> «Мы виноваты в том, что хочется им кушать» - Аргументы Недели

//Общество 13+

«Мы виноваты в том, что хочется им кушать»

15 октября 2025, 13:24 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский  ]

Если ещё год назад мы говорили о сложностях с поставками и завышенных ценах, то сегодня ситуация с автомобильным рынком, похоже, стала ещё хуже. Падение спроса, закрывающиеся автосалоны и забитые перекупщиками площадки — всё это говорит о серьёзном кризисе, который может привести к непредсказуемым последствиям. Официальная статистика не оставляет места для оптимизма. За первое полугодие 2025 года в России было продано всего 607 478 новых автомобилей. Это на 28% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, когда рынок показал результат в 844 662 машины. Цифры говорят сами за себя: авторынок в полном упадке!

При этом, как ни странно, падение спроса на отечественные автомобили оказалось относительно небольшим — всего 11%. Было продано около 333 тысяч машин российских брендов. Это свидетельствует о том, что часть потребителей, столкнувшись с недоступностью иномарок, переориентировалась на продукцию АвтоВАЗа и других отечественных производителей. Однако это не спасает ситуацию в целом.

Почему так происходит? Причин несколько.

Во-первых, это завышенные цены на автомобили, которые не соответствуют уровню доходов большинства населения. Главная причина — недоступность денег. Речь идёт не только о наличных средствах, но и о кредитах. Если раньше взять автокредит было относительно просто, то сегодня высокие процентные ставки и жёсткие требования банков делают это практически невозможным для многих потенциальных покупателей. А покупатели с деньгами постепенно заканчиваются. Они же не печатают деньги и не добывают их из воздуха. Всё меньше людей готовы платить за автомобили в два-три раза больше их реальной стоимости.

Во-вторых, что вытекает из первого пункта, общее падение спроса. В-третьих, возможно, проблемы с логистикой и поставками комплектующих.

Что значит падение спроса на автомобили? Да то, что наше автомобилестроение под угрозой схлопывания.

Но кто в этом виноват? Неужели те самые покупатели, которые не могут приобрести некогда желанного «железного коня»? Или все вдруг резко захотели пересесть на общественный транспорт или ходить пешком? А может сам автопром виновен в своих бедах? Ведь, как выясняется, и производят у нас «лошадок с двигателями внутреннего сгорания» намного меньше, чем требуется. А отсюда и высоченные цены. Но может автопроизводителю выгодно выпустить поменьше, а продать подороже? Кажется, что при таком раскладе при меньших усилиях можно получить больше прибыли? Но вот только оказалось, что это не так. Ибо кошельки у россиян не резиновые и не ломятся от крупных купюр, которые девать некуда. Вот и упал спрос. А вместе с этим растворяется мечта о больших прибылях при наименьших затратах.

Вот нам некоторые ставят в пример китайский автопром. Дескать, развивается, чертяка, просто «адскими темпами». И никакой «затоварки» на складах. И спрос не падает.

Миллиардер Олег Дерипаска говорит о том, что в 2024 году в России выпустили всего 1,073 млн автомобилей, включая грузовые и автобусы. В Китае за тот же период — 31 млн. Столь большие объёмы выпуска, как думается, позволяет китайцам держать цены на авто доступными для потребителей. И при этом не без большой прибыли. К 2030 году, по прогнозам экспертов, КНР будет экспортировать 10 миллионов автомобилей в год. В России же — обратная динамика: только за январь—август 2025 года производство автобусов снизилось на 28–37%, грузовиков — почти на треть. Да и к тому же, в Китае нет столь значительных цепочек из посредников, каждая из которых «накидывает» свою маржу к исходной цене завода. Да и импортных автомобилей это тоже касается. С этим надо что-то делать? Если и дальше действовать также, мы и вовсе со временем останемся без собственного автопроизводства. Какой смысл будет что-то выпускать, если оно не продаётся?

«В условиях растущей конкуренции с китайскими автогигантами, которым активно помогает китайское же правительство, для производителей из других стран, включая нашу, наступают не самые простые времена. И по-хорошему, пора бы уже озаботиться самим — не только обеспечить внутренний рынок (это примерно 2,2–3 млн автомобилей в год), но и добиться экспорта в 1 млн авто ежегодно. Секрет очень прост — китайский путь: ставки по долгосрочным кредитам — 4%, курс — 105 ₽/$. И через четыре года у вас отрасль с 1,2 млн высокооплачиваемых рабочих мест, дополнительный рост ВВП на 2% в год и дополнительный экспорт на 25 млрд $», — говорит Дерипаска.

Вот только кажется, насчёт высокого курса доллара он погорячился. Покупательской способности это вряд ли прибавит. А значит путь только один — наращивать производство, убирать лишних посредников и за счёт этого значительно снижать цены. А иначе, хоть об стену убейся, как говорят в народе, продажи расти не будут. Хоть из кожи вылезь.
А пока, думается, те, кто должен думать о развитии автопрома считают, что во всём виноваты мы, россияне. Которые, бяки такие, не хотят покупать автомобили. Но если мы в данной ситуации в чём и виноваты, то разве что в классическом «мы виноваты в том, что хочется им кушать».



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Захарова: мэр Киева Кличко прячет своих сыновей от мобилизации в Великобритании и США

Мария Захарова, официальный представитель российского МИД, прокомментировала инициативу мэра Киева Виталия Кличко снизить мобилизационный возраст до 22 лет. Мэр украинской столицы на этой неделе призвал снизить возраст украинских граждан для призыва в ВСУ с 25 до 22-23 лет, поскольку солдат в армии не хватает. Дипломат Мария Захарова обратила внимание, что своих сыновей, пригодных для службы в армии, богатырского телосложения, Кличко не отправляет на фронт. На брифинге она сказала: "Почему-то мэр Киева Кличко забыл упомянуть или вообще забыл, что у него самого есть пригодные для службы в армии сыновья богатырского телосложения". Захарова со ссылкой на украинские СМИ отметила, что сыновья Кличко проживают за границей, в Великобритании и США. "Большой вопрос, он, Кличко, не хочет ли в первую очередь рекрутировать их на защиту своего собственного режима?" - подчеркнула российский дипломат.