> Иркутские истории. Очарованные странники - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Иркутские истории. Очарованные странники

№  () от 12 ноября 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Валентина Рекунова ]

«В свою последнюю экспедицию Александра Викторовна Потанина отправлялась больной, понимая, что не вернётся. Казалось даже: она знала где и когда уйдёт. И на этом последнем пути подолгу беседовала с монахами, рисовала любимыми красками, гляделась в быструю реку с обрыва. На прощание прошептала неслышно: «Златоглавая моя змейка Амырга, левой рукою держусь я за радугу, правою за небеса…» Жертвенность ради Дела, ради Призвания — безумство, единственно верный путь или?.. Ответ всегда есть. Но гораздо проще сказать себе: а стоит ли игра свеч? — и успокоиться. Очередная глава «Иркутских историй», Валентина Рекунова.

У каждой пашни, горы, реки свой хозяин, и это — не человек

В одной из иркутских гостиных Григорий Николаевич встретил бурята необычной наружности: с тонкой княжеской костью и будто вырезанными чертами лица.

— Бывший тайша Аларского ведомства, а по-нашему волостной старшина, — пояснил хозяин. — Интереснейший собеседник, но сразу никогда не откроется. Вот когда приглядится, почувствует интерес к сородичам, их обычаям и поверьям, может быть, и разговорится.

— Так он ведь не в Иркутске живет?

— Но часто навещает здесь гимназиста-сына.

И правда: вскоре он снова приехал. А месяца через два, в начале апреля 1882‑го новый знакомец пригласил Потанина в свой улус.

Экипаж у него был свой: лёгкая тележка без верха, запряжённая двумя лошадьми. В прошлый раз он быстро обернулся, но теперь снег растаял, дороги расстроились, и пришлось два раза устраиваться на ночлег, где придётся.

У села Черёмуховского тайша остановился:

— Кто едет в Иркутск из Москвы по большой дороге, никак не пропустит это место. И прямо здесь, и справа, и слева от дороги начинается Аларское ведомство. Правда, бурят вы тут сразу не увидите: клином вставились нескольких русских деревень.

Действительно, взгляду путешественника предстало собрание изб, сбитых в тесную кучу, с кривыми унавоженными улицами. Но вот тележка обогнула мысок — и картина резко переменилась: усадьбы разбегались одна от другой едва ли не на сотню саженей. И хозяйство бывшего тайши стояло уединённо и воротами было обращено, как и все, на юг. От других отличалось оно размерами служб да стоящими на задах избами для работников. Хозяйский дом обставлен по-городскому; в кабинете полка с книгами, а среди них сочинение Дарвина, руководство по юриспруденции, сборник статей по гомеопатии.

— Новый тайша тоже читает серьёзную литературу? — не без удивления уточнил Григорий Николаевич.

— А давайте мы съездим к нему! Тут вёрст десять всего.

Всё это пространство занимали обособленные хозяйства. Между прочими попадались и дома с мезонинами, а у многих ворот установлены были жертвенники. Каждый имел в основании четыре столба высотой в человеческий рост. Сверху настилались полати с вставленным по центру шестом — на него и надевалась шкура жертвенного животного.

Из разговоров с бывшим тайшой Потанин выяснил: жертвоприношения отправляются каждым улусом отдельно. А вот земля Аларского ведомства по улусам не разделена: селятся кто где хочет, и пашни каждая семья обрабатывает сколько может. Так что участки разнятся от трёх десятин и до тридцати. И сенокосы в улусах делятся по согласию.

— А вот это мне очень трудно представить, — в интонации гостя удивление было смешано с недоверием.

— По нашим, шаманистским, представлениям у каждой пашни, горы, реки есть свой хозяин, и это — не человек. Когда земледелец, охотник, рыбак получает хороший урожай, добычу, улов, он принимает их как награду от духов поля, леса, реки.

— С точки зрения наших миссионеров, это всё — сплошное язычество. Впрочем, мне будет очень жаль, если им удастся вас ассимилировать в христианской среде.

Добровольно невыездные

Дом нового тайши был поставлен недавно, и внутренняя отделка ещё не окончена: гравюры и портреты в красивых рамках крепились прямо на брёвна золотисто-жёлтого цвета. Хозяин оказался молодым человеком, тонким в кости и с лёгкой походкой. На нём был чёрный сюртук поверх накрахмаленной светлой рубашки — как видно, он и дома был готов принимать по делам.

Из полуприкрытой двери с любопытством выглядывали две дочки лет пяти и семи, одетые так, как обычно одевают своих детей городские чиновники.

— Часто бываете в Иркутске, — улыбнулся гость.

— Да, со многими там знаком и состою в отделении Общества охотников.

Вся стена в его кабинете была увешана богатыми трофеями и дорогими ружьями, а на столе лежали аксаковские «Записки ружейного охотника».

— Должно быть, в город переберётесь, когда отслужите свой трёхлетний срок?

— Зачем же, если и без того я могу приезжать в Иркутск всякий раз как захочется? Вот и мой предшественник не уехал, а занялся земледелием. Он и в бытность тайшой его не бросал, но вынужден был во всём полагаться на работников. Так и я теперь связан по рукам и ногам. Скоро все соседи перекочуют в летники, а мне тут оставаться в крахмальных рубашках, — он помолчал и спросил. — А вы обратили внимание: загоны для скота у бурят значительно больше. И вот почему: с конца весны мы их закрываем, и на хорошо унавоженной почве вырастает вкуснейшая кормовая трава.

— А нельзя ли ваше ежегодное переселение из зимников в летники и обратно считать проявлением былого кочевого образа жизни?

Тайша улыбнулся:

— Давайте это назовём отголоском прошедших времён — точнее будет.

— Могу ли я ссылаться на вас?

— Пишите что хотите, печатайте где хотите, но при одном условии: моё имя не должно называться. Можете обозначить меня как «Б», а моего предшественника — как «М».

Боги считались его давними знакомыми — и он говорил от их имени

Девятнадцатый век пьянил еще хмелем открытий; монгольские рунические знаки, старинные рукописи и загадочные рисунки пробуждали дремлющую интуицию. Экспедиции русских сменяли одна другую; случалось, Потанины пересекались с недавним маршрутом Пржевальского, и Александра Викторовна замечала: «Николай Михайлович видел озеро Кукунор в конце марта, а мы — в конце апреля. Ему открылось оно очистившимся ото льда, а нас встретило спящим, заснеженным».

Составляя маршрут будущей экспедиции, Потанин не исключал места, уже описанные Пржевальским: их подход к исследованиям был другой. Пржевальский стремился к охвату значительного пространства и потому делал быстрые переходы. Его отряд снаряжался не только Географическим обществом, но и военным министерством и был отлично вооружён. А Потанины никогда не имели военного сопровождения, рассчитывая только лишь на поддержку местных, монгольских и китайских властей. Да, им встречались «рыцари» с большой дороги, но всякий раз удавалось благополучно разойтись. И они делали долгие остановки, пристально вглядываясь во всё то, что Пржевальский оставил бы без внимания.

Большой удачей считалось, если маршрут экспедиции проходил через Тяньцзинь: там можно было передохнуть у гостеприимного иркутянина Белоголового, оставить у него ящики с коллекциями, а не тащить их дальше по горам, по долам.

В 1886 году Потанины возвратились из трёхлетней экспедиции по Китаю и Монголии. Вывезенные коллекции весьма и весьма пополнили и Императорский ботанический сад, и геологический кабинет Петербургского университета, и музей Академии наук. Едва доехав до Петербурга, Григорий Николаевич принялся хлопотать о подарках от имени Русского географического общества. Амбаню города Синина послали серебряный кубок, мандарину и ламе Сигу — по стереоскопу; многочисленным добровольным помощникам — по биноклю.

Бюджет этой экспедиции составил 29 тыс. руб., из которых 17 тыс. руб. предоставил Владимир Платонович Сукачёв. Он, кстати, рассчитывал получать от Потанина обстоятельные отчёты — на страницах газеты «Восточное обозрение». Это были обычно выписки из путевого дневника, а иногда и зарисовки с натуры, например, из буддийского монастыря. Потанины пробыли там два дня, общаясь со старым ламой, увлёкшимся рисованием. Он усердно копировал и при этом очень грешил против перспективы. Григорий Николаевич взялся было помочь, объясняя, как придать объём плоскому зданию, но Лодзын (так звали почтенного) отвечал, что в картине важно другое — яркие краски, и непременно с позолотой. Во время работы он надевал бумажную треуголку, мятую и забрызганную красками, с двумя лопухами по бокам, в виде ослиных ушей. А ходил лама, сильно раскачиваясь — будто бьёт поклоны. Когда же садился, подбегали две маленькие собачки, увешанные бубенчиками, и находили убежище у него под халатом.

Но в глазах местных жителей этот лама был фигурой священной, считалось, что боги — его давние знакомцы, и он может от их имени говорить. Подавая «божественные советы», Лодзын в то же время мог стряпать и расспрашивать гостя, почему все фигуры в стереоскопе кажутся выпуклыми, и правда ли, что «на хитром Западе» запрягают коров, сделанных из металла, и ездят на них, время от времени подавая им уголь и воду. Перед отъездом из монастыря Потанин захотел попрощаться с Лодзыном и нашёл его в келье в окружении столиков с ворохами печенья, листами тибетских книг, посудой и молельными мельницами. Собачонки грелись в складках его необъятного халата и явно не желали вставать. Но, выйдя, Григорий Николаевич увидел ламу уже сидящим на бугорке и в другой одежде. А в путевой дневник записал: «Нравы лам допускают и такое предположение, что он делал два дела разом».

К златоглавой змейке Амырге

…У горной речки разбили лагерь, собираясь остаться здесь на ночлег, как вдруг объявились два юных урянхайца. Они бегали, забавляясь, по ломкой кромке намёрзшего льда и не мёрзли, хотя были босы. Отличные сапоги-чулки из кожи горного козла висели, как ни странно, на поясах. Замшевые куртки не сходились на груди и не дотягивали до талии, да и кожаные панталоны едва прикрывали бёдра. Другой одежды при них не было, как не было и никакого багажа — тем не менее оба уверяли, что идут на север.

Общались с незнакомцами через переводчика, а он сразу насторожился:

— Обратили внимание? В руках у каждого только кнут для лошадей — при том, что оба пешие! Если вы не знали, конокрадство среди урянхайцев — занятие совершенно обычное: кто украл, тот и удал.

— И как же в таком случае лучше себя повести? — начальник экспедиции явно был озабочен.

— Быть как можно радушнее, предложить ужин и ночлег, но самим не спать.

Хитрость удалась: на рассвете «гости» покинули лагерь. Прощаясь, с нескрываемым сожалением оглядели лошадей и верблюдов и (несколько удивлённо) участников экспедиции. А были в ней только Потанин Григорий Николаевич, его супруга Александра Викторовна, студент и переводчик. Так что каждый делал много разной работы; г-жа Потанина, например, среди прочего исполняла обязанности художника. Она и теперь, когда все почувствовали облегчение, достала листы белого картона, на которых успела-таки вчера набросать пришельцев во всей их первобытной красе.

— А ведь хороши! Пока смотрят с картинки… — улыбается муж.

Александра Викторовна закрывает альбом с рисунками и тщательно упаковывает его вместе с блокнотом. Нет, сначала записывает несколько сложившихся фраз, попросившихся на бумагу: «Случается обыкновенно так, что заманчивые описания делают близкими и знакомыми разные уголки Африки, Америки, Индии, но при этом остаются совсем неизвестными страны, лежащие сразу за окраинами России. Страна Урянхайская именно тем и замечательна, что составляет нашу границу на расстоянии почти тысячи вёрст, и между тем редкий из русских читателей знает её хотя бы только по имени».

От озера Убса экспедиция Потанина повернула на север, в горы. Солдаты из монгольского пикета советовали взять восточнее, чтобы обойти перевал и избежать таким образом многих трудностей. Но в этом случае большая часть Урянхайского края осталась бы в стороне.

Горы щетинились, перекрывали дорогу, но, как только люди решались и начиналось восхождение, открывали едва приметные тропы. Горы пугали и манили одновременно; горный хребет Танну-Ола то закутывался в облака, насылал густые туманы, то открывался в новом великолепии. И вот что удивительно: двигались на север, но при этом становилось теплей, пожухлый пейзаж сменялся высокими травами в полном цвету. Начали попадаться и редкие в этих местах рябина, осина, черёмуха.

Люди тоже встречались нечасто, но в один из дней участники экспедиции наблюдали целую процессию урянхайцев, возвращавшихся с пашен. Впереди на лошадях ехали мужчины; за ними шли гружённые просом быки, а на некотором отдалении следовали и женщины на быках. Цепким взглядом рисовальщика Александра Викторовна Потанина схватывала их яркие лица, близкие к татарскому типу. Сшитые на татарский манер шубки спускались чуть ниже колен, а головы урянхаек покрывали пунцовые капюшоны, отделанные по краям белыми бусами. Казалось, они не спешили, но пролетели в мгновение — словно бы вместе с ветром исчезли в ущелье — и снова перед глазами путешественников только груды камней, а о людях лишь изредка напоминают изображения буддийских божеств и лоскутки с молитвами…

Сундук с подарками открывает дорогу

На берегу Бурени обнаружили довольно большое поселение урянхайцев. Во главе стоял князь Огурда, и знакомство с ним предполагало соблюдение церемоний. Что ж, открыли сундук с подарками, всегда имевшийся при экспедиции, достали ружьё и карманные часы.

— Этого довольно, — Потанин опустил крышку.

Но супруга его Александра Викторовна и проводник уверяли, что «княгиня обидится», и это будет иметь дурные последствия. Студент затруднялся с ответом, так что начальнику экспедиции пришлось подчиниться большинству — добавить к ружью и часам три безделушки очень изящной работы.

Подарки явно понравились: князь Огурда вскоре прибыл с визитом. Держался он, правда, отстранённо, и Александра Викторовна очень переживала, что ему не понравилось угощение — стол в экспедиции был самый простой, а припасённый для таких случаев пунш мог показаться Огурде слишком уж необычным. Но на другое утро князь прислал им дары — два куска отменного шёлка, кусок бумазеи и два блюда — с сыром и очищенными кедровыми орехами. Это значило, что знакомство сочли приятным, а для настоящей беседы ещё просто не пробил час, нужно набраться терпения.

По здешним правилам, общение с князем закреплялось визитом к одному из чиновников. К чаю там подавали жареное просо и сыр, от себя же гости добавили сахар и водку, а хозяйке презентовали отличные ножницы. Все остались довольны, но на обратном пути хозяин догнал русских и чуть не на коленях умолял «дать ещё водка», обещая за это лучшие шелка от пекинского двора.

Покончив с визитами, занялись поисками нового проводника — дальнейший маршрут был ещё опаснее, и вести их соглашались немногие. Лошади, чувствуя трудный переход и неизбежность быть съеденными, уплыли на другой берег Бурени, их с большим трудом вернули обратно. Река готовилась встать, в небе припорашивало, и идти надо было теперь без привычных маленьких остановок.

На вторую неделю, вымотавшись беспрерывной ездой, Александра Викторовна упросила мужа хоть немного пройти пешком — и Григорий Николаевич согласился. Но они очень скоро отстали от группы. В заснеженном безмолвном пространстве два близоруких немолодых человека тщетно искали потерянную тропинку. Спас звонкий голос Александры Викторовны — по нему и нашли их студент и проводник.

С каждым перевалом всё меньше встречалось людей, всё скуднее становилась пища. По утрам вместо чая с лепешками пили чай с маслом и мукой. Но вечерами всё равно было весело, во всяком случае, в палатке Потаниных, где расшифровывали записи урянхайских сказок.

Меж тринадцатью пиками

Пройдя через перевал Торхолик, экспедиция Потанина оказалась в шаманском центре, окружённом тринадцатью горными пиками. Каждый из них считался жилищем для духа. Близилась ночь, и со всех сторон слышались удары шаманских бубнов. Переводчик уверял: урянхайцы не приносят кровавых жертв, но о сне было нечего говорить, и Потанин предложил самим отправиться к шаманам.

— К кому именно вы хотите, Григорий Николаевич? — озадачился проводник. — Шаманов тут по числу горных пиков — тринадцать. Есть и женщина. Лучшая прорицательница, говорят.

Александра Викторовна Потанина захотела пойти именно к ней. Нашли посыльного, и он скоро вернулся с ответом: платой назначена белая лошадь и пять кусков разноцветной материи. Для экспедиции это было непосильно, конечно; впрочем, переводчик переспросил, уточнил — и оказалось, что шаманка имела в виду пять лоскутков для совершения обряда и с той же целью белую лошадь.

Найдя юрту прорицательницы, взволнованные странники увидели молодую женщину, занятую… приготовлением молочной водки. Она успела уже снять пробу и потому была словоохотливей и добродушней, чем обычно. Показала хозяйство, детей, ответила на вопросы, угадав и незаданный — от Александры Викторовны. Отвела её в специальную комнату — дать ответ.

Ни в ту ночь, ни позже Потанина не поделилась открывшимся. Хоть всегда с удовольствием вспоминала об урянхайских шаманах, богатых и бедных, вульгарных и поэтичных, читала на память записанное тогда, осенью 1879-го: «Златоглавая моя змейка Амырга, пьющая воду из вершин рек! Левою рукою держусь я за радугу, правою за небеса…»

Ближе к русской границе, рядом с ламаистским монастырём экспедиция наткнулась на заимку купца Посылина. Сначала увидели огромный амбар, а просторную деревянную кухню нашли по запаху щей и мясных пирогов. Сами же хозяева обитали в деревянной юрте, обитой двойным белым войлоком, с верхом из цветного стекла, сквозь которое пропускалась труба от круглой печки. По всей окружности юрты стояли лавки с покатыми спинками, устланные коврами, столики и столы. Путешественников так удобно устроили, что впервые за месяцы странствий снизошёл на них светлый спокойный сон.

Короткий отдых в семье Посылиных позволил собраться с мыслями, подвести первые итоги. Увы, они были мало утешительны: урянхайцы явно вымирали. Исключая княжескую верхушку, население было так бедно, что всё чаще не обзаводилось семьёй. И набеги на монголов не сулили им ничего хорошего — те были куда как сильней. А вот отношения с русскими складывались. Сначала появление наших купцов и крестьян воспринималось враждебно, но мирные помыслы скоро сделались очевидны, особенно когда русские начали прививать против оспы. Тут уж и шаманы не возражали.

В свою последнюю экспедицию Александра Викторовна Потанина отправлялась больной, понимая, что не вернётся. Казалось даже: она знала где и когда уйдёт. И на этом последнем пути подолгу беседовала с монахами, рисовала любимыми красками, гляделась в быструю реку с обрыва. На прощание прошептала неслышно: «Златоглавая моя змейка Амырга, левой рукою держусь я за радугу, правою за небеса…»

Реставрация иллюстраций: Александр Прейс



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.