> Почему в России не строят бетонные дороги? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Почему в России не строят бетонные дороги?

Рушим мифы о качестве дорожных покрытий

25 декабря 2024, 11:55 [ «Аргументы Недели» ]

Российские автомобильные дороги покрыты асфальтом, однако в некоторых странах мира в приоритете строительство бетонных дорог. Оказывается, такое покрытие долговечнее: оно не требует лишних трат на ремонт и является более экологичным. Так почему же в России не пользуются опытом других стран, продолжают строить асфальтовые дороги и тратить баснословные суммы на их ремонт? Давайте попробуем в этом разобраться…

Качество превыше всего

Известно, что первая бетонная дорога появилась ещё в XIX веке. Её построили в 1893 году в Соединённых Штатах Америки. В настоящее время в США уже порядка 65% федеральных трасс имеют цементобетонное покрытие.

О надежности такого типа дорог и возможности их качественного строительства говорит то, что из бетона во всём мире, включая Россию, строятся взлетно-посадочные полосы. О том, насколько важна безопасность и прочность площадок для взлёта и посадки самолётов, дополнительно говорить не приходится. Помимо прочего, бетонными покрытиями оснащены разгрузочные площадки портов и причалов, а также железнодорожные платформы.

В Германии самый старый скоростной многополосный автобан из бетона успешно используется уже более 85 лет. Всего в стране свыше 40% дорог имеют бетонное покрытие. В Китае такие дороги составляют более 60%. В число лидеров по их строительству также входят Австрия, Норвегия, Франция и Япония.

Доля бетонных дорог в России составляет всего около 3%. При этом их значительная часть была построена еще во времена СССР. Это небольшие участки трасс Москва-Волгоград, Екатеринбург-Челябинск и еще несколько участков.

Невыгодно строить, потому что нельзя украсть на ремонте

Ни для кого не является секретом, что настоящим бичом в сфере дорожного строительства России была и остаётся коррупция. Асфальтовые дороги требуют частого ремонта, что создаёт возможность регулярного освоения бюджетных средств.

Об одном из многочисленных случаев дорожной коррупции стало известно совсем недавно. В Уфе на рассмотрение в суд поступило уголовное дело о крупном хищении на ремонте дорог. По данным следствия, подрядчик и его партнёры составили около 7,5 тысяч (!) поддельных накладных о якобы оказанных услугах по доставке грузов для реконструкции дорог. Региональному и федеральному бюджетам был причинен ущерб на общую сумму 152 млн рублей, выделенных на ремонт объектов. Примечательно, что реконструкция проводилась в рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Ежегодно на дорожной коррупции государство теряет миллиарды рублей. Общую сумму финансовых убытков на протяжении десятилетий даже представить страшно.

Использование долговечных технологий, таких как цементобетон, уменьшает частоту ремонтов, что ограничивает возможности для применения коррупционных схем. Это гарантирует более эффективное использование государственных средств. Нечистоплотные дорожно-строительные компании не захотят заниматься прокладкой бетонных дорог, поскольку из-за отсутствия ремонтов нельзя украсть деньги.

Куда девать битум?

Одной из главных причин, по которой в России в приоритете остаётся строительство асфальтовых дорог, может быть нефтяное лобби. Известно, что при создании асфальтового покрытия активно используется битум, который, в свою очередь, является побочным продуктом переработки нефти и требует постоянного сбыта. Строительство таких дорог становится удобным способом утилизации битума. При этом он уступает бетону по долговечности, экономической выгоде и экологичности.

Срок службы бетонной дороги обычно составляет 30 лет, но может достигать и пятидесяти, что в разы превышает аналогичный показатель у асфальта: такие дороги приходится раз в 5-7 лет полностью обновлять.

Битум не создаёт достаточной прочности, поэтому он проседает на неустойчивом грунте и плавится от жары. В результате, мы получаем ямы и впадины на дорогах, а также деформации от нагрузок.

От мифов к реальности

Миф об отсутствии в России технологий и техники для строительства бетонных дорог не имеет под собой оснований. В нашей стране есть всё необходимое оборудование, и, более того — ведущие компании уже обладают международным опытом реализации таких проектов. Проблема заключается не в нехватке ресурсов, а в нежелании чиновников менять устоявшиеся схемы и подходы.

Для создания бетонных дорог в России существуют даже ГОСТы. Технологические показатели качества бетонных смесей должны соответствовать ГОСТ 7473 и дополнительным требованиям проекта производства работ. Материалами, из которых состоит дорожный бетон, являются цемент, песок, щебень, вода и некоторые добавки. Для каждого из этих материалов установлены государственные стандарты.

Бетон – лучше, экологичнее и безопаснее

Современные добавки для бетона позволяют получать смеси повышенной прочности, плотности, морозо– и водостойкости. Бетонные покрытия менее подвержены нагреву, что снижает тепловой эффект в городах летом.
У бетонных дорог множество положительных качеств: лучше сцепление с колесами автомобиля, меньше шума во время езды.

Дороги из цементобетона считаются более экологичными. При производстве цемента и бетона выделяется меньше углеводородов, чем при производстве битума для асфальта. Цемент производится из природных негорючих компонентов — известняка и глины. Бетон тоже не горюч и при нагреве не выделяет токсичные газы.

Еще одним важным преимуществом в пользу строительства бетонных дорог является экономия для владельцев автомобилей. При движении по бетонной дороге транспортные средства расходуют до 6% меньше топлива. Причиной этому является отсутствие упругой деформации покрытия. Расходы на заправку автомобилей сокращаются. Экономия топлива благоприятно скажется на экологии. Помимо этого, за счет высокого качества дорог возрастёт и срок эксплуатации автомобилей.

Появление цементобетонных покрытий может способствовать сокращению числа ДТП. Как уже было отмечено выше, у бетона высокий коэффициент сцепления с колесом, что уменьшает тормозной путь, тем самым обеспечивая безопасность дорожного движения. Кроме того, цементобетонные покрытия отражают больше света, чем дороги из асфальта, поэтому обеспечивают комфортное и безопасное движение в темное время суток даже на слабоосвещенных участках.

Новые возможности

Известно, что в 2022 году правительство РФ утвердило пятилетний план дорожного строительства на 2023–2027 годы. Он, в том числе предусматривает внедрение новых технологий, материалов и решений, а также привлечение к их разработке российских научных организаций и профильных образовательных учреждений.

Эксперты, в свою очередь, отмечают, что нагрузка на автомобильные дороги в России с каждым годом растёт. Это связано с увеличением интенсивности движения транспорта и возрастающей средней нагрузкой на ось автомобиля.

Как мы уже могли убедиться, новые технологии есть, и их можно применять. Слово за государством.

Во время Прямой линии 19 декабря 2024 года президент РФ Владимир Путин упомянул о реализации транспортного проекта «Азовское кольцо».

«Мы планируем построить кольцевую дорогу вокруг Азовского моря, которое стало внутренним морем России. Это будет такая же дорога, как «Таврида» в Крыму — четырехполосное движение со всеми преимуществами такой трассы. Одна часть уже сделана — от Таганрога до Мариуполя. Это небольшой участок, 40 км. Но планирование идет вокруг всего Азовского моря», — рассказал президент.

Он также подчеркнул, что уже реализуется транспортное развитие ЛНР, ДНР, Херсонской и Запорожской областей.

Со своей стороны отметим, что как раз при создании таких современных проектов как «Азовское кольцо», вполне можно было бы применять новые технологии по строительству дорог из бетона. Подобные инновации пришлись бы кстати и при строительстве дорог в новых регионах России.

НХ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.