> Как победить кадровый голод? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Как победить кадровый голод?

№  () от 5 ноября 2024 [«Аргументы Недели », Святослав МОСЦЕЕВ ]

Эта статья – реакция на участие во II Общероссийском образовательном форуме «КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ», который прошёл в начале октября в Санкт-Петербурге. Его лейтмотивом стала необходимость формирования новых стратегий развития кадрового потенциала. Мы, постоянные читатели авторитетного и независимого федерального социально-аналитического издания «Аргументы недели», благодарны за то, что такие острые, сложные вопросы освещаются на страницах газеты системно и грамотно.


УЧАСТНИКИ форума обсуждали пути решения давно назревшей проблемы нехватки квалифицированных кадров практически во всех отраслях экономики и промышленности России. Как справедливо заметил в своём выступлении президент Союза «Санкт-Петербургская промышленная палата» Владимир Катенев, необходимо воссоздать и поддерживать в жизнеспособном состоянии систему, при которой школьники, оканчивая школу, уже могут получать специальности, базовые профессиональные знания. В сложившейся сейчас непростой обстановке, как никогда, актуальна тема подготовки молодых перспективных специалистов. В том числе для авиастроения, которое, по мнению экспертов, также может стать одним из локомотивов прогресса высокотехнологичных отраслей отечественной промышленности. Кто и как куёт кадры для этой важнейшей сферы сегодня? Какими могут быть пути преодоления дефицита квалифицированных специалистов?

Опыт лучших – на заметку

Можно взять за основу опыт известных конструкторских бюро (КБ), сохранивших школы своих основателей. Очевидно, что развитие, упрочнение позиций этих КБ, советского наследия – наша первоочередная задача. По сложившейся за десятилетия традиции прославленных инженерно-конструкторских школ культивируется непрерывное образование в стенах самого предприятия, сотрудники активно участвуют в разнообразных форумах и практикумах инженеров-новаторов, непрерывно повышая свою компетентность. В конструкторских бюро подобного типа действуют целевые программы по взращиванию технически одарённых учащихся (начиная с 8-го класса) из профильных учебных заведений. В частности, из Первой школы СоюзМаш, реализующей стратегию непрерывного практикоориентированного образования «школа-вуз-предприятие» со сдачей демонстрационного выпускного экзамена и последующим закреплением студента за предприятием. Уже с З-го курса студенты сотрудничают с КБ, где проходят производственную практику.

Очень эффективно такой способ решения вопроса своевременного обеспечения отрасли талантливой молодёжью используется в ОКБ им. А. Люльки, филиале ПАО «ОДК-УМПО». Это опытно-конструкторское бюро – ключевой разработчик двигателей для авиации и газотурбинных приводов для газоперекачивающих станций. С момента своего создания в далёком 1946 г. ОКБ было источником смелых и прорывных идей. Именно благодаря его первому руководителю – крупному советскому учёному и конструктору Архипу Михайловичу Люльке, имя которого гордо носит ОКБ, был создан первый отечественный турбореактивный авиационный двигатель. Так началась новая эпоха в истории двигателестроения, Авторитет конструкторской школы Архипа Люльки признан не только в нашей стране, но и за её пределами. ОКБ хранит и приумножает это бесценное достояние. Обеспечиваются приток молодёжи, её обучение и профессиональный рост. Предоставляются возможности участия в самых современных и амбициозных проектах. Работая над поставленными задачами, коллектив всегда параллельно трудился на перспективу.

Двигатели марки «АЛ» – технически совершенные, соответствующие самым строгим мировым стандартам. Впечатляющие успехи предприятия и его вклад в развитие научно-технического потенциала России стали возможны благодаря высокому профессиональному классу сотрудников ОКБ, учёных и инженеров. Они ежегодно получают десятки патентов на свои разработки, благодаря которым опытно-конструкторское бюро в лидерах по уровню концентрации интеллектуальной собственности. Накопленные уникальные знания и стремление продолжить дело основателя предприятия здесь передаются из поколения в поколение. Среди работников ОКБ есть те, кто стал уже четвёртым в семейной династии «люльковцев».

В настоящий момент в Опытно-конструкторском бюро имени А. Люльки хороший баланс между опытными экспертами и начинающими, подающими надежды сотрудниками. Золотой фонд – маститые учёные и титулованные инженеры, которые с середины прошлого столетия участвуют в создании двигателей. Уже несколько десятилетий по программе целевой профессиональной подготовки студентов образовательных учреждений и закрепления перспективных молодых работников в организации ОКБ активно взаимодействует с вузами. И в первую очередь – с Московским авиационным институтом и МВТУ им. Баумана. Кадровая политика предприятия ориентирована на привлечение и удержание лучших специалистов, способных обеспечить успешную реализацию поставленных государством масштабных задач, для решения которых необходимы не только многоопытность, но и способность свободно ориентироваться в инновационных технологиях, а также большая творческая смелость. Так, несколько лет назад в ОКБ им. А. Люльки, филиале ПАО «ОДК-УМПО», создали центр учебно-технической подготовки, призванный способствовать сокращению разрыва между поколениями специалистов и постоянному совершенствованию уровня их знаний. Его основная задача – заинтересовывать в результатах профессиональной деятельности, поддерживать положительный имидж опытно-конструкторского бюро как работодателя, способствуя привлечению на вакантные рабочие места ценных профессионалов. Совет центра учебно-технической подготовки постоянно держит руку на пульсе, уделяя особое внимание вопросам создания комфортной среды для труда и активного отдыха коллектива, повышения эффективности социальной политики ОКБ.

Ещё более 10 лет назад было понятно: если не изыскать возможность специализированной подготовки конструкторов-двигателестроителей, проблемы не заставят себя ждать. Именно тогда в ОКБ пересмотрели схему управления конструкторским коллективом и решили вопрос заполнения «вакуума» в среднем поколении двигателистов. Самая социально активная часть молодёжи объединилась в центр учебно-технической подготовки (УТП) ОКБ им. А. Люльки, ядром которого стал президиум, состоящий из творчески одарённой молодёжи, склонной к аналитической деятельности и представляющей все профильные отделы предприятия – прочнистов, расчётчиков, компрессорщиков, газодинамиков, автоматчиков и др. Если задачей центра УТП стало обучение и повышение уровня конструкторской подготовки специалистов, то функции его президиума оказались значительно шире, чем управление учебным процессом внутри предприятия. Хотя и учебный процесс с привлечением профессуры МАИ, МВТУ им. Баумана, МФТИ, ЦИАМ всегда строился вдумчиво, в интересах решения практических задач КБ, проблемных вопросов, возникающих в процессе конструкторской деятельности. Основная форма решения сложнейших вопросов – мозговой штурм, методика которого нарабатывается от задачи к задаче. Это высшая форма интеллектуальной деятельности президиума, когда молодые специалисты в процессе свободной дискуссии, споров, порой парадоксальных, используют коллективный разум для решения назревших проблем. И в этих ситуациях интеллектуальный потенциал штурма – не сумма потенциалов участников, а скорее интеллект, возведённый в степень по их числу. Так, «вакуум» в среднем поколении конструкторов, возникший с переходом к новой системе хозяйствования, сегодня заполняется за счёт интенсивной подготовки специалистов в возрасте 27–30 лет.

В функции президиума центра УТП входят анализ и оценка обстановки на предприятии, подготовка предложений по широкому кругу проблем, включая конструкторские, технологические, социальные, организация досуга и спорта. Традиции своего основателя и учителя – академика Архипа Люльки на предприятии свято чтят и развивают. Доброжелательность к коллегам в коллективе стала нормой. Так, здесь не заметна грань в отношениях между высшими и рядовыми сотрудниками, что вообще встречается редко.

У центра УТП ОКБ им. А. Люльки налажено тесное взаимодействие с инженерной элитой страны, профильными научно-исследовательскими институтами ЦИАМ и ВИАМ, что позволяет, постоянно общаясь, решать стоящие перед коллективом задачи с наибольшей эффективностью.

Процесс обучения включает консультации с ведущими экспертами, практиками машиностроения. Регулярно в ОКБ им. А. Люльки организуются встречи с людьми, которые эксплуатируют двигатели марки «АЛ», специалистами, в совершенстве знающими специфику этих изделий в работе. Молодые конструкторы периодически посещают регионы, где развита авиационная промышленность – для знакомства с передовым опытом. Кроме того, участие в конференциях, слётах, семинарах стало обычной практикой для ОКБ. Представители правительства Российской Федерации во время своих рабочих визитов в опытно-конструкторское бюро с большой похвалой отзывались о молодёжи КБ, отмечая её энтузиазм и профессионализм. Уже сегодня достигнутые результаты позволяют с уверенностью сказать, что благодаря такой организации отрасль не оскудеет умными, квалифицированными и созидательно мотивированными молодыми профессионалами.

Продуманная кадровая политика ОКБ им. А. Люльки даёт возможность не на словах, а на деле успешно реализовывать требования руководства страны по импортозамещению и расширению спектра продукции. В 2019 г. в ОКБ начались работы по созданию линейки газотурбинных двигателей с диапазоном мощности от 25 до 42 МВт. Они обобщили имеющийся научно-технический задел по конверсированным газотурбинным двигателям, а также богатейший опыт по созданию и доводке передовых авиационных двигателей. В этом году исполнилось 30 лет с начала использования разработанных ОКБ газотурбинных приводов АЛ-З1СТ на компрессорных станциях «Газпрома». В настоящий момент суммарная наработка парка двигателей АЛ-З1СТ в составе ГПА превышает 2, 5 млн часов. В рамках программы импортозамещения в кратчайшие сроки были проведены стендовые испытания и опытно-промышленная эксплуатация комплектующих российского производства.

Кроме того, 13–16 сентября на компрессорной станции «Арская» ООО «Газпром трансгаз Казань» успешно прошёл эксплуатационные 72-часовые испытания промышленный двигатель АЛ-41 СТ-25. Эта разработка коллектива нашего предприятия превосходит существующие аналоги по эффективности – его расчётный КПД составляет 39, 194 с возможностью поэтапного увеличения до 40% (показатель у существующих двигателей такого же класса мощности не превышает 38, 594). Прогнозный ресурс силовой установки 120 тыс. часов с возможностью увеличения до 150 тысяч. Также среди преимуществ АЛ‑41СТ‑25 – быстрая установка и ввод в эксплуатацию благодаря компактным размерам, модульной конструкции и меньшей по сравнению с аналогами массе. На прошедшем 8–11 октября в Санкт-Петербурге IX Международном газовом форуме перспективный газотурбинный двигатель АЛ-41СТ-25 был высоко оценён заказчиками из ПАО «Газпром».

В своё время Иосиф Сталин не случайно уделял особое внимание советским конструкторским бюро, лично контролируя их деятельность и помогая в решении насущных проблем. Он видел огромный интеллектуальный, технологический, творческий потенциал КБ. Сталин сыграл колоссальную роль в развитии отечественного машиностроения, кто бы что сейчас ни писал и ни говорил. Если бы в СССР до начала Великой Отечественной войны не проводилась индустриализация, в результате которой построили и запустили заводы-гиганты машиностроительного (в том числе станкостроительного), химического, металлургического профиля, а также модернизировали и ввели в строй новые оборонные предприятия, – не удалось бы в короткие сроки перестроить всю промышленность на нужды фронта. И в наших сегодняшних реалиях, когда страна особенно нуждается в квалифицированных инженерных кадрах, очень важно поднять престиж профессии инженера, помогать конструкторским бюро не просто оставаться на плаву, а развивать свои замечательные традиции, обеспечивая тем самым всем нам уверенность в завтрашнем дне.

Святослав МОСЦЕЕВ, контр-адмирал, подводник, ветеран Генерального штаба ВС РФ



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте