Аргументы Недели. Кубань → Общество 13+

ЦФА выводят современное искусство на биржу

, 18:37

ЦФА выводят современное искусство на биржу
Artistector / Wikimedia Commons

Современное искусство получило современные средства продвижения. Недавно на платформе Московской биржи разместили цифровые финансовые активы (ЦФА) на произведение современного художника, сообщает РБК со ссылкой на сообщение биржи и маркетплейса MyInvest.Art (платформа для инвестиций в искусство). Токены были выпущены на работу Юрия Злотникова «Протосигналы #43» 1957 года из одноименной серии. Объем выпуска составил 900 ЦФА по 1 тыс. руб. за каждый токен.
Токенизация искусства в России активно началась в 2021, когда «Эрмитаж» выпускал NFT на произведения из своей коллекции. Но, по сообщениям музея, впоследствии им не удалось сохранить NFT-произведения и сделать их инвестиционным инструментом. Во многом это было связано с тем, что токены были в «серой» зоне, и права на их использование/авторство доказать было проблематично.

В сентябре 2023 года музей, компания «Интеррос» и платформа «Атомайз», учитывая прошлый опыт Эрмитажа, выпустили токены на три фрески мастерской Рафаэля XVI века — в полностью легитимном формате. Токены были выпущены как цифровые финансовые активы, вид — гибридные цифровые права (ГЦП), гарантирующие денежное требование покупателю и утилитарные права.

Итогом реализации проекта стал выпуск 60 арт-токенов, по 20 на каждую из выбранных для реставрации фресок первой четверти XVI века мастерской Рафаэля из эрмитажной коллекции: «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Токены были проданы коллекционерам и инвесторам, а вырученные средства направились на дальнейшие реставрационные работы, в частности, для восстановления полотна Лукаса Кранаха Старшего «Венера и Амур».
Советник ректората Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин недавно сообщил, что участники проекта «Цифровое искусство» разрабатывают новые инициативы, направленные на сотрудничество с молодыми цифровыми художниками. Это поможет им принять участие в очередных проектах Эрмитажа, а в будущем и других ведущих музеев страны.

В другом проекте, уже от Мосбиржи, токенизировали работу Злотникова, выбор был сделан не случайно. В MyInvest.Art сообщают, что за последние 20 лет было продано 47% выставленных на продажу через аукционы картин Злотникова.

Основатель проекта MyInvest.Art Владимир Шабасон отметил, что этот выпуск ЦФА расширил возможности инвестиций в современное искусство, делая их доступными для широкого круга инвесторов. Юрий Брисов, партнер Digital & Analogue Partners, объясняет суть дела так: «В данном случае инвесторы как бы вступили в "кооператив", которому принадлежит одна картина [Юрия Злотникова]. Когда картину продадут, все инвесторы получат доход, пропорционально своим токенам-паям в этом условном кооперативе».

СПРАВКА: Юрий Савельевич Злотников (1930–2016) — советский и российский абстракционист, «пионер послевоенного беспредметного искусства». Двоюродный брат поэта Льва Рубинштейна. Его работы представлены в Государственном Русском музее, Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства. Он увлекался кибернетикой и в своих произведениях сочетал художественный подход и научные методы. «Протосигналы» — это серия работ Злотникова, связанная с научным моделированием, они выполнены в стиле схем и практически лишены цвета.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram