На минувшей неделе состоялось заседание Евразийского альянса омбудсменов (ЕАО), посвящённое защите прав человека в условиях цифровизации общества. Открыла его Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна МОСКАЛЬКОВА.
В мероприятии приняли участие постоянные члены ЕАО – омбудсмены Армении, Бахрейна, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Сербии, Таджикистана, Узбекистана. В качестве наблюдателей участвовали уполномоченные по правам человека Беларуси, Турции и других государств.
Права человека нового поколения – цифровые права – стали реальностью. Это права, о которых мы раньше даже подумать не могли. Например, право на забвение, на цифровую идентичность, на отказ от применения цифровых технологий, на наследование цифровых активов. С расширением цифровизации общества возникают и новые риски и угрозы: кибермошенничество, дипфейки, распространение деструктивного контента.
Федеральный уполномоченный отметила, что в России успешно функционирует целый ряд информационных систем, которые облегчают взаимодействие граждан и госорганов.
«В ближайшее время запускаем ФГИС уполномоченных по правам человека. Люди смогут получать консультации онлайн, обращаться как к федеральному уполномоченному, так и к региональным, также система обеспечит автоматизацию процесса приёма и анализа обращений. Для членов ЕАО в системе предусмотрен личный кабинет, где они смогут видеть всю картину обращений к нам от граждан стран альянса», – отметила государственный правозащитник.
Татьяна Москалькова обратила внимание на закрепление права человека не подчиняться алгоритмическим решениям искусственного интеллекта. «В работе с обращениями граждан при содействии Минцифры России и Роскомнадзора удалось помочь многим людям. В частности, заблокировать сайты-клоны, удалить аккаунт с негативным контентом, пресечь незаконное распространение персональных данных в соцсетях и т.д. Полагаем важным здесь формирование культуры охраны персональных данных, цифровой гигиены», – сказала федеральный омбудсмен.
Сохраняется проблема цифрового неравенства. Не все категории населения готовы и могут стать участниками цифровых отношений. Среди первоочередных мер федеральный уполномоченный называет обеспечение доступа к Интернету жителей сельских и труднодоступных территорий, использование IT-технологий для защиты прав соотечественников за рубежом, расширение возможности бесплатного доступа к социально значимым услугам, предоставляемым в электронном виде, развитие цифровой правовой грамотности.
«Роль омбудсменов заключается в доведении достоверной информации до органов власти о проблемах обеспечения прав граждан в цифровой среде», – подчеркнула Татьяна Москалькова.