и безотлагательно… Тебе трудно сейчас это представить, но действительно в течение самого короткого времени наши оперативные работники сумели организовать агентурное обслуживание тысяч эвакуированных из Прибалтики, Западных районов Украины и Белоруссии, среди, которых, по нашим сведениям, могли находиться агенты Германской разведки и их пособники.

И ты еще учти, что за время войны агентурный аппарат тоже подвергся огромной текучести, в особенности в начале войны, когда значительное количество агентуры было также призвано в армию и перемещалось по стране в порядке эвакуации… Фактически в течение нескольких месяцев наш агентурный аппарат целиком обновился...

А тут еще в первые же месяцы войны все объекты Наркомцветмета, Наркомчермета и Наркомата угольной промышленности СССР, расположенные на территории нашей области, выполнявшие задачи правительства по вооружению армии и снабжению предприятий оборонной промышленности углем, черным и цветными металлами, так необходимыми для изготовления снарядов, орудий, самолетов и танков, для предотвращения актов вредительства, диверсий, саботажа и своевременного пресечения деятельности враждебных элементов были немедленно переданы под оперативное обслуживание сотрудникам УНКВД. Работать приходилось сутками…

- И получается, что практически с нуля, осенью 1941 года вам нужно было создавать агентурно-осведомительную сеть на десятках, действующих и разворачивающихся на ровном месте, практически в чистом поле, после эвакуации с территории Европейской части страны крупных предприятий… А ведь многие ваши оперативные сотрудники в первые же дни добровольцами ушли на фронт в войска НКВД. И в территориальные органы на службу срочно призывалась неподготовленная молодежь. А учиться ей было некогда, работать было надо…

- Многое. что удивительно, из того времени крепко врезалось мне в память. Все происходящее, нами тогда воспринималось очень остро. Это потом мы уже попривыкли к происходящему… Ну, и многое нам действительно было в диковинку. Было дело ошибались, портачили… Помню в первый месяц войны проводили операцию по изъятию подозреваемого в шпионаже формулярного учетника. Так мы тогда учитывали антисоветский элемент, состоящий на оперативном учете. Тогда это так называлось. И молоденький следователь УНКГБ не изъял почему-то на обыске адресованный за границу пакет, я это хорошо помню, и еще ряд каких-то представляющих оперативную ценность документов и предметов. Хотя его по этому поводу предупреждали, присутствующие на операции оперативные сотрудники. Скорее всего, просто растерялся парень... А дело было, где-то на производстве. Более того он даже разрешил обвиняемому под каким-то предлогом вызвать сослуживца уже арестованного по этому делу другого члена шпионской сети, и разрешил им между собой вести разговоры… Старший нашей группы отвлекся на мгновение, и еще один предполагаемый нами фигурант, находившийся тут же, бросился бежать. За ним погнались конвойные и догнав, задержали его. Но в результате всей этой неразберихи обыск был скомкан, и были изъяты не все документы и вещи, а только принадлежащие непосредственно одному обвиняемому. Следователь тогда по молодости отделался строгим выговором в приказе начальника УНКГБ области, но переживал и боялся конечно же сильно, могли ведь и под трибунал за такое отдать…

- И в такой сложной оперативной обстановке в Челябинске партийно-советскими органами было принято решение торжественно отмечать седьмое ноября 1941 года… Не побоялись…

- Что ты, Володя, боялись конечно же. Поэтому каждый день ужесточали оперативно-чекистский контроль…

Чем дышит партии вершина мы узнаем не из газет…

Справка:

Из приказа №00171 Начальника УНКВД Челябинской области, майора государственной безопасности Булкина

«Об агентурно-оперативном обслуживании в дни празднования 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции».

….В связи с подготовкой и проведением празднования 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции агентура германской разведки и осколки разбитых эксплуататорских классов, контрреволюционных партий и организаций внутри СССР неизбежно   активизируют свою антисоветскую   деятельность   и осуществляют попытки   и организации актов вредительства и диверсий на предприятиях промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства и других отраслях народного хозяйства с тем, чтобы ослабить обороноспособность нашей страны.

Перед лицом грозящей опасности, нависшей над Родиной, органы Советской разведки обязаны мобилизовать все усилия и обеспечить государственную безопасность нашей Социалистической Родины.

Приказываю

Начальникам оперативных отделов УНКВД

…Списки участников торжественного заседания 6 ноября и демонстрации 7 ноября проверить через первый спецотдел и оперативные отделы УНКВД и представить мне или моему заместителю на утверждение списки лиц, подлежащих отводу, с указанием мотива…

… Подозрительных по террору и диверсии военнослужащих под благовидным предлогом отвести от участия в параде….

…. Подозрительных по террору и диверсиям объектов разработок, обставить агентурой и установить наблюдение за их продвижением в предпраздничные и праздничные дни….

- Кому-то возможно все это может показаться чрезмерным, Володя, но в области, где до начала двадцатых годов продолжались ожесточенные бои гражданской войны, и немалая часть населения поддерживала белоказаков, колчаковцев и «Голубую армию» сотника Мировицкого…, а ведь были еще и прятавшиеся все эти годы от мобилизации дезертиры и нам после нападения фашистов, собиравшихся уничтожить Советскую власть, работать было совсем не просто…

Редакция благодарит Ольгу Яловенко за представленные архивные материалы

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram