Аргументы Недели → Общество 13+

«Мы рядом! Мы такие же, как вы!»

, 11:03 , Журналист

«Мы рядом! Мы такие же, как вы!»

В Ярославле на базе Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского состоялся выпуск «равных консультантов» по эмоциональной поддержке участников СВО и членов их семей. Этот краткосрочный курс — первый в РФ. Он осуществлен в рамках проекта, автором и исполнителем которого является общественный деятель, психолог из Ярославля Светлана Лозко.

Со Светланой Лозко я познакомился на встрече волонтеров, организованной сообществом «Ярославль. Помогаем раненым».
— Стала свидетелем посещения добровольцами раненых в госпитале, — рассказывала Светлана волонтерам. — Неравнодушная женщина, войдя к бойцам и поздравляя их с наступающим праздником 23 февраля, стала говорить с ними сквозь слезы. А когда взялась читать стихотворение матери, потерявшей сына на фронте, и вовсе разрыдалась. «Ой, кто-нибудь дочитайте, пожалуйста, письмо, я не могу, слезы душат!» — обратилась она за помощью к тем, кто пришел с ней в госпиталь.
— Такое поведение не является поддерживающим! — разъясняла собравшимся Лозко. — Так вы не поможете, а, напротив, усугубите психологическое состояние раненых.

Тот давний разговор положил начало проекту Светланы Лозко по подготовке волонтеров для работы с участниками СВО и их семьями. Впрочем, это началось чуть раньше, когда Светлана после первых военных столкновений с Украиной, как психолог, начала помогать женщинам, которые потеряли своих мужей. Этот опыт, как и консультации волонтеров, показал остроту ситуации: борьба с широким многообразием неблагоприятных психологических последствий, порожденных СВО, ведется недостаточно. Профессиональных психологов, готовых и умеющих работать с такой категорией людей и их переживаниями, не так уж и много. Да к ним за помощью те, кто пришел с войны или пострадал от нее, обращаются редко, так как не привыкли работать с психологами, а из-за специфики СВО и полученного опыта утрачивают доверие к людям, не чувствуют, что могут быть понятыми и принятыми. За помощью обращаются в первую очередь жены или матери солдат.

В онкологии довольно широкое распространение получила практика так называемого «равного консультирования», когда моральную помощь заболевшим людям оказывают люди, сами переболевшие раком.
— Преимущество такого подхода в том, что консультанту доверяют, потому что видят, что он тоже прошел сложную ситуацию, имеет похожий опыт переживаний, но уже восстановился, — объясняет Светлана. — Решила такой же метод психологической поддержки внедрить и для участников СВО и членов их семей.

Равными консультантами предложено было стать женщинам, которые проходили психологическую реабилитацию у Светланы и ее коллеги Марины Юферовой — супругам бойцов, мамам, вдовам и активным добровольцам. Упор при подготовке был сделан на изучение азов эмоциональной поддержки и коммуникации, этики равного консультирования, специфики переживания стресса, посттравматического стрессового расстройства, а также психологической самопомощи.

Специальную программу для равных консультантов, разработанную Светланой, довели до требований образовательного стандарта профессионалы под руководством доктора психологических наук, профессора кафедры психологии Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Людмилы Григорьевны Жедуновой. Выпускники курса получили удостоверение о повышении квалификации, подтверждающее их право оказывать участникам СВО и членам их семей эмоциональную поддержку и сопровождение до профессиональной психологической помощи.

Судьба каждого участника выпуска «равных консультантов» — свидетельство того, как много горя приносит война в русские семьи. К примеру, у волонтера Ирины Плотниковой из Ярославля на фронте погиб муж, а следом и брат.
— После полученных новостей о супруге была вынуждена посещать госпитали и морги для получения результатов экспертиз, оформлять большое число документов, — рассказывает Ирина. — Сил порой было мало… даже на свою собственную жизнь. Помогая другим, стала постепенно возвращаться в жизнь. Знания по психологии мне стали подспорьем.

— Я не участник СВО, но мой племянник на СВО (два раза был ранен), мой двоюродный брат на СВО и муж моей сестры на СВО, — пишет ей Наташа Р. — И наш солист — наш Ёжик — погиб на СВО. Знания по психологии необходимы мне.

— «Равными» не все становятся, иногда слышу: для меня война закончилась, не хочу больше этой темы касаться, — объясняет Светлана. — И это их право. В «равные» идут те, кто уже прошел большой путь к восстановлению. Но остались еще силы и смыслы, какие-то внутренние обязательства, готовность помогать другим по принципу «помогли мне — помогу и я».

За Светланой пошли, потому что она серьезный профи. У нее 18 лет опыта изучения психологических практик и консультирования. 4 года Светлана работает как реабилитолог. Разработчик нескольких авторских программ по реабилитации. Несколько лет назад прошла обучение и аттестацию на спасателя МЧС, чтобы уметь оказывать первую помощь, действовать в чрезвычайных ситуациях и помогать людям. Не раз доставала людей из эмоциональной пропасти и отчаяния. Она тоже, как и те, кому помогает, прошла через страдания, болезни, предательство, потери.

За прошлый год в рамках проекта «Я рядом» оказана психологическая поддержка более чем 350 участникам СВО и членам их семей. В этом году эта цифра, несомненно, вырастет. Ведь у Светланы теперь есть группа помощников — выпускников курса «равных консультантов».

Сейчас Светлана занята формированием следующей группы волонтеров для учебы. Осенью прошлого года получила приглашение поработать три месяца в Рязани с группой людей, нуждающихся в реабилитации. Там познакомилась с участником СВО Евгением, который выразил желание стать равным консультантом. Судьба мужчины — наглядный пример того, что и с протезом можно жить активной жизнью.

Среди благодарностей, поступающих Лозко, я увидел короткую записку от вдовы участника СВО.

— Вы помогли мне найти важные точки опоры, — пишет она. — Разбор кладовки стоил растяжений в спине, но принес большое моральное удовлетворение. Будто свалилась гора с плеч. Я занялась собой. Пошла к косметологу. На прошлой неделе получила посмертный орден мужа и вчера отбыла первый день памяти…

Оказывается, такое, казалось бы, простое дело, как разбор завалов в кладовке, может иметь важное общественное значение. Человек, мама двоих детей, вернулась к жизни. Возвращать людей к жизни — это и есть главное, чем занимается Светлана Лозко и ее друзья-волонтеры.

На снимках: группа волонтеров, которые прошли курс подготовки равных консультантов на базе Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram