Каждое новое поколение растёт на рассказах о могучем здоровье отцов и дедов: богатыри, дескать, не вы. Как будто и гриппом предки не болели, покоряя Север, и диабет им был нипочём, а про психические расстройства они если и знали, то понаслышке. Но почему-то средняя продолжительность жизни растёт и растёт, перевалив в России за 70 лет. Широкие массы научились следить за весом, холестерином и витамином Д. Женщины в 40 лет впервые рожают детей, а 50-летние мужики, как пишут авторитетные медики, – это «новые 30-летние». Как же так выходит, что люди прошлого были здоровее, а живут дольше люди настоящего? Простого ответа нет, как и в любой теме, где чешут под одну гребёнку индивидуальные свойства и образ жизни миллионов.
С какой стороны посмотреть?
Некоторые наблюдения показывают, что наши пращуры нас объективно превосходили. Взять, например, зубы. К нашим услугам паста с кальцием, зубная нить и навороченная стоматология, а мы всё равно умудряемся иметь кучу проблем в ротовой полости. Археология наглядно показывает, что 10 тыс. лет назад резцы человека, который перемалывал ими всё подряд от скорлупы орехов до костей кабанов, были значительно здоровее большинства наших. Исследователи проанализировали зубной налёт 34 ранних европейских скелетов и пришли к выводу, что их рацион из мяса и овощей делал микрофлору полости рта более здоровой. Как следствие, проблемы с дёснами и кариес охотников и собирателей редко беспокоили.
На куда более коротком историческом отрезке исследования показывают, что с каждым десятилетием метаболизм людей становится всё медленнее, а это – серьёзный фактор риска для здоровья. Более 20 лет учёные сравнивали медицинские показатели 6 тыс. голландцев, чтобы выяснить, насколько здоровье представителей одного поколения отличается от здоровья другого в том же возрасте. В начале века всего 40% 30-летних мужчин обладали лишним весом, а 11 лет спустя – уже 52%. А значит, и число пациентов, которые будут маяться ожирением и гипертонией, будет только расти.
Аналогично американские исследования распространённости 34 видов рака среди взрослых, рождённых в период с 1920 по 1990 год, показали, что и здесь предки были покрепче. Представительницы послевоенных поколений болели раком молочной железы почти на 170% реже тех, кто вошёл в средний возраст при Билле Клинтоне. Другое дело, что учёные научились поставлять обществу только ту информацию, которую то хотело бы услышать.
Существует уверенность, что начиная с 1970-х годов число людей, страдающих от ожирения, увеличилось во всех возрастных группах по всему миру – и это корень всех бед. Охотник и собиратель, выслеживая в джунглях тапира, не имел никаких шансов нагулять такие бока, на которые обречён житель любого мегаполиса, добирающийся к рабочему месту посредством автотранспорта, лифтов и эскалаторов, а голод утоляя чипсами и шоколадными батончиками, не считая четырёх полноценных приёмов пищи ежедневно.
Однако, посыпая голову пеплом, не нужно увлекаться. Смерть от безобидных для сегодняшнего дня болезней была нормой до совсем недавнего времени, а 40‑летний живчик, который нынче «только жить начинает», считался глубоким стариком. Голод косил наших крепышей-предков явно не хуже ожирения. Их надрывный физический труд не имел ничего общего с укрепляющими занятиями спортом.
Тем не менее сегодня немало исследователей и публицистов спекулируют на теме «золотого века» человечества, когда оно якобы находилось на пике физической и умственной формы. Кто-то видит «пик» в XIX веке, но для популярности продуктивнее увести «золотой век» в далёкое прошлое, которое даже серьёзным учёным трудно воссоздать подробно.
Например, израильский писатель Юваль Харари решил доказать, что охота и собирательство во всех отношениях были лучше цивилизаций, основанных на сельском хозяйстве и промышленности. В представлении автора наши далёкие предки начинали день с неспешных прогулок по полям и лесам, сбора плодов и ловли животных: «К середине дня они возвращались в лагерь и готовили обед. У них оставалось сколько угодно досуга на сплетни, неспешные рассказы, игру с детьми, отдых и сон. Разумеется, порой кто-то попадался на зуб тигру или погибал от змеиного укуса – зато не рисковал попасть в автомобильную аварию или пострадать от загрязнения окружающей среды. В большинстве регионов Земли почти в любую эпоху собирательство гарантировало наилучшую для человеческого организма диету».
Гуру на полном серьёзе констатирует: «Пшеница добилась своего, обманув беднягу сапиенса». Перестав собирать ягоды и лягушек в пользу пахотного земледелия, человек деградировал и деградировал – вплоть до сверхзвуковой авиации и микрохирургии глаза. Раньше он приобретал необыкновенные гибкость и зоркость, бесшумно перемещаясь по лесу с копьём и в набедренной повязке. А сегодня он вовсе из джунглей не выберется без внедорожника. Цитата: «С появлением сельского хозяйства и промышленности образовались и ниши, где могли приткнуться «дурачки». Появилась возможность выжить, трудясь, например, водоносом или на конвейере, и передать другим своим «глупые» гены».
Нашу нынешнюю физическую «слабость» такие мыслители трактуют как часть вырождения. В частности, стэнфордский профессор Джеральд Крэбтри доказывает, что человеческий интеллект достиг пика своего развития несколько тысяч лет назад, и с тех пор наши умственные и эмоциональные способности медленно деградируют. А у каждого следующего поколения возникает от 25 до 65 новых мутаций ДНК. Профессор Крэбтри пишет: «Держу пари, что, если бы обычный житель Афин, живший в 1000 году до нашей эры, внезапно оказался среди нас, он или она были бы самыми умными и интеллектуально состоятельными из наших коллег и друзей – они обладали бы хорошей памятью, массой свежих идей и ясным представлением о сути важных вещей».
Но проверить подобные утверждения невозможно: из древнегреческой философии до нас дошли крохи, а оценивать средний интеллектуальный уровень афинян на основе доступного материала невозможно. Чем древние питались и сколько лет в среднем жили, мы знаем очень приблизительно. Аналогично у серьёзных учёных не вызывают ни малейшего доверия выкладки антрополога Питера Макалистера, который изучил окаменевшие отпечатки ног австралийского аборигена, жившего 20 тыс. лет назад, и каким-то чудом пришёл к выводу: тот бегал за кенгуру почти так же быстро, как Усэйн Болт на Олимпиаде в Лондоне. Из этого Макалистер делает вывод: «Если вы читаете эти строки, значит, вы или парень, для которого вы купили эту книгу, – худший мужчина в истории. Никаких «если». Однако в спортивных клубах по вечерам – аншлаг. А редкий мировой рекорд в спорте держится хотя бы пару лет.
Ожирение – тоже тема с подвохом. «АН» рассказывали, что в начале 2024 г. учёные из Имперского колледжа Лондона огорошили нас: с ожирением на планете живут почти 880 млн взрослых – 504 млн женщин и 374 млн мужчин. За последние 30 лет этот показатель увеличился в два раза среди леди и более чем в три раза среди джентльменов. В докладе Всемирной организации здравоохранения отмечается, что проблемы с весом становятся причиной каждой седьмой кончины. Послушать его авторов, так нет такой напасти, чтобы ожирение было ни при чём. И это заставляет подозревать хайп на бойкой теме.
Важно ведь не сколько килограммов вы набрали, а как их подсчитали. Индекс массы тела рассчитывается очень просто: ваш вес в килограммах нужно разделить на квадрат роста в метрах. Если вышло больше 25 – то у вас «избыточная масса», если 30 и более – ожирение. Однако тогда получается, что мужик ростом 185 сантиметров при весе в 100 кило – жирный. А если больше 80 кило – то у него избыточная масса.
Но тогда все чемпионы мира по боксу в тяжёлом весе – конченые жирдяи: Рокки Марчиано имел рост 179 сантиметров, Майк Тайсон – 178 сантиметров, а «тяжёлый вес» – это более 90, 7 кг. Даже идеальный спортсмен современности 39‑летний Криштиану Роналду при росте 187 сантиметров весит 85 кг. И напрасно он, забив очередную банку, снимает футболку, чтобы продемонстрировать идеальные кубики пресса и прочую мускулатуру. Индекс массы у него 24, 9 – на границе «избыточного веса», согласно нормам ВОЗ. Вероятно, парень мало работает на тренировках и ест что попало.
Ошибка природы
Из этого не следует, что проблемы ожирения не существует. Подросток, злоупотребляющий фастфудом, реально рискует к совершеннолетию стать «инвалидом по весу». Но он становится таким не вследствие вырождения человечества, а потому что еда в большинстве стран доступна и стоит дёшево. Наши же образцовые предки постоянно балансировали на грани голодной смерти. Средневековая Флоренция была, вероятно, самым процветающим местом в мире, но даже там в XIV-XV веках более половины лет описаны в источниках как «тощие».
Сегодня ничего подобного нет ни в одном уголке мира. Даже в Китае с 1, 3-миллиардным населением на душу приходится 3300 килокалорий в день, что вполне соответствует потребностям высокоактивного молодого мужчины. В развивающихся странах сегодня 12% недоедающих людей, а в 1947 г. их было не менее половины. Это притом что само население ныне увеличилось в разы.
Александр Дюма в «Трёх мушкетёрах» описывает, как выглядела трапеза лучших представителей дворянства XVII века, у которых деньжата на еду водились. Благородный Атос мог за раз выпить 20 бутылок анжуйского – вряд ли это прошло бесследно для его печени. Портос в достаточно молодом возрасте жалуется на подагру, при которой человек неделю не может даже ступить на ногу. Как мушкетёры Дюма дожили до глубоких седин и умерли среди блеска шпаг – большой вопрос к автору. Ведь вряд ли еда в их времена была лучшего качества, а образованные люди много понимали в природе бактерий. Вилка широко входит в обиход только в конце XVII века. А в его середине королева Франции Анна Австрийская, столь аристократично сыгранная Алисой Фрейндлих, так и не смогла до конца жизни избавиться от привычки есть руками.
В середине XIX века в Швеции, одной из богатейших стран мира, от четверти до трети детей умирали, не дожив до пяти лет. Болезни не щадили ни богатых, ни знатных. В 1836 г. обладатель самого большого в мире состояния Натан Майер Ротшильд умер от инфекционного абсцесса. Семьи английских королей косили дизентерия, оспа, пневмония, тиф, туберкулёз и малярия. Даже в 1924 г. 16-летний сын действующего президента США Калвина Кулиджа умер от воспаления мозоли, полученной на теннисном корте. Век назад беременность представляла для американской женщины примерно такую же опасность, как сейчас – рак груди.
Сами врачи были угрозой здоровью пациента, когда болтались между прозекторской и смотровым кабинетом в чёрных от крови и гноя халатах, осматривали раны пациентов немытыми руками и зашивали их нитками, которые держали в петлицах. Да, до Игнаца Земмельвейса и Джозефа Листера врачам не приходило в голову дезинфицировать руки и инструменты.
Другое дело, что народ в прежние века, скорее всего, не был таким тревожным, как мы сегодня. Слишком много было вокруг войн, набегов, эпидемий, заговоров и всяких нелепых напастей, чтобы ещё и пугаться по пустякам. Зато в наше относительно безопасное время нас со всех сторон пугают, что мы хрупкие и больные ошибки природы, находящиеся в полушаге от могилы.
ВОЗ выступает для нас в роли священника, к которому нужно идти каяться за каждую мелочь вроде гнева, чревоугодия или прелюбодейства. Блогеры учат вас похудению, а эстетическая медицина предлагает липосакцию, позволяющую удалить жир хирургическим путём. Неудивительно, что в развитых странах 80% женщин мечтают похудеть, а половина девушек 13–15-летнего возраста уверены, что имеют лишний вес.
Просвещённый Запад напуган и новой напастью – «синдромом мёртвой попы». Клинический термин для его описания – тендинопатия сухожилий ягодичной мышцы, или ягодичная амнезия. По-простому говоря, мышцы ягодиц слабеют от бездействия и запускают проблемы с коленями и поясницей, от которых не спасает даже спорт. В этом «фишка»: раньше испуганный обыватель просто бежал активничать и успокаивался, а сегодня он держит в голове, что «синдром мёртвой попы» возникает и от неправильных растяжек (например, от долгого сна на боку в позе эмбриона).
Хайп на испуге обывателя за своё драгоценное здоровье уже давно стал нормой. Новое в этой теме то, что публиковать алармистские статьи начали серьёзные научные издания. В конце 2022 г. в главном медицинском журнале мира The Lancet опубликован труд международной группы учёных, которые изучали последствия употребления алкоголя в разных странах. Согласно их выводам, в 2020 г. злоупотребление алкоголем стало причиной 1, 78 млн смертей в мире, а потребление спиртных напитков в любом количестве связано с развитием ряда серьёзных болезней.
Читатель настолько привык к подобным речам, что даже не особо вчитывается. Хотя мозг должен вставать дыбом: оказывается, в Австралии злоупотребляют алкоголем 83, 2% мужчин от 15 до 39 лет, в Западной Европе – 79, 3%, в Центральной Европе – 78, 3%. Подумать только, четыре из пяти мужиков на австралийских пляжах, ловящих волну и помешанных на зелёных салатах, на самом деле алкаши! Думаете, у женщин дела обстоят лучше? Нет, злоупотребляют 77, 7% австралиек. По идее, вся страна должна лежать под капельницей, а у них даже вытрезвителей толком нет. Всё объясняется просто: стандартная доза у великих исследователей эквивалентна 10 граммам чистого спирта – так вот 0, 6 этой дозы в день в возрасте до 39 лет «существенно повышает риск преждевременной смерти». Что сказали бы на это Атос и Портос?
Несмотря на все доводы алармистов, сегодня люди живут дольше, чем когда-либо в истории. В России продолжительность жизни в 2023 г. превысила 73 года, в то время как в 1994-м мужчина мог рассчитывать всего на 57 лет, а женщина – на 71. И это глобальная тенденция. Современные исследования демонстрируют, что уровень биологического старения у людей, живущих сегодня, снижается. В 1990–2000 гг. биологический возраст мужчин 60–79 лет снизился на целых четыре года. Хотя, как ни парадоксально, это далеко не всегда свидетельствует о крепком здоровье.
Средняя продолжительность жизни в мире растёт благодаря колоссальному снижению детской смертности. Второй важнейший фактор – прогресс в борьбе с хроническими недугами вроде сердечно-сосудистых заболеваний. Французским королям не полезли бы в горло рябчики и совиньон, если бы они знали хоть что-то о холестериновых бляшках и мочевой кислоте. Зато нам должно быть стыдно сдирать с курицы кожу при современном развитии здравоохранения.
Только за последние пять лет в мировой фармакологии совершён ряд прорывов: например, новая генная терапия для лечения гемофилии В. Гепатит С, ещё недавно считавшийся смертельным заболеванием, излечивается почти на 100%. Подагре пришёл конец: новое лекарство уменьшает производство мочевой кислоты и вымывает её из суставов. Про мигрень можно забыть: есть два новых препарата на основе моноклональных антител, которые нейтрализуют пептид, запускающий мигрень. Химиотерапия при онкологии выходит на другой уровень эффективности с использованием моноклональных антител: разница – как ковровые бомбардировки и снайперский выстрел. А сколько бы мы сумели протянуть на свете, если бы медицина застряла в XVIII веке?
Мода на здоровье
Существует и ещё одна не имеющая решения безнадёжная задача: кто сильнее – слон или кит? Столь же абсурдно спрашивать, кто здоровее – мы или наши предки. Смотря из какого века, из какой страны и в какой социальной нише искать респондентов. Смотря что считать здоровьем.
Норвежский викинг мог по 12 часов ворочать весло драккара, переплывая Северное море. Современный айтишник выдыхается за полчаса на арендованной лодочке, катая девушку по пруду. Зато айтишник знает толк в зелёных салатах, и в 40 лет его не заберёт в Валгаллу кондрашка, вызванная неправильным питанием. Древние спартанцы, вероятно, были очень сильными и выносливыми, если им удавалось пережить детские болезни и воспитание по системе агогэ. Но если бы в нашем обществе естественный отбор отсеивал 80% самых слабых и болезненных, а кусок хлеба нужно было отбирать у илотов, мы бы тоже выглядели очень подтянутым племенем. Может быть, надо всё-таки ценить имеющуюся у нас возможность дёшево покупать еду в магазине и отправлять стариков в больницу, а не на скалу смерти?
Ведь хороших новостей для нас больше, чем плохих. Более двух третей россиян полагают, что ведут здоровый образ жизни. Согласно результатам опроса Исследовательского центра портала SuperJob, 68% россиян регулярно делают утреннюю зарядку, следят за питанием и соблюдают режим дня. Больше всего зожников после 45 лет – 72%. Причём мужчины в заботе о своём здоровье почти сравнялись с женщинами – 69 и 66% по всем возрастным стратам.
По данным опросов, более 84% россиян изменили привычки питания: 53% сократили потребление жиров, 65% – сахара, а 67% увеличили долю в рационе натуральных и полезных продуктов. Широкий ассортимент здоровой еды уже стал важным фактором при выборе магазина для 62% потребителей. За три года число магазинов здорового питания в Москве выросло почти в 3, 5 раза.
Правда, фитнес-клубы регулярно посещают только 2, 5% россиян. И лишь 9, 3% сограждан занимаются спортом чаще раза в неделю. Человек, может, и рад был бы купить абонемент и приходить в клуб в удобное ему время поплавать в бассейне, потягать штангу и полежать в джакузи, но вынужден экономить. Поэтому многие поддерживают форму в более доступных студиях йоги и танцев, на футбольных полях и тренажёрах во дворе. Но тенденция всё равно «здоровая»: широкие массы постепенно осознают, что годовой абонемент в фитнес-клуб по-любому дешевле, чем в этой стране всерьёз заболеть.
В моду входят семейные врачи, которые понемногу разбираются в разных областях медицины, а при необходимости могут направить к нужному специалисту. Основы здорового питания подробно преподаются в школах, каждый знает, что алкоголь хорош в небольших дозах. Каждый знает, как вредно переедать и вести малоподвижный образ жизни. Что свежий салат с рыбой полезнее литра колы и сосисок.
Свежее исследование доказывает, что наследуемость долголетия среди людей, вероятно, не превышает 7%. А раньше считалось, что 15–30%. Мало того что рассчитывать на предков-долгожителей сегодня считается опрометчивым, так ещё и здоровым быть модно. В Средние века людям такое и в голову бы не пришло. Считалось, что чуму и другие болезни насылал Господь за грехи, поэтому планировать прожить лет 70–80 выглядело бы чудовищной гордыней и глупостью. Зато сегодня человек как будто сам виноват, если рак подкрался к нему в 50, – говорят, «плохо за собой следил». И трудно сказать, кто дальше от мудрости – мы или наши предки.
Ты только послушай
Человечество уже спокойно относится к тому, что существует многомиллиардная индустрия, которая придумывает, распространяет и сглаживает угрозы для здоровья.
В начале 1990-х американский журналист Пол Бродер сделал имя на сенсации, обнаружившей связь между онкологическими новообразованиями и «проводами высокого напряжения» у дома. Книга Бродера стала бестселлером, хотя сегодняшние учёные уверенно говорят: полная чушь. А тема с более высокой продолжительностью жизни левшей! Оказалось, и там «научный» журналист передёрнул факты. 20 лет назад народ страшился пассивного курения, но с тех пор ни одно исследование опасений не подтвердило. А сколько ужаса, оказывается, могут вызвать самые обычные куриные яйца! В них есть холестерин, и не подвергалось сомнению, что яичница на завтрак способна вызвать атеросклероз. Потребление яиц в Штатах рухнуло с 402 штук на душу населения до 238. Сегодня выясняется, что связи не прослеживается, а дети, не получая дешёвого яичного белка, получили проблемы по другим пунктам.