В России началась дискуссия о сокращении времени получения образования
26 сентября 2024, 09:31 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Ну вот и до такой дискуссии дожили. Помощник президента Владимир Мединский накануне заявил, что учиться 11 лет в школе — «непозволительная роскошь». Дескать школьные годы неплохо было бы сократить. Дабы пораньше молодые кадры направляющей рукой, да к станку. Теперь, наверное, нужно ждать дискуссии на тему «восьмичасовой рабочий день и отпуска свыше недели — непозволительная роскошь»?
Говоря о продолжительности среднего образования, Мединский высказался следующим образом:
«У нас 11 лет обучения в школах, — это непозволительная роскошь. Будто мы живем с вами в XIX веке. Оно должно быть спрессованным, чтобы потом раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным. А не начинать в 19 лет размышлять, чем бы заняться. Ну пойду ещё пять лет потусуюсь в университет общегуманитарный, поспециализируюсь. А там к 22-м, глядишь... Нет, всё будет раньше и быстрее. Тот, кто в 22 года будет выходить на работу, будет неконкурентоспособен», — сказал помощник Президента России.
А что? В царские времена достаточно было двух классов церковноприходской школы. И вперёд, «к трудовым свершениям». А уж во времена почти тотального дефицита кадров... 11 лет просиживать за школьной партой?! Да уж, действительно непозволительная роскошь. По крайней мере, так считает господин Мединский. И, скорее всего, не один он. Думается, что господин озвучил мнение, которое уже существует на самом верху. Нужно лишь подготовить к его принятию общество и экспертов. С чего такие мысли? Да просто и господин пресс-секретарь Президента вроде как не против этого высказался. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков назвал тезисы Мединского «экспертной дискуссией», которая оправданна.
Вот что по поводу заявления Мединского сказал Дмитрий Песков:
«Пока это скорее экспертная дискуссия. Вы знаете, что существуют различные точки зрения об уплотнении образовательного процесса. Есть у специалистов доводы и за, и против. Но, безусловно, эта дискуссия более чем оправданная. Времена меняются, технологии образовательные меняются, потребности кадровые меняются, и под это, конечно, должна живо подстраиваться система образования», — сказал Песков, отвечая на вопрос, знаком ли Владимир Путин с идеей своего помощника.
Так что там насчёт «непозволительной роскоши» в виде восьмичасового рабочего дня, да еще и с выходными? Тоже, наверное, скажут, что «времена меняются, кадровые потребности меняются» и тому подобное?
Возвращаясь к продолжительности образования, отметим, что мысли господина Мединского не заканчиваются на идее сократить среднее. По его мнению, Высшее образование так же занимает слишком много времени. Бывший министр культуры, а также идейный вдохновитель и соавтор новой правильной линейки учебников истории для средней школы предлагает сократить время получения и такового:
«Обучение в вузах в течение пяти-шести лет скоро также уйдет в прошлое. Образование будет рассчитано на ближайшие десять лет, а потом „надо будет переучиваться“, чтобы не оказаться неконкурентоспособным», — считает Мединский.
Кстати, насчёт того, что сегодня «мы учим как в 19 веке». Интересно высказалась по поводу этой части цитаты Мединского кандидат психологических наук, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ Анастасия Белолуцкая:
«Все так звучит, как будто сокращение образовательного цикла — это общая тенденция: что-то мы долго учим, как будто в XIX веке. Однако в XIX веке школьное обучение имело разную продолжительность. И дворянскую элиту, цвет общества, в школах гимназического типа учили долго. А в школах попроще как раз семь-восемь лет. Это признак социального расслоения, с которым боролась советская власть. Именно в СССР установили общую продолжительность обучения, которая неуклонно возрастала: сначала девять, потом десять, потом 11, приближаясь, по мере того как страна восстанавливалась после войны, к гимназическому типу», — отреагировала она на размышления бывшего министра культуры.
Кандидат психологических наук отметила, что в странах с развитой экономикой никаких намерений сокращать продолжительность школьного обучения нет. Короткий образовательный цикл в современном мире, по ее словам, это скорее признак стран с малой продолжительностью и низким уровнем жизни.