> Калужский двигатель – оборонка или бизнес? - Аргументы Недели

//Общество 13+

Калужский двигатель – оборонка или бизнес?

№  () от 15 октября 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Интереснейшее предприятие. Без каких-либо исключений. Абсолютно самодостаточное по всей своей технологической линейке. Тут сохранили и приумножили технологии из славного советского прошлого. Без потерь в социалке, территориях. Как было полвека назад 28 гектаров промплощадки – так и осталось. Сейчас по-умному «свой дом и кормильца», собственно завод, энергично модернизируют, реформируют и развивают. Сами, изнутри, без громких лозунгов. Здесь работают на его Величество Результат. «Калужский двигатель» – «КАДВИ» справляется и с гособоронзаказом, и с помощью государства формирует портфель мирного времени.

Визитная карточка весом 45 тонн

В 1966 г. министр авиационной промышленности СССР создал Калужский опытный моторный завод, объединивший цеха Калужского турбинного завода и Калужского филиала научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института. Грубо говоря, скрестили ужа с ежом. И завод начал выпускать (и выпускает) газотурбинные двигатели для подвижных зенитно-ракетных комплексов, успешно внедрили эти силовые установки и для наземного использования. То есть стали первыми, кто применил авиационные технологии в массовом производстве транспортных средств.

В 1993 г. было образовано акционерное общество под названием «Калужский двигатель», или «КАДВИ».

Естественно, предприятие знают везде, где эксплуатируется отечественная военная техника. Но визитной карточкой является первый в мире танк с газотурбинной силовой установкой.

Сегодня в мире существует всего два основных боевых танка с газотурбинным двигателем – российский Т-80 и американский М1 «Абрамс». Наш опередил американца по времени начала серийного производства и по принятию на вооружение на четыре года. Т-80 пошёл в войска в 1976 году. Понятно, что за годы производства танк прошёл множество модернизаций («американец» тоже), но именно Т-80 был и остаётся самой энерговооружённой серийной машиной в мире. Американец тяжелее на 20 тонн, последние версии имеют массу 67 тонн, Т-80 – около 46. Соответственно, скорость, подвижность – на стороне нашего танка. По шоссе он может мчаться со скоростью до 80 км/ч.

Зачем на танки поставили газотурбинные двигатели с авиационными корнями? Лёгкость, высокая мощность и надёжность силовой установки. Способность быстрого запуска при любых, особенно низких, температурах. Малый по сравнению с дизельным двигателем шум. На стороне нашего танка играет калужский двигатель с уникальной компактной системой воздухоочистки, американцы так и не смогли сделать что-то подобное. В «Абрамсах» огромный объём моторного отделения занимают воздушные фильтры, но в условиях боевых действий на Ближнем Востоке и в Афганистане их двигатели не выдерживали испытаний пылью и песком пустынь. Советские, а потом и российские создатели военной техники гоняют в хвост и в гриву боевые машины на испытаниях во всех климатических зонах, добиваясь безотказной работы механизмов и агрегатов. Так что калужским двигателистам есть чем гордиться.

На заводе «КАДВИ» 21 мая 2024 г. начались испытания двигателя ГТД-1400ТФ, сообщил сайт RG.RU, то есть «Российская газета». Ссылаюсь на официальные источники исключительно для того, чтобы избежать обвинений в разглашении государственной тайны. Цитата: «Газотурбинный двигатель мощностью 1400 лошадиных сил разработан заводом «Калужский двигатель» для танка Т-80, активно применяющегося в ходе специальной военной операции». Этот легендарный танк установлен на постамент у памятного знака «Трудовая слава Калужской области». Фотографировал его с особым удовольствием – красивая и грозная машина. Но с началом активных боевых действий производство двигателей ГТД-1250ТФ пришлось перезапускать практически заново, а это задача нетривиальная. И само собой, разрабатывать новые образцы.

На самом деле сегодня мощность нового двигателя для танков заявлена ещё большая, минимум на полсотни сил, но к коллегам вопросов нет – журналист «Аргументов недели» посетил завод недавно, в октябре. А время летит! И дело делается.

По заводу на автобусе

Огромная территория, да ещё вытянутая в длину, с собственным мостом через городскую автомагистраль подразумевает наличие внутреннего автосообщения. Заходишь, например, в цех, а там стоит старенькая «Волга» – иначе для походов сотрудников на совещания и в смежные производства будет потеряна масса времени. Журналистов возили на микроавтобусах, иначе пришлось бы потратить на переходы с одного производства на другое долгие часы. И за нами внимательно присматривали, чётко оговорили условия съёмок – это фотографировать можно, а вот здесь – категорически нельзя. Ноу-хау у наших оборонных предприятий множество, есть вещи, на которые зарубежные конструкторы военной техники мечтают посмотреть хоть одним глазом.

Повод для посещения «КАДВИ» был приятный и невоенный – оценить результат сотрудничества завода «Калужский двигатель» и Фонда развития промышленности по наращиванию производства газотурбинных электростанций (ГТЭС) в интересах гражданских отраслей промышленности, в частности, предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Благодаря инвестициям в закупку высокопроизводительного оборудования, сумма которых составила 537 млн рублей (из них 412 млн рублей были предоставлены ФРП в виде льготного займа по программе «Проекты развития»), завод нарастил выпуск газотурбинных электростанций с номинальной мощностью 100 кВт в 5, 6 раза – до 28 единиц в год. На указанные средства завод закупил более 40 единиц оборудования, что позволило расширить узкие места для наращивания мощности и выхода на серийное производство.

Кроме того, начато опытно-промышленное производство ГТЭС номинальной мощностью 800 кВт. С января 2025 г. завод должен производить их по две в месяц. На их базе на предприятии уже создан собственный энергетический центр, что позволило сократить расходы на электроэнергию и повысить надёжность энергоснабжения в моменты пикового потребления. Две такие станции исправно работают на территории завода, и, по скромным подсчётам, киловатт электроэнергии обходится вдвое дешевле, чем купленный у сетевой компании.

Походил вокруг – шума практически нет, эффективно работает система глушения, людей рядом и внутри нет тоже, оборудование, конечно, требует регулярного обслуживания, но постоянное присутствие человека не нужно. Поинтересовался, где такие агрегаты можно использовать. Оказалось, практически везде, где есть хоть какое-то топливо. Калужские газотурбинные двигатели по наследству от силовых установок военной техники получили уникальное свойство – многотопливность. Быстро и легко перенастраиваются с очищенного природного газа на дизель, бензин, относительно дешёвый керосин. А для нефтедобытчиков это отличный вариант для утилизации так называемого попутного, «грязного» газа. Станции от «КАДВИ» его прекрасно переваривают. Нефтянка получает энергию и тепло для работы на месторождениях, а заодно возможность погасить факелы, которые были и пока остаются визитной карточкой крупных месторождений. Когда летишь ночью в самолёте над сибирскими просторами, над севером страны, с высоты видны их десятки и сотни.

Практическим применением одного 800‑киловаттного агрегата могут стать энергоснабжение, отопление и горячее водоснабжение трёхподъездного девятиэтажного дома. Были бы топливо и вода, и можно строить что угодно в тайге или голой степи. Подтверждённый ресурс собственно газотурбинных двигателей таких станций – 25 тыс. часов, и предполагается дальнейший его рост по результатам эксплуатации. При выработке этого ресурса двигатель снимается для обслуживания, ставится другой, что при модульной конструкции проблем не создаёт.

Опытно-промышленные испытания 100-киловаттные станции проходили на месторождениях «ЛУКОЙЛ-Пермь», «Русвьетпетро» и «Новатэк». ЛУКОЙЛ готов брать!

Заграница нам не поможет

Завод планирует занять до 60% российского рынка микротурбинных электростанций к 2025 году. Локализация производства составляет 100%. Всё используемое сырьё, материалы и комплектующие – отечественные.

Иностранные компании – производители газотурбинных установок и модульных электростанций с российского рынка ушли. «Поставки двигательных агрегатов для микротурбинных установок от производителей Европы, США и Японии в настоящий момент находятся под эмбарго. При этом, по нашим оценкам, в ближайшие годы необходимо заменять выработавшие ресурс агрегаты на работающих электростанциях – потребности рынка составляют от 30 до 40 подпадающих под модернизацию электростанций ежегодно. Кроме того, микротурбинные электростанции мощностью от 100 до 800 кВт могут быть использованы как привод других вращающихся механизмов в химической, нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической и других отраслях», – рассказал генеральный директор ПАО «Калужский двигатель» Евгений Галынский.

Предприятие активно набирает персонал, в цехах преобладают молодые лица. «Привёл друга, получил премию» – это прочитал на доске объявлений. Проблема отсутствия дефицита выпускников колледжей (ПТУ в прошлом) решается наставничеством непосредственно на производстве. В советском прошлом на заводе работали 12, 5 тыс., сейчас – 4, 5 тысячи. Компенсируют дефицит рабочих рук современными обрабатывающими комплексами, роботами, автоматическими линиями. Но кузнецы и литейщики тоже остались, они здесь в цене.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте