Новые дорожные программы Приангарья дают эффект
№ () от 26 ноября 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
Планомерное развитие дорожной инфраструктуры — задача практически для любого муниципалитета Иркутской области более чем актуальная. Актуальная и, очевидно, ресурсоемкая. А, значит, территориям в решении этого вопроса требуется поддержка федеральных и региональных властей. Так что дорожная тема постоянно в поле зрения депутатов Законодательного Собрания Приангарья. Значительно улучшить инфраструктуру дорожной сети сегодня получается, сочетая средства из разных источников. Эффективно работает в том числе региональная программа «Транспортный каркас Иркутской области». Ее реализацию в городах и поселках региона парламентарии держат на контроле. Что сделано за этот ремонтно-строительный сезон и чем решено заняться в следующем году? Парламентарии вместе с властями муниципалитетов подводят текущие итоги и ориентируют по ближайшим планам.
Значительно улучшила инфраструктуру дорожной сети в регионе программа «Транспортный каркас Иркутской области», считает первый заместитель председателя Законодательного Собрания региона Кузьма Алдаров. Недавно на своем округе он тоже стал свидетелем значимого, радостного события, которому ощутимо содействовал: в эксплуатацию введена одна из главных дорожных артерий посёлка Кутулик — улица Вампилова. Протяженность этого участка составила 2 460 метров. Присутствуя на торжественном открытии, депутат отметил, эта улица по сути является новым объектом. И появился он как раз благодаря региональной программе «Транспортный каркас Иркутской области».
«По дорогам у нас работа ведется постоянная. Райцентры очень хорошо и активно участвуют в программе по реконструированию и капитальному ремонту дорог. И Кутулик, конечно, тоже в лидерах. Это уже не первая дорога, которую в поселке капитально отремонтировали», — рассказал Кузьма Алдаров. Он обратил внимание, что программа, действующая уже второй год, помогает эффективно и, что особенно значимо, комплексно приводить в порядок дороги. Ведь для комфортного и безопасного передвижения автомобилей, автобусов, пешеходов недостаточно просто уложить красивый асфальт, нужно обустраивать освещение, тротуары. И это делается в комплексе с ремонтом полотна. Так, несомненно, логичнее, правильнее. В итоге жители региона тоже ставят обновленным дорожным участкам высокую оценку, подчеркнул депутат.
Напомним, что транспортный каркас автомобильных дорог документально сформировали и утвердили в Иркутской области в конце 2022 года, а в 2023-м приступили к работам в соответствии с обозначенными в новой региональной программе задачами.
В перечень каркаса вошли 1074 участка автомобильных дорог в 45 населённых пунктах. Это районные центры и крупные посёлки, где проживает не менее шести тысяч человек.
Общая протяжённость участков транспортного каркаса Иркутской области составляет 1 061 километр. Это те важные для жителей Приангарья трассы, которые не охвачены национальным проектом. Дело в том, что по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» получается приводить в порядок магистрали регионального значения в крупных городах, таких как Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское, Черемхово и Братск. А для дорог в более мелких населенных пунктах (ведь людям везде важно обеспечить комфортные условия, достойную инфраструктуру) создана региональная программа «Транспортный каркас Иркутской области». По ней из областного бюджета в форме субсидии муниципалитетам выделяются средства на дороги местного значения, которые характеризуются высокой интенсивностью движения, ведут к социально важным объектам.
Областные парламентарии вместе с главами местных и районных администраций помогают правительству региона. В транспортном каркасе старались учесть мнение с мест — по каким маршрутам чаще всего ездят жители, как школьные автобусы возят детей. Эти трассы важно сделать, восстановить, привести в нормативное состояние в первую очередь.
И в разных районах за два года выполнен хороший объем дорожных работ. В частности, в 2024 году по программе «Транспортный каркас» в ремонт взяли свыше 90 участоков местных дорог, на это в общей сложности направили более двух миллиардов рублей из областного бюджета. На следующий год тоже масштабные планы.
Так, например, на транспортный каркас в Чунском округе в 2025 году область выделит порядка 50 млн рублей, а в общем на капремонт дорог этой территории — более 117 млн. Такое существенное увеличение финансирование было озвучено по итогам специального совещания с участием главы регионального министерства транспорта Максима Лобанова и вице-спикера Законодательного Собрания Иркутской области Натальи Дикусаровой. Она представляет в областном парламенте интересы жителей этой территории.
Наталья Дикусарова объяснила, что кроме «Транспортного каркаса» в регионе со следующего года заработает ещё одна программа, тоже ориентированная на конкретные мероприятия по содержанию и капремонту муниципальных дорог. «Добавим сюда «Народные инициативы» и иные программы — и получается внушительная сумма на дороги», — прокомментировала вице-спикер.
Также на контроле у Натальи Дикусаровой работы на дороге Тайшет — Чуна — Братск. Это в общей сложности пять участков трассы: четыре между Тайшетом и Чуной и один в Братском районе. Здесь задействованы средства нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
«Для меня ремонт этой дороги — принципиальнейший вопрос, — заверила Наталья Дикусарова подписчиков своего телеграм-канала. — Я долго доказывала и убеждала в необходимости выделения средств. Сейчас работы ведутся разные, где-то текущий ремонт, где-то — реконструкция, замена мостов». Самые сложные участки трассы, ставшей буквально «дорогой жизни» (она соединяет поселки Тайшетского и Чунского районов с райцентрами, где находятся и крупные учреждения здравоохранения), должны сдать в эксплуатацию в следующем году.
Также Наталья Дикусарова рассказала о «беспрецедентных» результатах комплексного ремонта дорог в Тайшетском районе. Здесь тоже сразу выполняют обустройство тротуаров, делают придорожное освещение. Причем, выполнено не только запланированное на 2024 год, но и опережающими темпами уже отремонтированы участки дорог, которые рассчитывали реконструировать в 2025‑м. Быстрее привести дороги в нормативное состояние позволяет активная позиция муниципальных властей, эффективное взаимодействие с региональным минтрансом и своевременные решения ЗакСобрания по выделению и доведению финансирования. Таким образом территория дает положительный пример другим муниципалитетам. Но расслабляться рано. Задач по дорогам всегда немерено. Планы дорожных работ Тайшетского района на 2025 год обновлены. Причем в рамках уже «обкатанной» программы «Транспортный каркас» и за счет дополнительного субсидирования по новой областной программе будут решать проблемы с дорогами в Тайшете, в Бирюсинске, а также еще в поселках и селах района. «Мероприятия коснутся каждой территории муниципального образования, абсолютного большинства населенных пунктов», — сориентировал глава Тайшетского муниципального образования Александр Кузин.
Также хорошими темпами обновляли проезжую часть в поселке Слюдянка. Ход работ на улице 40 лет Октября, которая также включена в транспортный каркас Иркутской области, отслеживал депутат регионального ЗакСобрания Федор Саломатов. Еще одна территория его ответственности — Шелеховский район. Там в этом году тоже ремонтировали самые востребованные транспортные артерии — те, что ведут к школам, детским садам, амбулаториям, физкультурно-оздоровительным комплексам, ДК. Так, ремонт развернули на улице Комсомольской в поселке Большой Луг, улицах Мира и Юбилейная в селе Введенщина. В ближайших планах — привести в нормативное состояние дорогу на улице Советской в Шелехове, в этом тоже поможет программа «Транспортный каркас Иркутской области». А в селе Тибельти нужно сделать ремонт участков улиц Трактовая и Набережная, при участии Федора Саломатова прорабатывается возможность включения этих дорожных отрезков в государственные программы для обеспечения необходимого финансирования.
И на округе депутата ЗС Галины Кудрявцевой к дорогам — особое внимание. Положительные изменения отмечают жители села Большое Голоустное и приезжающие туда на Байкал путешественники. Для села из областного бюджета из средств на «Транспортный каркас» профинансировали реконструкцию улицы Кирова. На участке протяженностью около 900 метров оборудовали тротуары, заменили асфальтобетонное покрытие, восстановили недостающее освещение, нанесли разметку, установили дорожные знаки.
В то же время Галина Кудрявцева не замалчивает непростую ситуацию с Голоустненским трактом. Там пришел в негодность участок с 48‑го по 58‑й километр. Требуется восстановить. Областная Дирекция по строительству и эксплуатации дорог сейчас находится в судебном процессе с проводившим в 2018 году ремонт подрядчиком, поскольку гарантийный срок ещё не истек. Пока же, чтобы не затягивать, не откладывать необходимые для комфортного передвижения по трассе работы, из региональной казны пришлось направить 30 млн руб. на проведение дополнительного ремонта, площадь которого превысила 4 тыс. кв. км.
В свою очередь, эффективность программы «Транспортный каркас Иркутской области» на примере Усть-Илимска отмечает и председатель комитета по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении Виталий Перетолчин. Он уверен: «В предстоящие три года по программе транспортного каркаса Иркутской области удастся отремонтировать участки улиц Энтузиастов, Ленина (в районе СК «Олимпиец»), проспекта Дружбы Народов, улицы Мечтателей. В этом году в Усть-Илимске дорожники выполнили гораздо больший объем работ. Надеемся, что благодаря слаженной работе администрации города, своевременному финансированию удастся и впредь не сбавлять темпы…»
К такому комментарию наверняка присоединится большинство областных депутатов. Сделано немало, но фронт дорожных работ на перспективу по-прежнему огромный. И парламентарии, и главы территорий, и местные думы осознают: нужно четко планироваться и, желательно не в рамках одного года, а с прицелом на развитие, общими усилиями добиваться финансирования и затем ответственно, пристально контролируя подрядчиков, реализовывать проекты реконструкций, капремонтов в интенсивном графике.
Тут и жители Иркутской области солидарны с депутатским корпусом: с каждым годом надеемся видеть все больше трасс и улиц, где не трясет на ямах, хорошо видно разметку, не страшно ехать, а также пешком прогуливаться вдоль или пересекать дорогу в любое время суток.
Александр Ведерников, председатель Законодательного Собрания Иркутской области:
— Депутаты областного парламента, безусловно, будут и дальше продвигать свои инициативы, касающиеся развития дорожной сети в регионе. В частности, внесен ряд предложений по пополнению дорожного фонда. Чтобы увеличить его ресурс есть смысл изучить опыт других регионов, где, например, в дорожный фонд направляется часть налога на прибыль. Хочу отметить эффективный комплексный подход, который в последние годы стал применяться при ремонте и реконструкции транспортных артерий. Да, он требует больше средств, но зато дает реальный, продолжительный результат. Будем отстаивать адекватные объемы финансирования, которые позволят не снижать, а, наоборот, наращивать темпы, объёмы и качество дорожных работ — и в столице Иркутской области, и в райцентрах, и в поселках, где не так много жителей. Но для каждого важно иметь возможность по нормальной дороге на личном или общественном транспорте добираться куда нужно — скажем, в школу или поликлинику — и комфортно возвращаться домой.