В Ленинградской области нарастает конфликт между местным бизнесом, жителями и «Ленавтодором». Расширение числа дорог на балансе ГКУ грозит компаниям убытками, а жителям — потерей ликвидности их домов и участков и невозможностью их продать.
С 2015 года «Ленавтодор» начал активно расширять перечень дорог, находящихся на его балансе. Как раз в тот год ГКУ возглавил Денис Седов, в 2019 году перешедший на пост вице-губернатора региона по дорожному хозяйству. Ему на смену пришел Джаба Джоджуа, после чего товарищества собственников недвижимости, а также крупные компании и ИП начали получать сначала досудебные требования легализовать съезды с дорог «Ленавтодора» к своим участкам, а потом и судебные решения с угрозой крупных неустоек. При этом понять, нарушает ли тот или иной владелец участка видение «Ленавтодором» законодательства, зачастую почти невозможно до того, как гром не грянет.
«Съехать» не получится
Кампания «Ленавтодора» сводится к следующему. Специалисты ГКУ находят съезды с дорог. Если проекта согласования не было, направляют претензии жителям или компаниям с требованием разработать проект и зарегистрировать съезд. Услугу оказывает сам «Ленавтодор», естественно, не бесплатно. Сами съезды в судебных документах вне зависимости от того, расположены ли они в границах населенного пункта или нет, ГКУ называет примыканиями. Хотя специалисты, в частности, член совета СРО «Кадастровые инженеры» Татьяна Мартынова, указывают — в небольших населенных пунктах именно примыкание к дороге — редкость. Чаще всего целесообразно говорить о съездах, организация которых описана в правилах дорожного движения.
Большинство собственников участков практически не спорят с «Ленавтодором». После приглашения в суд заключают мировое соглашение и платят ГКУ за проект съезда. В числе получателей судебных претензий, к примеру, сеть «Магнит» и застройщик «Бонава». Но их кейсы точечные, местный же бизнес сталкивается с куда большими масштабами бедствия.
Широкий охват
Эксперты называют дорожные истории в Ленинградской области повсеместными. Наиболее ярко проблемы с «Ленавтодором» отразились на компании «Вимос». Крупный региональный бизнес сразу в четырех районах Ленинградской области столкнулся с требованиями ГКУ легализовать примыкания к автомобильным дорогам. В арбитражный суд Петербурга «Ленавтодор» передает координаты участков, на которых якобы выявлены незаконные примыкания. ТД «Вимос» в свою очередь утверждает, что не имеет к ним отношения. Попытки оспорить решение первой инстанции ни к чему не привели, хотя компания «Вимос» предоставляла в суд и отчеты привлеченных кадастровых инженеров и получила подтверждение самого «Ленавтодора», что координаты отношения к компании не имеют. Более того, суд согласился с требованиями ГКУ даже в тех случаях, где специалисты разглядели отсутствующие на практике парковки и съезды.
В частности, требования легализовать съезды коснулись и недвижимости компании в Ульяновке (см. схему). Там, по мнению экспертов, речь о примыкании вовсе идти не может, так как участок дороги находится в границах населенного пункта и любые отводы от трассы могут трактоваться только как съезды.
Тем не менее сейчас «Вимос» вынужден общаться с судебными приставами, которые уже наложили арест на средства компании из-за неисполнения решения, которое выполнить фактически невозможно. Интересно и то, что работают приставы в разных районах Ленобласти по одному исполнительному листу, а не по четырем разным.
Ответные действия
ТД «Вимос» подал заявление в Следственный комитет с просьбой дать уголовно-правовую оценку действиям «Ленавтодора», судей и приставов. По данным abn.agency, компания также обращалась в региональное управление Росреестра с просьбой провести выездное обследование участков компании на предмет пересечений с автомобильными дорогами и наличия незаконных съездов. В актах, которые имеются в распоряжении редакции abn.agency, специалисты прямо указывают, что никаких положений Земельного кодекса компания не нарушала. Кроме того, специалисты установили, что часть участков, координаты которых указывает «Ленавтодор» в суде, расположены в десятках метров от территории ТД «Вимос».
Как утверждают в компании, анализ кадастровых инженеров по всем эксплуатируемым ТД «Вимос» участкам в Ленинградской области показал, что ни один из них не имеет съездов на региональные дороги общего пользования.
Сюрпризы для частников
Согласно документам «Ленавтодора», в 2019 году на балансе ГКУ состояло 1461 объекта недвижимости, в том числе и дорог. Сколько сейчас — неизвестно, публиковать подобный перечень компания перестала как раз после прихода к руководству Джабы Джоджуа. На сайте Правительства Ленобласти есть перечень дорог регионального значения — в нем 938 объектов. Последний, судя по сноске, добавлен в 2021 году. Этот перечень, кстати, утверждает губернатор Александр Дрозденко и председателя комитета региона по дорожному хозяйству Денис Седов.
В документах Комитета по управлению государственным имуществом, руководит которым Маринэ Тоноян, за весь 2024 год редакция не нашла ни одного постановления, которое касалось бы деятельности «Ленавтодора» и передачи ему поставленных на кадастровый учет трасс. А именно Леноблкомимущество курирует вопросы собственности.
Кадастровые инженеры обращают внимание — жители Ленинградской области иногда, возможно, даже не знают, что их участки могут пересекаться с собственностью «Ленавтодора» до тех пор, пока ГКУ через суд не потребует согласовать съезд или же участок не выйдет на продажу. Кроме того, свою роль играет изменение порядка расчета участков, особенно если собственность оформлялась в начале нулевых, координаты участка по новым правилам могут пересечься с участками «Ленавтодора». И тогда недвижимость невозможно будет продать до исправления ошибок.
Мнение эксперта:
«Многие люди, особенно старшего возраста, могут не знать об изменениях. Если участок был отмежеван и верифицирован, он отразится в кадастровой карте с пересечением с участками «Ленавтодора», тогда в выписке ЕГРН будет запись об этом. Такой участок нельзя продать, заложить в банк. Гражданин будет вынужден за свой счет выполнить исправление реестровых ошибок. В этом случае скорее всего часть площади будет отсечена. То есть, например, у собственника было 12 соток — станет 10», — указывает Татьяна Мартынова.
Причем, как обращает внимание эксперт, красных линий на кадастровой карте, которые определяют земли общего пользования и улично-дорожную сеть, в некоторых населенных пунктах Ленинградской области банально не проложено. Как следствие, если в населенном пункте начнут прокладывать коммуникации к домам, решать, быть ли им вообще, будет именно «Ленавтодор».
«В Ульяновке часть Советского проспекта поставлена произвольно на кадастровый учет, занимая все, что не занято участками физических и юридических лиц. Причем «Ленавтодор» это трактует как полосу отвода, хотя данный термин не применим к улично-дорожной сети населенных пунктов», — отмечает Мартынова.
Ленинградская область в дорожных вопросах сильно выделяется на фоне других регионов. По словам экспертов, в других областях России подобные истории скорее эксцесс. С федеральными трассами такого вообще не происходит. Можно предположить, что причиной подобной активности «Ленавтодора» может быть желание нарастить площадь дорог под собственным управлением. А это дополнительные средства из бюджета на ремонт и содержание трассы. Вот только, к примеру, в Ульяновке жители не могут дождаться даже мизерного тротуара и рассказывают, что ходить им приходится буквально по обочине и рисковать жизнью. Бизнес же сомневается — стоит ли вообще инвестировать в регион, где можно потратить годы, чтобы доказать необоснованность притязаний «Ленавтодора».