В Российских вузах с недавнего времени появился обязательный модуль «Обучение служением». Эту программу поручил разработать Министерству образования и науки, Министерству труда России, Росмолодежи и Ассоциации волонтерских центров Владимир Путин после заседания государственного совета по молодежной политике 22 декабря 2022 года. Цель — научить студентов помогать своими проектами органам власти, некоммерческим организациям, объединениям культуры, фондам помощи и т.д. А как внедряется этот модуль в творческом ВУЗе? – Об этом поговорим с ректором Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, доктором педагогических наук, профессором Еленой Сизовой.
- Елена Равильевна, «обучение служением» по-разному внедряется в образовательную деятельность: где-то это лекции, где-то часть дипломной работы. А какой выбран подход в ЮУрГИИ?
- Мы выбрали проектный подход. В рамках курса «Основы российской государственности» студенты пишут курсовую работу, которая представляет собой проект. Потом этот проект студенты публично защищают, представляя социальным партнерам. Это дает хорошую возможность обучающимся попробовать себя в проектной деятельности и продемонстрировать свой потенциал во внешнюю среду.
- ЮУрГИИ – ВУЗ, готовящий кадры для креативной индустрии. Кто выступает социальными партнерами и какие «заказы» на проекты уже есть?
- Действительно, у ЮУрГИИ есть своя специфика: мы готовим музыкантов, художников, дизайнеров, хореографов, актеров. Поэтому и заказы от социальных партнеров – особенные. Это и создание учебного театра, и озеленение города, и концерты для детей, больных онкологическими заболеваниями, и театральные представления в отдаленных районах нашей области, создание новых экскурсионных программ и многое другое. То есть мастерство, которым владеют наши замечательные студенты, они реализуют в проектах. А заказчики – это Общественная палата Челябинской области, различные некоммерческие организации.
- А как предполагается презентовать эти проекты социальным партнерам?
- Во-первых, конечно, через платформу «Добро.РФ». Ну, а главное – это через публичную защиту, ведь студенческие проекты – это не всегда «законченный продукт», это может быть и отдельное решение в рамках какой-то социально значимой проблемы. И поэтому важно услышать мнение самих студентов об этом, посмотреть и нам как руководителям проектов, и социальным партнерам, куда движется студенческая мысль. Да и самим студентам будет важно увидеть себя в «системе» – может, какие-то проекты потом можно объединить в один, крупный.
- Как сами студенты воспринимают модуль «Обучение служением»? Ведь студенты творческих специальностей много времени тратят на овладение мастерством, а тут еще проекты писать…
- Воспринимают с энтузиазмом. Ведь это, по сути, часть их профессии, так как результаты своей творческой деятельности они презентуют и адресуют людям. Так и в «Обучении служением» – это все для людей. И потом это же очень интересно: создание проекта – это тоже креатив! Так что готовьтесь удивляться: творчество плюс социально значимые задачи, воплощенные в проекте, – это всегда инновация!
- Спасибо, Елена Равильевна. Будем с нетерпением ждать защиты проектов, а Вам и Вашим студентам пожелаем удачи и вдохновения.