> В России учителя массово покидают школы - Аргументы Недели

//Общество 13+

В России учителя массово покидают школы

№  () от 8 октября 2024 [«Аргументы Недели », Александр Чуйков ]

Отзвенел праздничными школьными звонками очередной День учителя. Тружеников педагогического корпуса традиционно поздравил президент Владимир Путин. Как пишут официальные источники, президент также выразил особое уважение к учительскому труду. «В нём заложен глубочайший созидательный смысл – помочь каждому найти свой собственный путь, своё призвание, добиться личного успеха и приносить пользу людям, родной стране», – отметил Путин.

Министр просвещения Кравцов в предпраздничном интервью не моргнув глазом заявил: «Можно сказать, сегодня бум педагогического образования. По прошедшей приёмной кампании у нас педагогическое образование по популярности стабильно на втором месте». Вот только почему почти двести тысяч учителей уволились из школ в прошлом году?

Педагогическая катастрофа

Проблему с педагогическими кадрами в российских школах уже можно характеризовать не как проблему, а как катастрофу. В феврале Министерство просвещения опубликовало данные, согласно которым российские школы столкнулись с массовым оттоком учителей. С 1 января по 1 сентября 2023 г. заявления об уходе подало около 193, 5 тыс. педагогов, что стало рекордом за последние семь лет. Для сравнения: в 2017 г. таких заявлений было значительно меньше – 141, 8 тыс., а резкий рост числа увольнений произошёл в 2022 г., когда российские школы потеряли 178, 9 тыс. преподавателей.

В каждом третьем регионе число уволившихся учителей выросло более чем на 50%. Труднее всего обстановка в школах Астраханской области: в 2017 г. в этом регионе уволилось около тысячи педагогов, а в 2023-м – 2, 8 тысячи.

И это только официальные данные. Тревогу забил даже обычно выдержанный и спокойный заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев: «В российских школах и других учебных заведениях остро ощущается нехватка преподавателей математики и естественных наук, что негативно сказывается на уровне подготовки учеников по этим дисциплинам».

Сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий говорит: «Это уже не тайна, это всё очевидно. То, что в стране огромный дефицит преподавателей, признаёт уже и педагогическое руководство страны. Учителя уходят из школ, люди, окончившие пединституты, придя в школу и год-два поработав, из неё уходят. По разным подсчётам, в стране сейчас не хватает от 50 до 250 тысяч учителей. И это относится не только к маленьким городам, это относится и к Москве, и к любому другому городу».

Естественно, сам Минпрос точные данные по нехватке учителей не приводит. Только повторяет мантру, в том числе и президенту Путину, о популярности педагогического образования. Что совсем не значит, что бывшие студенты после защиты диплома побегут в школы «сеять разумное, доброе, вечное». Но если и придут, то, проработав год-два, убегут, но уже прочь и подальше.

«Предметников» уже не хватает настолько, что учителя биологии, например, ведут математику. А математик «подбирает» химию. И это не шутка.

Недавно очень популярный профильный Telegram-канал провёл опрос среди своих подписчиков. Почти половина опрошенных (47%) отмечают, что у учеников систематически пропадают уроки по каким-либо предметам. Причём 31% говорят о перерывах длиной в месяц и более, а по 8% участников выбрали пункты «один предмет не преподаётся более полугода» и «два и более предметов не преподаются более полугода».

Дети просто сидят в классе под надзором выпускницы педагогического колледжа. И это если повезёт. Молодых лиц в школах всё меньше и меньше, вопреки заявлениям профильного министра. Скрипя зубами, это признаёт и сам Минпрос.

Там приводят такие данные: в прошлом учебном году в стране работало 1, 3 млн педагогических работников, из них только около 190 тыс. – младше 30 лет, около 410 тыс. – от 30 до 45 лет, 537 тыс. в возрасте от 45 до 59 лет и оставшиеся 187 тыс. – педагоги старше 60 лет. Экс-министр просвещения, а ныне президент Российской академии образования Ольга Васильева говорит, что к 2029 г. в школах будет не более 6% учителей моложе 30 лет.

«Я волком бы выгрыз бюрократизм»

Почему бегут педагоги? Как ни странно, но это вопрос комплексный, причём не сводящийся к одной мизерной зарплате. А она действительно – с голубиный носик. В октябре прошлого года профсоюз «Учитель» провёл мониторинг окладов педагогов в российских регионах. Их величина сравнивалась с минимальным размером оплаты труда (МРОТ), запланированным с 1 января 2024 г., а именно 19 242 рубля.

В 40% регионов страны оклады педагогических работников не превышают половины МРОТ – это суммы от 3420 до 9580 рублей. В 39% регионов оклады составляют 50–75% от минимума – от 9668 рублей в Курской области до 14 091 рубля в Томской. В 9% регионов оклады на уровне 75–100% – от 14 449 рублей в Ростовской области до 16 157 рублей в Республике Татарстан. Лишь в Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области и Приморском крае оклады оказались выше ожидаемого МРОТ. Даже в тех регионах, где оклады были пересмотрены в 2023 г., повышение произошло только до 10–13 тыс. рублей.

Самые низкие оклады по стране, менее 5 тыс. рублей, платят учителям в Карачаево-Черкесской Республике, Еврейской автономной области, Вологодской области и Республике Алтай.

«Педагоги получают зарплату на уровне дворников и уборщиков из-за недостаточных расходов бюджета на образование», – откровенно заявил зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин. Такое положение вещей неприемлемо и «недопустимо в социальном государстве», постановил Конституционный суд РФ.

Чтобы выжить, учителя берут полторы-две ставки и дополнительную работу в школе, занимаются репетиторством. С последним призвал вести беспощадную борьбу глава Рособрнадзора Анзор Музаев: «Мне не нравится, что такое бурное развитие репетиторства идёт, оно не может не пугать. Понятно, что репетитор – это учитель, ушедший из школы. Надо сделать всё, чтобы его обратно вернуть в школу».

Вероятно, под конвоем. Надо отметить, что сам Музаев к организации школьного образования вообще никакого отношения не имеет. В 1996 г. он окончил индустриальный факультет Чеченского государственного педагогического института, в том же году стал аспирантом Дагестанского государственного технического университета. В Санкт-Петербурге защитил кандидатскую диссертацию по специальности «технология машиностроения». При чём тут всё несчастное российское среднее образование, которое курирует Музаев, абсолютно непонятно. Под таким чутким руководством бумажная отчётная нагрузка на педагогических работников только растёт из года в год.

– В среднем большинство педагогов работает 24–27 часов в неделю, что практически эквивалентно 1, 35–1, 5 ставки, а некоторые даже работают на 1, 5 ставки и выше, – знает Ирина Абанкина из НИУ ВШЭ.

По данным профсоюза «Учитель», нагрузка нередко доходит до 33–35 часов в неделю. Но даже при таком колоссальном объёме работы учителя в регионах получают на руки в среднем до 40 тыс. рублей со всеми надбавками и стимулирующими. Примерно так же, как представители низкоквалифицированных профессий: сторожа и дворники.

И эти 30 с лишним часов в неделю только сами уроки. То, что учитель делает дома: подготовка к ним, проверка тетрадей, заполнение всяческих никому не нужных отчётов и требований департаментов образования и прочая, остаётся за кадром.

– Смело можно прибавлять по 2–3 часа в день к количеству уроков. Во всяком случае, в младших классах. В старших ещё больше. Много времени отнимает электронный журнал-дневник. В правила его заполнения вносят постоянные изменения, причём оповещают об этом либо в последний момент, либо вообще постфактум. Но стоит не заполнить одну только графу, как с тебя автоматически снимают дополнительные выплаты. А это 10–15 тысяч. Там же в ЭЖД идёт постоянная переписка с родителями в специальном чате, и попробуй не ответить, выходной – не выходной. Очень быстро выгораешь, хотя в Москве по сравнению с регионами зарплаты действительно побольше, – рассказывает Татьяна, учитель 3-го класса одной из московских школ.

Пока горит свеча

Среди учителей во все времена было много подвижников. Статус учителя был всегда бесспорен, даже несмотря на вечные скромные жалованья. Особенно в небольших городах и посёлках. Учителя там знали всех, а все знали своих учителей. И отношение к ним и членам семьи было трепетное.

– Мама почти 40 лет проработала в маленькой деревенской школе в Сибири учителем русского языка и литературы. С нескольких деревень в эту школу ученики ходили пешком по 2–3 километра. Очень часто, когда уже шла из школы домой, тормозили машины, даже лесовозы, и предлагали довезти «учительскую дочь» до дома. Приходили бывшие ученики, бесплатно рубили дрова для печки. И это делалось не из корысти, а от души, – вспоминает научный сотрудник Дальневосточного отделения РАН Оксана Кривонос.

По словам нынешних учителей, сегодня к ним отношение совершенно иное. Их воспринимают как обслуживающий персонал. Малейший конфликт с ребёнком, и родители тут же, не разбираясь, пишут жалобы в Департамент образования, а то и в прокуратуру. Там тоже, не вникая, встают на сторону современного чада, и обращают весь гнев на учителя: «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать!»

– У меня была одна мамочка, так вот она стабильно раз в неделю писала по одной жалобе. Попеременно то в департамент, то в прокуратуру. Я потом также регулярно писала несколько объяснительных. В том числе о том, почему плохо поставлена работа с родителями. Все понимали, что она неадекватная, но виновата всегда была я. Освободил меня от этого только декретный отпуск, иначе пришлось бы увольняться по собственному, чтобы не уволили по статье, – констатирует Татьяна.

– Дело не только и не столько в заработке, хотя оклад учителей чрезвычайно низок, но прежде всего в условиях работы. Учителям постоянно, каждый год, предъявляют всё новые и новые требования, произвольно меняют программы, заявляют, что они не должны работать по учебникам, по которым работали раньше, придумывают новые предметы и, щёлкнув пальчиками, говорят: «Ну-ка, с 1 сентября проводите занятия по этим предметам». Учителей всё больше заставляют проходить различные проверки, мониторинги. Педагоги доведены до крайности. Естественно, они уходят, – резюмирует сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Накануне Дня учителя министр просвещения Кравцов доложил каналу «Россия‑24»: «К началу учебного года в рамках национального проекта «Образование» построено 1300 школ, за два года отремонтировали 4400 учебных заведений. В России построят ещё 150 школ». А где взять для этих школ учителей?

В Омске, похоже, нашли выход. Там директором школы назначили бывшего многолетнего начальника расформированной женской колонии. Первым своим приказом он запретил сотрудникам употреблять слово «мусор». Видимо, скоро и учителей будут набирать в пенитенциарной системе. Причём по обе стороны решётки.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте