Аргументы Недели Иркутск → Общество № 21 (969) 28 мая – 3 июня 2025 г. 13+

Пряник и кнут для перевозчиков

, 06:11

Пряник и кнут для перевозчиков

Как навести порядок на междугородних маршрутах региона — новые правила для сферы перевозок утвердили депутаты ЗакCобрания Иркутской области.

Треть междугородних маршрутов в Приангарье будет работать по регулируемым тарифам — решили областные парламентарии. Закрепленная в новом законе доля таких перевозок теперь составляет 30%, и это, как показывает российская практика, далеко не завышенный объем. Скорее, тот разумный минимум, который сейчас поддержит перевозчиков, выполняющих коммерчески невыгодные, но очень нужные жителям городов и поселков Иркутской области рейсы. В некоторых регионах и половина маршрутов субсидируется. На самом деле, поддержка транспортной отрасли бюджетным рублем — это, в конечном счете, помощь пассажиру. Принятые законопроекты — реакция областных властей на обращения людей. Они сигнализируют о ситуациях, когда, например, в минус 30–40 подолгу приходится мерзнуть на остановке, даже не зная, будет ли вообще еще маршрутка или автобус. «Так быть не должно, — не раз в диалоге с областным правительством подчеркивали депутаты ЗС. — Нужна уверенность, что транспорт ходит с оптимальной регулярностью, четко по графику, тем более в зимнее время». Сейчас, при активной позиции губернатора Приангарья Игоря Кобзева и спикера регионального парламента Александра Ведерникова выработаны обоснованные решения.

Областные законодатели и команда главы региона последовательны в своей работе, нацеленной на совершенствование системы транспортного обслуживания населения Иркутской области. Вопросы развития соответствующей инфраструктуры и дорожной сети постоянно в поле зрения и на контроле депутатского корпуса, правительства и губернатора. А на недавней 24-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, которая состоялась 21 мая под председательством спикера Александра Ведерникова, были приняты важные изменения в законодательство о пассажирских перевозках.

Перевозчиков поддержат финансово

На голосование в региональном парламенте были поставлены корректировки в закон «Об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Иркутской области». Этот документ внес губернатор региона Игорь Кобзев, и на майской сессии депутаты ЗакСобрания рассматривали его уже во втором чтении.

Парламентарии подготовили поправки, касающиеся вопросов обеспечения льготного проезда в автотранспорте и увеличения числа регулируемых маршрутов. Суть пояснила вице-спикер областного парламента, председатель комитета по собственности и экономической политике Наталья Дикусарова. Она рассказала, что новые правила предусматривают регулирование не менее 30% межмуниципальных маршрутов. Такое минимальное количество будет установлено в Комплексном плане транспортного обслуживания населения. Стоимость проезда по этим маршрутам устанавливает служба по тарифам, а также обеспечивается льготный проезд. После принятия закона правительство региона должно разработать порядок предоставления перевозчикам субсидий для покрытия расходов на обеспечение льготного проезда на маршрутах с нерегулируемыми тарифами. Сейчас этот процесс не регламентирован.

Вице-спикер ЗС подчеркнула, что вопрос единой цифровой универсальной платформы для льготников остается актуальным для Иркутской области. Эта тема прорабатывается совместно с региональным министерством цифрового развития и связи Иркутской области, а также с минсоцразвития. Цель — четкость, порядок, прозрачность в том, что касается льгот. Как раз с этим поможет универсальная карта пассажира, которая могла бы действовать на всей территории области для всех видов перевозчиков. Такой инструмент, очевидно, на пользу и тем, кто ездит на общественном транспорте, и тем, кто должен обеспечивать его движение. В частности, перевозчики смогут удобно работать со всеми категориями льготников, и в итоге снизить операционные затраты бизнеса, он станет более выгодным.

«Здесь главное — аналитика и расчет, — прокомментировала Наталья Дикусарова. — Где-то нерегулируемые тарифы — это единственный выход из ситуации, а где-то применимы и эффективны только маршруты с регулируемыми тарифами. Комфорт и удобство пассажиров, соблюдение прав льготников, формирование и обновление подвижного состава, развитие системы и механизма оплаты проезда, создание единой социальной карты для оплаты перевозок обязательно должны быть отражены в комплексном плане транспортного обслуживания населения региона».

Во время обсуждения нововведений в закон о регулярных перевозках, Наталья Дикусарова напомнила, что средства на разработку Комплексного плана транспортного обслуживания населения были выделены при формировании бюджета Иркутской области на 2025 год. «Теперь важно получить полноценный, жизнеспособный план с ответами на все вызовы в транспортном обслуживании», — обрисовала перспективу вице-спикер. Таким образом власти рассчитывают упорядочить отрасль. При этом вместе с мерами поддержки важно продумать и систему штрафных санкций, которые призваны стимулировать более ответственный подход перевозчиков к работе.

Но и наказывать недобросовестных будут рублем

На этой же сессии Законодательное Собрание региона поддержало еще одну инициативу губернатора. Депутаты проголосовали за введение штрафов для недобросовестных перевозчиков. Узаконили и требования, и ответственность. Рублем наказывать будут за несоблюдение графика движения, несвоевременное информирование об изменении тарифов, неисправность терминалов оплаты и другие нарушения. Предложенные поправки областной парламент принял во втором чтении.

«На этой сессии окончательно одобрены два исключительно значимых для сферы пассажирский перевозок законопроекта, — подытожил председатель ЗС Александр Ведерников. — С одной стороны мы вводим механизмы, которые позволяют поддержать перевозчика и навести порядок в этой сфере, сделать транспортное обеспечение понятным и прозрачным для транспортных компаний. С другой стороны, мы защищаем пассажиров, которые замерзают зимой на остановках в ожидании автобусов. И мы надеемся, что этот вектор, заданный губернатором региона и парламентом, продолжат и наши муниципалитеты, когда будут наводить порядок в своих внутренних перевозках».

Дело в том, что в полномочиях областного парламента и правительства — регулирование межмуниципального, то есть междугороднего транспорта. Но депутаты полагают, что принятые меры могут послужить ориентиром, задать вектор. Во-первых, для муниципальных образований региона («чтобы они смелее определяли у себя внутримуниципальные маршруты для субсидирования»). А во-вторых, для областного министерства финансов — чтобы, принимая по части сбалансированности бюджеты муниципалитетов, во внимание принимались и потребности территорий в сфере пассажирских перевозок.

Достойным наставникам достойной молодежи — «Признание»!

Почетным знаком имени Юрия Абрамовича Ножикова в 2025 году решено наградить ветерана педагогического труда и руководителя поискового отряда. Кандидатов утвердили на 24-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области.

Напомним, что знаком «Признание» областной парламент с 2011 года отмечает тех, кто внес выдающийся вклад в развитие Приангарья, кто с полной самоотдачей посвятил себя служению его жителям. Кто к своей большой и малой родине относится с искренней любовью, и эта любовь обязательно другим тоже передается. Примером, ориентиром для многих сибиряков был первый губернатор Приангарья Юрий Ножиков, чье имя и носит почетный знак. Это официальная государственная награда Иркутской области.

Очередная церемония награждения Почетным знаком имени Юрия Абрамовича Ножикова пройдет в сентябре, по уже многолетней традиции, она будет приурочена к празднованию Дней Иркутской области. Кандидатуры тех, кому вручат «Признание», уже известны. За них депутаты ЗС Приангарья проголосовали на майской сессии, соответствующие постановления приняты. Итак, за заслуги в общественной деятельности и в деле развития образования почетным знаком решено отметить ветерана педагогического труда из Шелехова Константина Сергеевича Карпова и директора Иркутского техникума авиастроения и материалообработки Валентину Васильевну Зяблову.

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области аргументировал выбор: «В год 80-летия Великой Победы, в год Защитника Отечества будет правильным вручить эту высокую награду нашим землякам, которые внесли большой вклад в развитие сферы образования, патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи».

Спикер областного парламента от имени всего депутатского корпуса выразил благодарность в адрес всех бойцов «педагогического и общественного фронта», посвящающих свою жизнь работе с юным поколением, своим примером показывающих истинный патриотизм — неравнодушное, деятельное отношение к родной стране и региону.

Справка «АН»

Константин Сергеевича Карпов

Родился в 1933 году, всю жизнь проработал учителем и руководителем образовательных учреждений. Выйдя на пенсию возглавил Шелеховский районный совет ветеранов, а также был избран в Союз первостроителей города. По инициативе Константина Сергеевича в районе создан клуб «Забайкальское землячество». Он собрал и оформил богатый материал о жителях Шелеховского района, внесших большой вклад в строительство завода, города, в развитие образования, культуры, здравоохранения, спорта. Им была создана Высшая народная школа, которая в настоящее время успешно развивается и популярна среди людей старшего поколения. Кроме того, более 10 лет Константин Сергеевич является руководителем проекта кинолектория, посвященного Великой Отечественной войне, автором книг о педагогике и земляках-ветеранах.

Валентина Васильевна Зяблова

Свой путь в Иркутском техникуме авиастроения и материалообработки начала с мастера производственного обучения. Более 30 лет возглавляет поисковый отряд «Байкал», который ведет работу, связанную с периодом Великой Отечественной войны. Участники отряда взаимодействуют с ветеранами, проводят встречи со школьниками, изучают архивные документы, переписываются с жителями Иркутской области, которые не теряют надежды найти родных, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, ведут поиски на местах боев. Отряд является девятикратным победителем всероссийского слета поисковых отрядов и за многие годы стал центром военно-патриотического воспитания в системе среднего профессионального образования Иркутской области.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram