Центробанк в поте лица своего борется с инфляцией, поднимая ключевую ставку, а цены на прилавках магазинов не только не устремились вниз, но наоборот, норовят стать выше. Естественно, ничего кроме возмущения у россиян такое положение дел не вызывает. По некоторым данным сегодня уже порядка сорока процентов граждан покупают товары только по низкой цене или по скидкам, а еще около тридцати процентов смотрят на цены и ищут, на чем можно сэкономить.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже направила запросы в крупнейшие торговые сети: «Пятерочку», «Ашан», «Дикси», «Магнит», «Перекресток», «Ленту», «Метро», «"О"Кей», «Зельгрос», «Глобус», «Марию Ра», «Монетку», «Верный» и «Азбуку вкуса». Сети должны предоставить антимонопольщикам данные ежемесячной динамики средневзвешенных закупочных и розничных цен на социально-значимые продукты, а также сведения об объемах закупки и реализации продукции за период с 1 января по 31 августа 2024 года. По всей видимости, в ведомстве надеются, что предоставленные данные помогут выявить моменты необоснованного завышения цен, проанализировать общую тенденцию сегодняшнего ценообразования и попробовать укоротить аппетиты торговцев.
Стоит отметить, что ранее цены на продукты, как правило, росли по двум основным причинам: урожая и цен на горюче-смазочные материалы. Сегодня к этому прибавились логистические затраты и рост арендной платы за помещения. Однако никуда не делось и желание больших прибылей. Не секрет, что торговые накрутки далеки от идеальных 10 или пусть даже 30 процентов. В большинстве случаев накрутка выше ста процентов. В некоторых случаях изначальная цена товара может расти до тысячи процентных пунктов. А что вы хотели — капитализм со своим рынком потакает стремлению к обогащению. А кому там тяжко, кого это волнует? Как говорится, ничего личного, лишь бизнес. Но между тем ценовая политика является частью экономической политики государства и про это нельзя забывать.
Слушая привыкших к роскошной жизни бизнесменов, всячески дающих понять, что контроль над бизнесом нежелателен, государство практически не может повлиять на тех, у кого желание обогащения главенствует над интересами государства и народа. Ведь, по их мнению, «законодательное ограничение торговых наценок и неизбежное следствие этого — регулирование ценообразования в целом — все это шаги в прошлое, в плановую экономику, в общество дефицита». Между тем, государственный контроль необходим. Таковой в настоящее время существует во всех развитых странах. И бизнес от этого не рухнул. В большинстве стран в качестве общей тактики государственного контроля используют определенные правила ценообразования, административно-юридические методы, которые разрабатываются государственными органами. Государственные органы осуществляют контроль за ценами. В целом сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.
В качестве примера можно рассмотреть опыт некоторых стран.
Австрия. Здесь государство регулирует около 10% цен (лом и отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергия, газ, теплоснабжение). Парламент устанавливает цены на табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы. Министерство финансов устанавливает цены на спиртные напитки. Министерство экономики имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг. На срок до 6 месяцев оно может устанавливать цены либо когда они необоснованно завышаются одним или несколькими предприятиями, либо когда предприниматели не уменьшают цены на готовую продукцию при снижении цен на используемые для ее производства сырье и материалы.
В Греции государственными органами регулируется примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг. Существует специализированный орган, ведающий вопросами ценообразования, — Межминистерский комитет по ценам и доходам. Правовой основой государственного вмешательства в ценообразование является Кодекс рыночного регулирования. Согласно Кодексу, все товары и услуги, подлежащие ценовому регулированию, подразделены на две группы: первая группа включает товары и услуги, цены на которые регулирует Межминистерский комитет по ценам и доходам, последний возглавляет министр национальной экономики. Этот орган регулирует цены на пшеницу, табак, изюм, тарифы, на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и др. Во вторую группу входят все остальные товары и услуги, цены на них регулирует Министерство торговли. Товары и услуги этой группы подразделяются на три категории: существенные недостаточные, существенные достаточные, несущественные. На товары категории «существенные недостаточные» устанавливается верхний предел цены или максимальная прибыль в процентах либо в абсолютном выражении, причем отдельно для оптового и розничного торговца (предприятия). Это основные пищевкусовые товары, безалкогольные напитки, услуги ресторанов, баров, закусочных (низких категорий), сельскохозяйственные орудия, некоторые виды автомобилей и новые запчасти к ним, бензин, мазут, дизельное топливо и др. Цены на товары категории «существенные достаточные» (моющие средства, некоторые виды сырья, полуфабрикатов, выделанные кожи, гипс, асбест, некоторые виды домашнего оборудования, услуги автостоянок, ресторанов высших категорий и др. — всего 86 видов товаров и услуг) подвержены менее строгой регламентации и контролируются только в целях предотвращения получения торговой сверхприбыли. Цены на товары и услуги, не считающиеся товарами первой необходимости, формируются свободно, без участия органов государственной власти.
В Голландии торговая сеть, согласно закону, имеет право увеличивать стоимость товара, который получает напрямую от фермеров, лишь на 15-20 процентов.
Подавляющая часть цен в США устанавливается компаниями в условиях конкурентно-рыночного механизма. Вместе с тем сохраняются государственные цены в отраслях с естественной монополией. Это — энергетика, система связи. Государством регулируется 5-10% цен. В некоторых штатах их администрации предоставлено право введения тарифов на электроэнергию, междугородные автомобильные и железнодорожные перевозки. Правительство США оказывает определенное воздействие на цены через стандарты, экономические требования. Под контролем государства находятся также процентные ставки за кредит, оказывающие влияние на издержки производства и цены. В настоящее время упор делается на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования цен, оказывающих стабилизирующее воздействие на движение цен.