Авиационный Китай продолжает удивлять
№ () от 5 ноября 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
В Китае полным ходом идёт подготовка к открытию 15‑го авиасалона в Чжухае. Работать он будет с 12 по 17 ноября. Уже сегодня можно предположить, что сенсационные новинки обязательно будут представлены в первую очередь собственно хозяевами мероприятия. Россия тоже принимает полноценное участие, впервые российские истребители пятого поколения Су-57 будут показаны на зарубежном авиашоу. Также стало известно об участии пилотажной группы «Русские витязи», которые вновь будут покорять Чжухай после перерыва в восемь лет. И сегодня можно с уверенностью сказать, что в делегации России не будет Юрия Слюсаря – с 4 ноября он уже не генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации, а временно исполняющий обязанности губернатора родной для него Ростовской области. Президент Владимир Путин указ уже подписал.
Китайское далёко
В Чжухае ждут тысячу компаний-экспонентов из 47 стран мира. Можно предположить, что тема беспилотных летательных аппаратов будет как минимум одной из приоритетных, тем более что хозяева здесь явно занимают лидирующие позиции. Всего один пример – китайцы выкатили из сборочного цеха гигантский грузовой дрон W5000 Air White Whale. Первые испытательные полёты ожидаются в 2025 г., но на авиасалоне его уже покажут на статичной экспозиции. Заявленная разработчиками максимальная грузоподъёмность у него как у лёгкого военно-транспортного самолёта ВВС России Ан-26 – 5 с половиной тонн.
Чем он интересен? В первую очередь весовыми характеристиками – максимальный взлётный вес – 10, 8 тонны. Для сравнения: тот же Ан-26 имеет максимальную взлётную массу 24 тонны и с полной загрузкой летит всего на 1100 километров. Китайский грузовой дрон тащит тот же груз на 2600 километров со скоростью 526 км/ч. За счёт чего такие чудеса эффективности? Всё просто – экипаж на борту отсутствует, рабочие места лётчиков, штурмана, борттехника (всего до шести человек на Ан-26) тоже не нужны (а это вес!), необходимость в герметизации кабины, соответственно, отпадает. Рассчитан на взлёты и посадки на короткие и даже необорудованные полосы. Плюс современные материалы и двигатели, китайский аналог канадских «Пратт-Уитни» РТ-6, китайские конструкторы не стесняются копировать удачные технические решения. Загрузка рамповая, как у всех «правильных» грузовых самолётов, объём кабины – 65 кубических метров. Главное даже не технические характеристики дрона, а себестоимость доставки груза. Она будет практически вдвое ниже, чем перевозка традиционными самолётами с экипажем. Управлять эскадрильями таких грузовых БПЛА будут операторы на земле, при этом на них будут возложены функции не «дроноводов», а скорее координаторов и контролёров. Известно, что W5000 создан всего за три года, для такого крупного летательного аппарата это рекордные сроки. А ещё это говорит о том, что китайская авиационная промышленность набрала ход и работает без оглядки на западный опыт.
На фоне китайских темпов можно предположить, что смена главы ОАК произошла, в частности, и по причине бесконечного затягивания сроков создания новых отечественных самолётов гражданского назначения. Да и проблемы с лёгкими военно-транспортными самолётами тоже не решены – Ил-112В, работы над которым начались два десятилетия назад, так и не стал серийной машиной, а сейчас и вовсе исчез из планов корпорации, уступив место пока несуществующему Ил-212. А в оправдание наших конструкторов смею утверждать, что самый крупный беспилотник родился в России, точнее, в СССР. Это космический корабль «Буран», который совершил орбитальный полёт и посадку на взлётно-посадочную полосу в безэкипажном варианте. Источники в авиастроительной отрасли утверждают, что на должность руководителя ОАК будет назначен генеральный директор Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) Вадим Бадеха.
Но не только дронами могут похвастаться хозяева авиасалона. Сообщается, что совершил успешный испытательный полёт прототип китайского сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) Yunxing. Теперь дело за созданием полноценного сверхзвукового лайнера, первый полёт которого запланирован на 2027 год. Китайская компания заявляет, что он будет невероятно быстрым, его крейсерская скорость ожидается в районе 4900 км/ч, что почти вдвое выше, чем у нашего Ту-144 и франко-британского «Конкорда». Как китайские инженеры будут решать проблему теплового нагрева обшивки самолёта при длительных полётах на сверхзвуке с такими скоростями – неясно, но, видимо, учёные уже что-то придумали. Внешне же самолёт похож на самый быстрый в истории американский реактивный самолёт-шпион Lockheed SR-71 «Чёрный дрозд» родом из 50–60‑х годов прошлого века. Его абсолютный рекорд скорости для пилотируемых самолётов 3529, 56 км/ч не побит до сих пор.
Российских Су-57 в Чжухае будет два – один образец для демонстрации на статической экспозиции, его привезли на транспортном самолёте, и летающий с бортовым номером 054 прилетел «своим ходом». Его пилотирует Герой России заслуженный лётчик-испытатель Сергей Богдан. Значит, покорять высшим пилотажем зрителей будут не только «Русские витязи».
Микродрон с голосовым управлением
Компания HOVERAir анонсировала выпуск первой в мире летающей экшен-камеры 8K – HOVERAir X1 PRO и X1 PRO MAX. Устройство помещается в карман и даже на ладони, не требует пульта дистанционного управления. Батарея съёмная, обеспечивает четверть часа полёта и запись видео. Высота полёта – до 5, 5 километра, максимальная скорость, по разным данным, – от 40 до 60 км/ч.
Такая «игрушка» в зоне специальной военной операции могла бы принести нашим бойцам огромную пользу – разведка и координация, притом что благодаря миниатюрности она не занимает много места. То есть всё идёт к тому, что в зоне боевых действий оправдываются самые смелые предсказания писателей-фантастов.