> Писатель Михаил Шахназаров: «три года СВО ничего не поменяли. Русская культура оккупирована» - Аргументы Недели

//Общество 13+

Писатель Михаил Шахназаров: «три года СВО ничего не поменяли. Русская культура оккупирована»

14 января 2025, 12:46 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский  ]

Писатель Михаил Шахназаров: «три года СВО ничего не поменяли. Русская культура оккупирована»

Всё громче раздаются голоса о необходимости кардинального очищения в среде так называемого шоу-бизнеса, возрождения былых культурных традиций и «смены лиц» на телевидении и эстраде. На эту тему недавно высказались писатель-патриот Захар Прилепин, блогер патриотического толка Михаил Шахназаров и певица Юлия Чичерина.

Писатель и блогер Михаил Шахназаров выдал жестко: «три года СВО ничего не поменяли. Русская культура оккупирована».

«Русская культура оккупирована, они плотно заняли эстрадные и театральные позиции и будут паразитировать и дальше. Три года СВО ничего не поменяли», — заявил писатель и блогер.

Заявление Михаила Шахназарова о том, что русское телевидение «оккупировано», вызвало широкий резонанс. Его слова, что «три года СВО ничего не изменили», и что на экранах по-прежнему доминируют одни и те же лица, заставляют задуматься о причинах столь консервативной медиаполитики. Новогодний эфир 2025 года, с привычным присутствием Филиппа Киркорова, Александра Реввы и Ани Лорак, стал ярким подтверждением этой тенденции. Но проблема, поднятая Шахназаровым, гораздо глубже, чем просто вопрос личных симпатий или антипатий к отдельным артистам.

Рассмотрим приведенные примеры: Филипп Киркоров, несмотря на прошлогодний скандал, продолжает блистать на экране. Это говорит о системе, которая прощает, а точнее, игнорирует скандалы, если они не затрагивают определенные «красные линии». Александр Ревва, покинувший страну в 2022 году (по его словам, в Дубае), и его неоднозначная позиция относительно событий в Донбассе, тоже не помешали его дальнейшему участию в телепроектах. Аналогичная ситуация с Ани Лорак, вокруг которой кружатся неподтвержденные, но и не опровергнутые слухи о сборе средств для ВСУ. Отсутствие реакции на подобные факты наводит на мысль о некотором молчаливом соглашении между властью и шоу-бизнесом. Телевидение становится инструментом не столько информации и развлечения, сколько создания определенного образа реальности, где скандалы забываются, а критика игнорируется. Но проблема не только в отдельных артистах.

В заявление Шахназарова вплетаются и другие фигуры: Кристина Орбакайте, продолжающая свою карьеру несмотря на релокацию в Америку и публичные выступления в цветах украинского флага; Леонид Агутин, отказывавшийся выступать с Шаманом.

Что же скрывается за этой «оккупацией»? Возможно, это не только простое желание контроля. Скорее, это создание иллюзии стабильности и неизменности в период резких общественных изменений. Знакомые лица на экране дают зрителям ощущение безопасности, даже если эта безопасность иллюзорна. На фоне геополитических перемен и экономической нестабильности привычные артисты выступают в роли стабилизирующего фактора. Это удобная стратегия для власти, но в долгосрочной перспективе она может нанести урон развитию русской культуры.

Более того, отсутствие конкуренции и появление новых талантов свидетельствует о недостатке механизмов поддержки молодых артистов и создателей контента, а также о непрозрачности системы отбора участников телепрограмм.

Почему такое происходит объяснил писатель Захар Прилепин:

«Наша элита создана американскими бюрократами, их иерархиями, их институциями. Проамериканская культурная элита сидит везде и, как ни крути, правит бал. Последний кинематографический случай все помнят. 50 режиссеров, как сообщил Сергей Жигунов, отказались снимать фильм о Донбассе. Понятно, что какая-то часть из них просто не хочет работать с Жигуновым, кому-то не понравился сценарий, но все это на самом деле фигня. Я прекрасно знаю, что не 50, а 250 наших режиссеров отказываются снимать о Донбассе. Все поголовно. И никто не снимает. Даже если это будет не Жигунов, а продюсер Петров, Сидоров, Иванов — все эти 250 режиссеров не будут снимать. Весь класс нашей кинематографической режиссуры и подавляющая часть продюсерской системы не желают работать с этим военным контентом. Не потому, что они за мир и что они так сильно не любят Донбасс или так сильно любят Украину. А просто потому, что они — продукт американской, голливудской селекции. Они боятся выпасть из этой иерархии, вступить с ней в конфликт, надеются переждать это время и вернуться в белых одеждах на ковровую дорожку в Каннах или где угодно в США, Канаде, Австралии. То есть у нас, по сути, несамостоятельная как минимум кинематографическая элита. Театральная, литературная элиты тоже во многом несамостоятельные, управляемые этими системами чужих иерархий. Это выглядит не так, что сидит какой-то профессор Мориарти и звонит нашим режиссерам и писателям: „Не смейте поддерживать Донбасс!“ Эту систему создали, и она работает уже сама по себе. У нас есть хорошие песни о Донбассе, СВО, которые в интернете набирают миллионы просмотров, но на телевидение и радио не допущены. Хотя они уже популярны. У нас на радио нередко крутят песни иноагентов, а о спецоперации — нет. Недавно даже Газманов в Госдуме на заседании комитета по культуре жаловался, что его не пускают с новой песней об СВО».

Достаточно драматичное определение современного российского шоу-бизнеса, который стремится нажиться на людях и замолчать тему СВО, нашла патриотка-певица Юлия Чичерина. Она нашла, кажется, лучшие слова для шоу-бизнеса в России: «голубизна и придворные артисты». Чичерина отметила трусость руководителей отечественных радиостанций, которые крутят одни и те же песни по кругу десятилетиями. При этом новые песни, посвящённые СВО, никто в эфир не берёт:

«Даже страус не засовывает голову в песок — он прикладывается головой к земле и прислушивается, не приближается ли противник, это вам не „наш“ шоу-бизнес, который прячется глубоко в тылу».

По словам Захара Прилепина, всё это происходит потому, что в шоу-бизнесе сегодня засела своеобразная мафия:

«Там правит мафия, которая создавалась 33 года назад. И они говорят: „Вы просто не умеете конкурировать. Вот видите, нас любят, а вы выступите так, чтобы и вас полюбили“. Но у вас же весь телевизор, вы 33 года в „Голубом огоньке“, вы же даже не способны постареть. Вы как заняли в 1988-м эту площадку, так вас оттуда и не вытурить. Как с вами конкурировать, если, кроме вас, нет никого? Это же очевидно! Есть система, она работает. Нам, радикальным патриотам, говорят: встраивайтесь, вползайте куда-нибудь и там работайте, вон, видите, стоят в очереди Филипп Киркоров, Стас Михайлов, журнал „Новый мир“, режиссер Сокуров и телеведущий Познер. Вот за ними вставайте».



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте