В середине октября 2024 года Росавиация лишила лицензии на выполнение коммерческих воздушных рейсов крупнейшего камчатского авиаперевозчика «Витязь-Аэро». При этом часть вертолётов компании была передана в аренду другому перевозчику — АО «Камчатское авиапредприятие» (КАП).
По прошествии месяца, жители Камчатки отмечают, что в регионе наступил настоящий транспортный коллапс. В условиях Севера наличие отлаженного вертолётного сообщения является крайне важным. Однако пришедший на смену «Витязям» авиаперевозчик, по словам местных жителей, спустил их с небес на землю.
Причиной лишения сертификата компании «Витязь-Аэро» стала трагедия, которая произошла 31 августа в районе горного массива Вачкажец. Попав в сложнейшие метеоусловия, разбился принадлежащий перевозчику вертолет Ми-8Т. По данным предварительного отчета Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в момент катастрофы отмечалось «закрытие гор, перевалов облаками, осадками, туманом». На борту вертолёта находились 22 человека. Все они погибли.
Стоит отметить, что причина этой ужасной трагедии устанавливается до сих пор. Расследование обстоятельств крушения вертолёта продолжается, однако работа компании «Витязь-Аэро» в регионе уже попала под запрет.
Тем временем жители возмущены низким уровнем обслуживания нового авиаперевозчика. Своими впечатлениями они поделились с корреспондентом издания «Аргументы недели».
«В этой ситуации оказалось всё население сёл севернее Петропавловска-Камчатского. КАП обслуживает только крупные посёлки, где может сесть самолёт, а вертолётов у них мало. У «Витязей» парк вертолётов большой: пока они летали, всё было нормально. Теперь мы не можем добраться в краевой центр. Нам предлагают как-то добираться в посёлок городского типа Палана, покупать там билеты и садиться на самолёт. Билетов зачастую нет, и в ожидании рейса приходится жить какое-то время в Палане, но не у всех есть такая возможность. Конечно, раньше добраться до Петропавловска было намного проще», — рассказал житель села Лесная Алексей Яганов.
По его информации, найти выход из происходящего местные власти обещают только после завершения официального расследования, связанного с трагедией на Камчатке.
«У меня складывается ощущение, что кто-то воспользовался ситуацией с катастрофой вертолёта в своих целях, — отметил ещё один местный житель. — История очень мутная. Я написал губернатору в соцсети ВК, у него скоро прямой эфир. Посмотрим, что он ответит».
Существенные проблемы коснулись и предпринимателей региона.
«Мы с мужем, как предприниматели, заключили договор о поставке свежих овощей и фруктов, зелени и кисломолочной продукции в наши магазины. Это очень важно для нас — местных жителей. Пароходы заканчивают поставки уже в конце октября, и поселок до следующей весны может остаться без снабжения, — сообщила Пелагея Гопонова, супруга предпринимателя Расима Гасымова. — С «Витязями» снабжение было круглый год. После того, как они перестали летать, в магазинах нет ничего, кроме картошки с луком, но на них далеко не уедешь. Мы очень надеемся, что в ближайшее время всё решится положительным образом и будет как раньше».
Ещё один местный житель рассказал о появившихся проблемах с медицинским обслуживанием и медикаментами:
«С городом вообще связь пропала. Медикаменты не могут доставить уже недели две, в связи с тем, что в аэропорту их не передают на борт самолёта. Жизненно необходимые лекарства нам всегда передавали через «Витязей» каждый вторник. С дальних районов невозможно попасть в больницу к врачу на приём в назначенное время из-за того, что вертолёт переполнен».
Некоторые люди не могут даже проводить в последний путь ушедших из жизни родственников.
«Все боятся, что потом назад не смогут улететь домой из-за проблем с самолётом или вертолётом. У меня погиб племянник на СВО. Те из родственников, кто смог, улетели в Елизово на похороны. Мне пришлось отказаться, потому что я потом мог опоздать на работу», — сообщил житель региона.
Сложившуюся ситуацию в своём Telegram-канале прокомментировал депутат Госдумы РФ Михаил Делягин:
«Надо отдать должное губернатору Солодову, который с филигранным бюрократическим мастерством пытается спасти Камчатку: добился передачи вертолетов в аренду вместе с экипажами второму государственному авиапредприятию полуострова. Непонятно, правда, зачем тогда запрещали летать, если пилоты и вертолеты те же… В чём суть претензий надзорного ведомства? Если вертолеты и экипажи могут летать под другой вывеской, это означает, что вопрос не в безопасности эксплуатации. Тогда в чём? Почему одним можно, а другим нельзя?».
«Транспортный коллапс в местном варианте — это когда вторую неделю на мешках в маленьком порту живут несколько сотен людей. Причём, если даже что и полетит, то заберёт максимум человек 8 или 10. Такие тут масштабы. Это хорошо, когда «не горит». А если вопрос жизни и смерти?» — подчёркивает драматизм этой истории политолог Алексей Мартынов.
По словам Михаила Делягина, адекватное решение этой проблемы является не только вопросом справедливости, но и выживания людей в регионе, где «без малой авиации жизнь останавливается».