Аргументы Недели → Общество 13+

Владимир Путин: оценка за поведение должна быть равноценна другим оценкам

Дискуссия о возврате в школы оценки за поведение вышла на уровень Президента

, 09:45 ,

Владимир Путин: оценка за поведение должна быть равноценна другим оценкам

Сегодня, в условиях роста агрессии, буллинга и прочих проявлений девиантного поведения среди школьников, идея возвращения оценок за поведение видится многим как необходимая мера.

Оценку за поведение ставили школьникам Российской империи, после революции они были отменены, но вернулись в учебные заведения СССР в 1943 году. В 1989 году такие отметки были упразднены. Однако нередкие случаи агрессивного поведения школьников требуют пристального внимания со стороны общества и государства. А значит, что необходимо вернуться к старой проверенной практике.

В мае текущего года сотрудники Института изучения детства, семьи и воспитания по результатам мониторинга ценностных ориентаций молодежи предложили Минпросвещения проработать и вынести на обсуждение вопрос о введении отметки за поведение в образовательных организациях. Идею вернуть такие оценки высказала в июне руководитель рабочей группы СПЧ по вопросам образования Екатерина Сморода. Председатель СПЧ Валерий Фадеев добавил предложение не допускать к выпускным государственным экзаменам детей, которым будет выставлена неудовлетворительная оценка за поведение. Возвращение оценки за поведение поддержал министр просвещения Сергей Кравцов, но отметил, что нововведению необходима дальнейшая проработка без спонтанных решений. А сейчас и Владимир Путин допустил возвращение в школы оценок за поведение. Мнением он поделился на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ).

«Даже не знал, что у нас отсутствует оценка за поведение. Если ее нельзя ставить, значит, были какие‐то причины у тех, кто принял такое решение. Согласен, что нужно это со специалистами, с родительским сообществом пообсуждать и принять взвешенное решение. Безусловно, нужно это обсудить как минимум. Я сейчас не готов формулировать окончательное решение, но если оценка за поведение будет возвращена, то нужно, чтобы она на что‐то влияла. Она должна быть равноценной с другими оценками», — сказал Президент.

Помимо этого, в ходе заседания президент призвал снять с педагогов часть бюрократической нагрузки, чтобы они могли уделять больше времени воспитанию детей.

В нижней Палате российского Парламента поддержали возвращение оценки за поведение учеников в школе.

«Введение оценок за поведение может стать условием соблюдения дисциплины и улучшения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Владимир Путин удивился, что в российских школах нет оценок за поведение. Что это значит? Значит, надо вернуться. Это не только улучшит образовательный процесс, но и подготовит учеников к реальной жизни, где навыки общения играют важную роль. При этом важно, чтобы система оценивания была справедливой Нужен закон. Подготовим», — отметил Первый заместитель председателя думского комитета по контролю Дмитрий Гусев.
«Поддерживаю введение школьных оценок за поведение. Они всегда были. Почему бы сейчас их не вернуть? Если школьник хулиганит, достает не только одноклассников, но и учителей, почему бы ему не поставить низкую оценку за поведение, чтобы родители обратили внимание на своего ребенка», — высказался депутат ГД Владимир Сипягин.

«Хочется надеяться, что оценка за поведение повлияет на учеников. Но тут надо и поработать с анализом опыта, ведь такие оценки в школе довольно долго существовали. Надо посмотреть статистику, как изменилось в среднем поведение школьников, когда эти оценки отменили. Потом надо будет поработать с психологами, чтобы они разобрались, в какой мере эти оценки за поведение могут влиять на поведение. Словом, это интересная идея, но это только отправная точка для дальнейшей серьезной проработки», — выразил мнение депутат ГД Анатолий Вассерман.

«Образование — это не только сумма полученных знаний, но и воспитание, а также формирование ценностных ориентиров. Возвращение к таким формам ранжирования может стать частью трансформации системы школьного образования от фабрики аттестатов к системному формированию личности с осознанным гражданским поведением», — говорит депутат ГД Сергей Алтухов.

«Российские учителя поддержат возвращение оценки за поведение в школах. Учителя поддержат президента в этом вопросе. Сейчас им довольно тяжело в некоторых случаях с учениками выстроить нормальную работу. Иногда ребята срывают урок, а учитель даже плохую оценку за поведение ему поставить не может, потому что поведение школьников не оценивается. Конечно, это неправильно», — заявила депутат ГД Яна Лантратова.

«Дисциплинарная отметка должна идти в „школьный табель“. Главное теперь определить критерии возможного выставления такой оценки, чтобы не было „перегибов на местах“», — считает депутат ГД Татьяна Буцкая.

Вообще же дисциплинарная оценка, которая дополняет общую успеваемость, не такая уж невидаль в мире. Многие сразу вспоминают Китай с его социальным рейтингом, который начинается в школе и называется «учебный рейтинг». В Канаде и США, в Японии, Франции и Германии. Отметка называется по-разному: «Поведение и дисциплина», «Дисциплина и общественная активность», «Учеба и поведение». В критерии оценивания входят посещаемость, активность на уроке, дисциплина и участие в общественной жизни.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram