> История — это лишь тонкий парсифляж? - Аргументы Недели. Челябинск

//Общество 13+

История — это лишь тонкий парсифляж?

18 декабря 2024, 12:58 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир ФИЛИЧКИН ]

На фото: Гаяз Самигулов и Андрей Коршунов

Прошлое — это строительный материал для любой идеологии.

Поэтому вполне закономерен вопрос, можно ли считать историю наукой? Ведь любая наука имеет дело с проверяемыми фактами.

А исторические «утверждения», непроверяемые в принципе, и годятся разве что в качестве беллетристического материала для написания очередного авантюрного романа. Так, в одной из исторических монографий об элитах Челябинской области личность главы администрации Вадима Соловьева и претендента на этот пост Петра Сумина анализировалась на основе собранных в архиве предвыборных писем трудящихся в органы власти. Маловероятно, что идея обращаться в Кремль с просьбой поддержать выдвижение, «классово близкого» им Сумина одномоментно пришла в головы коллективам рабочих и тружеников агропрома. Ведь сегодня действительно никто не может дать стопроцентной гарантии, что все было именно так. Это, как утверждает один весьма известный публицист, ссылки одних фантазеров на других.

Обсуждаем проблему исторических мифов вместе с историком, старшим научным сотрудником ЮУрГУ Гаязом Самигуловым и председателем коллегии адвокатов «Экономическая» Андреем Коршуновым:

В.Ф.: Как заявил как-то Наполеон Бонапарт, если историки, конечно, не переврали его слова, «история — это версия прошедших событий, с которой люди решили согласиться». Поэтому нам сегодня интересна тема истории, где количество мифов и заблуждений уже давно превысило все разумные пределы, показывая наше коллективное невежество. Ведь основной источник знаний об истории нашей страны — это художественные фильмы…

Г.С.: В общем и целом, когда мы разговариваем об истории…, простые люди, мы процентов на 90, а иногда и на все сто опираемся на стереотипы, сложившиеся у нас в голове. И поскольку историей специальным образом занимается мало кто, то эти стереотипы формируют многое, в том числе и наше отношение к нашему прошлому, нашему восприятию текущих событий, потому что наш взгляд на жизнь создается в системе, которая у нас есть. И когда начинаешь немножко копаться во всем этом, выясняется, что значительная часть наших стереотипов, основы нашего представления об окружающем мире, они, мягко выражаясь, не соответствуют действительности.

 

«Первая война «за просвещение» имела, как уже сказано выше, поводом горчицу…». Город Глупов

В.Ф.: Стоп, стоп, Гаяз Хамитович, откуда вы знаете, уважаемый, какая была эта действительность? Тем более, если тысячу раз из уст в уста повторять неправдивые факты, то рано или поздно в них начнут верить все больше людей. Все верят почему-то, а вы нет…

Г.С.: Действительность, Владимир Васильевич, отображается в тех материалах, в которых люди, жившие в той самой действительности, оставляют после себя…

В.Ф.: А вы уверены, что эти материалы подлинные? Ведь в криминалистике не зря выделяют понятие интеллектуальной подделки. И это такое изменение содержания документа, чтобы выдать ложные сведения за правду.  При таком подлоге ваш артефакт будет иметь все положенные реквизиты, будет правилен по форме, но сведения, изложенные в нем, не соответствуют действительности. Такое же сплошь и рядом…

Г.С.: Все верно, но есть ведь методы перекрестного анализа… Потому что, если мы будем брать все время доклады губернской или уездной администрации — это будет одна сторона жизни, а если мы помимо этого будем брать еще и судебные дела, в которых рассматриваются самые разные дела: и о преступлениях против личности, и о кражах, и неправильных словах каких-то людей… Это будет совершенно другая картина.

В.Ф.: Да почему? Вы что, верите в независимый суд всех времен и народов?

Г.С.: Есть такое понятие, как критическое мышление… И я верю в то, что при сопоставлении достаточно большого количества источников мы можем скорректировать откровенно недостоверную информацию, но не во всех 100 процентах случаев…

В.Ф.: Гаяз Хамитович, во времена красного террора сколько врагов народа репрессировали, а потом прошло время, и многих реабилитировали, но уже посмертно... А тут недавно стало известно, что Генеральная прокуратура намерена «на постоянной основе» вести работу по отмене реабилитации жертв советских политических репрессий. Ведомство утверждает, что его цель — не допустить «оправдания пособников нацистов и изменников Родины». Вот вам и пример, теперь сопоставляйте разные источники…

Г.С.: Когда я учился в университете на истфаке, еще в советские времена, мы с изумлением обнаружили для себя, что оказывается подшивки газет того времени находятся в библиотеках в свободном доступе. И мы читали материалы об этих судебных процессах, и для нас было одно из потрясений — как люди могли в этот бред поверить… Для нас это было совершенно шоковое состояние, и мы отчетливо понимали сфальсифицированность этих процессов — просто читая прессу того времени. Даже на уровне первого прочтения возникали вопросы, а дальше сопоставляя с иными материалами… Ведь невозможно же все сфальсифицировать…

 

«Летопись ведена преемственно четырьмя городовыми архивариусами…» Город Глупов

В.Ф.: Андрей Геннадьевич, а вы как считаете, возможно ли писать историю на основе изучения судебных документов? Ведь проходят времена, и они могут попасть в руки к бесстрастным исследователям…

А.К.: Да, любопытную тему вы затронули. Тут, во-первых, когда я сам делаю анализ каких-то судебных дел, для использования их в адвокатской практике или для лекций и семинаров, я убедился, что некоторая фактура, которая отражается в судебных делах, особенно тех, которые смотрит Верховный суд, например, по трудовым спорам — там поинтереснее иногда будет даже чем в романах-хрониках Федора Достоевского. Там все перипетии описываются детально, часто и те моменты, которые не будут юридически нагружены, и те, из которых достаются какие-то факты, сопоставятся с обстоятельствами, дают настолько интересную информацию о нашем времени и о людях …

В.Ф.: Тут я хочу процитировать моего любимого писателя Джона Ле Карре: «Шпионский роман позволяет показать мне все, как когда-то любовный роман. Кого сегодня может заинтересовать измена? Она уже не вызывает скандала. Тогда как шпионаж присутствует везде, и он наилучшим образом отражает общество нашего времени». Так и судебные коллизии отражают практически все стороны нашей жизни, суть происходящего…

А.К.: И вот какие-то скрупулезно описанные факты из судебных дел действительно можно вдумчивому исследователю будет почитать и посмотреть… И самое еще интересное, это то, что суд ведь больше занимается чем…, поскольку я в основном тружусь над гражданскими и арбитражными делами, то больше из своей сферы деятельности могу приводить примеры… Задачи суда — построить некоторую реконструкцию происходивших событий, потому что суд ведь не может сесть на машину времени и отправиться в прошлое, и он делает это на основе изучения доказательств: письменных источников, свидетельских показаний и прочих.

И поэтому очень важен вопрос: может ли суд более или менее достоверно реконструировать ту картину, которая существовала до него… То есть это собственно-то, чем и историки тоже занимаются… Только они занимаются достаточно давними периодами жизни людей, а мы — судебные юристы — относительно недавними… И здесь есть очень интересный момент: является ли истина, устанавливаемая судом в процессе окончательной и абсолютной. Понятно, что нет. Что истина недостижима в полном объеме, но к ней надо стремиться максимально приближаясь. И то же самое, на мой взгляд, характерно для истории как науки…

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте