30 октября исполнилось ровно сто лет со дня рождения замечательного человека, заслуженного артиста России Владимира Леонидовича Гуляева. Он сыграл множество ролей второго плана, стал популярным после роли лихого шофёра Юры Журченко из «Весны на Заречной улице», капитана милиции в драме «Ко мне, Мухтар!». Звёздный час – милиционер Володя («таксист») в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, комедии, снятой в 1968 году. В кино у него около 75 ролей! Но, как пишут его современники, он больше всего мечтал получить роль лётчика. У Леонида Быкова в фильме «В бой идут одни «старики» он был готов играть любую роль, даже авиамеханика. Но, увы, не сложилось.
Лётчика Гуляеву играть бы не пришлось – он сам был самым настоящим военным пилотом. 60 боевых вылетов! Мало кто из лётчиков-штурмовиков Ил-2 доживал до 30... Штурмовики – это работа над полем боя на малой высоте, когда по тебе стреляет всё – от автоматов и винтовок до зенитной артиллерии, а у фашистов она была очень эффективная. А сверху давили «фоккеры» и «мессеры». Штурмовки железнодорожных узлов, колонн техники, аэродромов врага для лётчиков «Илов» всегда превращались в смертельную рулетку.
Владимир Гуляев в авиацию попал не случайно, он о ней мечтал с детства. Отец военный, кандидат исторических наук, служил заместителем начальника политотдела в Молотовской лётной военной школе (городу Молотову вернули исторические название Пермь). С началом войны рванул в военкомат, но 16-летнему пацану дали от ворот поворот – не дорос. Устроился слесарем в авиационные мастерские, а 1942 г. стал курсантом Молотовской авиашколы. Готовили их летать на бомбардировщиках, но под самый выпуск пришёл приказ переучиваться на штурмовики Ил‑2. Гуляев написал две автобиографические книги, «На полевых аэродромах» и «В воздухе – «Илы». Поэтому его боевой путь изучить легко.
Гуляеву повезло, окончил авиашколу младшим лейтенантом, если бы не переучивание, выпустили бы сержантом. После училища выпускники неделю провели на пункте сбора лётно-технического состава, а потом отправились на фронт – 6 ноября 1943 г., прямо с Красной площади. 18-летний лётчик попал сперва в 639-й полк 211-й штурмовой авиадивизии, потом полк был передан во вновь формируемую 335-ю штурмовую авиадивизию. В дальнейшем Владимир Гуляев воевал в небе Восточной Пруссии. Его считали везучим и снайпером. Об одной из его снайперских атак даже писала газета «Сталинский сокол».
Но везение когда-то заканчивается, 4 июля 1944 г. в ходе Полоцкой наступательной операции, самолёт Гуляева – Виниченко был сбит противником. Мотор замолчал, и Гуляеву пришлось сажать самолёт на лес. Он был тяжело ранен, шрамы на лице остались на всю жизнь, его срочно на транспортном Ли-2 отправили в Москву в Центральный авиационный госпиталь. Через три месяца вернулся в полк, рвался в полёты, но врачи после ранения и контузии допустили только к пилотированию тихоходного связного По-2.
Но он писал рапорты с просьбой допустить к полётам на штурмовике, добился повторной медкомиссии и вернулся в бой! Закончил войну лейтенантом, лётчиком 826-го штурмового авиационного Витебского орденов Суворова и Кутузова полка. Очень гордился участием в Параде Победы в Москве, награждён двумя орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями, в том числе «За взятие Кёнигсберга». В последнем боевом вылете сбросил со своего Ил-2 ультиматум нашего командования немецкому генералу Отто Ляшу, который был комендантом города и крепости Кёнигсберг. После войны в 21 год по здоровью был комиссован – раны дали о себе знать. Подал документы во ВГИК, который с отличием окончил. И началась долгая и яркая карьера в кино! Смотришь комедию «Бриллиантовая рука», и не верится, что товарищу милиционеру Володе уже исполнилось сто лет... Светлую память оставил после себя лётчик-фронтовик и талантливый артист!