> Большое приватизационное сражение - Аргументы Недели. Челябинск

//Общество 13+

Большое приватизационное сражение

18 декабря 2024, 12:46 [«Аргументы Недели. Челябинск», Владимир ФИЛИЧКИН ]

На фото: Сергей Банных и Владимир Филичкин

Экс-владельцы ЧЭМК решили доказать «согласие власти на «незаконную» приватизацию 30 лет назад». Их стратегия, как следует из материалов, подготовленных для закрытого заседания суда, основана на тезисе о законности приватизации 1990-х. Федеральная власть не могла о ней не знать, утверждают юристы ответчиков…

А условно осужденный на днях за педофилию на своем рабочем месте — Павел Ходоровский с 1991 года, оказывается, трудился помощником гендиректора Челябинского электрометаллургического комбината по внешнеэкономической деятельности. А с 1996 года там же — уже коммерческим директором, в 2001 году возглавил предприятие, став гендиректором ЧЭМК. Напомню, что долгие годы ЧЭМК был основной структурой империи известных челябинских бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова. 

Воистину приватизационные скандалы в Челябинске разрастаются стремительно. И то верно, давно пора назвать громкие имена...
Ну, сами подумайте, куда было деваться соратникам председателя областного Совета народных депутатов Петра Сумина, известного борца за права трудящихся, после разгона советской власти в 1993 году? Не угадаете…

 

Когда мафия — самый выгодный бизнес

Но именно так Владимир Багриновцев, помощник Петра Ивановича, ухитрился стать управляющим Банка содействия приватизации (БСП). И ведь деньги, вырученные от приватизации в Челябинской области, потекли на счет комитета по управлению госимуществом в БСП. В совет директоров которого, естественно, входили Владимир Головлев, его заместитель Галина Желтикова и начальник юротдела КУГИ Владимир Волчанов. Кончилось все так,как и должно было закончиться… Банк содействия приватизации выдал ряд заведомо невозвратных кредитов аффилированными структурам.

И 29 июля 1996 года с целью сокрытия следов своей незаконной деятельности он принял решение о самоликвидации. Перепуганный Багриновцев, прекрасно понимая, что его ждет, вышел на меня с этой поистине взрывоопасной информацией. Именно так и родилось знаменитое дело о 22 миллиардах рублей от продажи пакета акций АО «ММК», переброшенных в его банк, которое постепенно переросло в знаменитое «дело Головлева». Правда Владимира Багриновцева это не спасло, его вскоре убили, демонстративно в самом центре Челябинска… А после убийства уже и Владимира Головлева погибло и само, опасное для слишком многих, дело о приватизации в Челябинской области… Ну, и большие деньги, ушедшие за границу, благополучно остались у своих новых владельцев.

О том, как сотрудники областной прокуратуры пытались навести порядок в сфере приватизации, продолжаем разговор с непосредственным участником тех событий Сергеем Банных:

— Я работал начальником отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и охраны природы прокуратуры Челябинской области с осени 1993-го по весну 1996 г., а затем меня перевели на должность начальника следственного управления…

Наиболее актуальными направлениями нашей работы тогда были — борьба с незаконной приватизацией и борьба с финансовыми пирамидами.

В те годы больше всего проблем нам доставлял комитет по управлению имуществом администрации Челябинской области, возглавляемый Владимиром Головлевым. Приватизация государственного имущества проводилась зачастую с грубыми нарушениями закона. Наиболее характерные примеры — приватизация госпакетов акций «ММК» (впоследствии было возбуждено уголовное дело), приватизация «Южуралювелирторга» (возбуждено несколько уголовных дел), приватизация Кыштымского медеэлектролитного завода. Кстати, дело по незаконной приватизации акций «ММК» мы возбудили по вашей же информации, Владимир Васильевич… На вас еще заместитель прокурора области Федор Закиров писал представление о награждении в связи с тем, что тем самым был предотвращен значительный ущерб экономическим интересам государства…

 

После распада СССР она стала самой сильной организацией…

 Меня тогда в УВД наградили фотоаппаратом-«мыльницей» на память… А  то дело возбудили после того, как изъяв из бюджета 22 миллиарда рублей от продажи пакета акций АО «ММК», их перебросили в банк содействия приватизации, где член совета директоров БСП и чекового инвестиционного фонда «Социальной защиты населения области» — недоучившийся медик Никита Недоспасов — тут же приобрел четыре беспроцентных векселя БСП. А 30 апреля 1996 года руководство банка отказалось гасить данные векселя, сославшись на то, что в банке отсутствует необходимая сумма денег, необходимая для выплаты… И уже в июне того же года совет директоров банка принял поспешное решение о его ликвидации.

Кстати, я несколько раз до вас пытался пристроить эту «горячую информацию» в управление организованной преступности, знакомил с ней начальника УВД области Юрия Луконина, но все безуспешно…

— Мы к тому времени пытались решить это вопрос административно. В моем подчинении по линии приватизации был всего один сотрудник, правда очень грамотный профессионально — Евгений Еремеев, и мы пытались гражданско-правовым путем вернуть эту собственность государству. Но сил, конечно, на всю область нам не хватало катастрофически… Тогда ведь не одно уголовное дело по незаконной приватизации мы возбуждали, они возбуждались в достаточно значительных количествах… И ведь даже если дело не доходит до суда, это все равно колоссальное средство воздействия, средство для возвращения имущества. А тема с ММК мне была немножко знакома по моей еще работе в Магнитогорске…

 

Какая же это Мафия?
Это же просто Семья!

 Давайте все-таки немного уточним про так называемое «дело ММК». Как вам нашим читателям понравится, например, такой юридический ребус: ЧИФ «СЗНО» был крупным акционером БСП (25% уставного капитала), а вместе со своим учредителем Челябинской областной инвестиционной компанией (ЧОИК) также акционером БСП, владевшим пакетом акций БСП, превышающим 49% уставного капитала банка, позволяющим по существу контролировать деятельность банка. Одновременно ЧИФ «СЗНО» владел 41% акций «Завода оргстекло». А БСП и ЧОИК являлись учредителями и акционерами «Торгового дома «Южный урал». При этом БСП обладал 12% уставного фонда АОЗТ «Торговый дом Южный Урал» и так далее до бесконечности…

А что касается ЧОИКа, то 27 февраля 1992 года решением Челябинского областного совета народных депутатов, за подписью Петра Сумина. «О программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Челябинской области на 1992 год» в целях предоставления возможности участия в процессах приватизации бюджетников и других социально незащищенных слоев населения был создан Инвестиционный фонд (компания), в котором малый Совет, возглавляемый все тем же Суминым, выступил учредителем…

— Мы, занимавшиеся вопросами приватизации, и реально осложнявшие жизнь приватизаторам, понимали, конечно, что нас могут просто убрать. Но каких-то явных сигналов от оперативных служб не поступало. Хотя, конечно, предупреждать нас о своих намерениях этим людям, было совсем ни к чему…

Хотя методы противодействия нам применялись самые изощренные… Так 17 марта 1993 года председатель областного комитета по управлению имуществом Владимир Головлев провел пресс-конференцию для журналистов местных и центральных газет, где поведал, о том, что «приватизации угрожают консерваторы и «крестные отцы». Он так же многозначительно сообщил о своей недавней поездке в совет безопасности при Президенте РФ, где он поставил целый ряд вопросов… Ведь проведение так называемой «народной приватизации» в то время было государственной политикой. И мы мешали…

 Я бережно храню подобные материалы, о том, что  депутат Госдумы Владимир Головлев вскоре провел очередную пресс-конференцию, на которой «опроверг» все основные обвинения прокуратуры: и относительно количества и самое главное — качества имевшего место нарушений установленного порядка приватизации… Головлев тогда заявил о имевшемся «заказе определенных сил из Москвы перед парламентскими слушаниями…, о попытке перевести «с больной головы на здоровую»…, и, что прокуратуре не надо «нагнетать обстановку через печать». 

— Он тогда же, по-моему, объявил, что дело по «взрыву у Филичкина» завершено, и сделал безаппеляционный вывод, что этот взрыв вы совершили самостоятельно… Объявил так же собравшимся журналистам, что в 1992 году майор Филичкин «был задержан недалеко от места убийства»... Кстати, через некоторое время эту же информацию хорошо посмаковал и растиражировал в спецвыпуске газеты «АкционерЪ» уже совет директоров ЧИФ СЗН.

 А потом, по решению суда, за распространение сведений, не соответствующих действительности, выплачивал тогда мне алименты. На квитанциях было так и написано «Алименты ГОСДУМЫ». Храню их как память…

 

Продолжение следует

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте