В связи с 85-летием «раздела Польши» опять спорят о тех событиях. Мимо споров пройти трудно, так как Россия по Конституции является правопреемницей Советского Союза.
МИД РФ опубликовал запись в X: «17 сентября 1939 года Красная Армия начала военную операцию в восточных районах Польши, предотвратив геноцид населения Западной Белоруссии и Западной Украины». На это отреагировал МИД Польши, написав: «Серьёзно?» – и опубликовав карту «раздела» в соответствии с советско-германским «Договором о дружбе и границах». Также не смог промолчать МИД Украины: «Кто договорился с нацистской Германией о разделе Польши? А, кто?»
Сколько слушаю претензии к Москве по этому поводу, а никак не возьму в толк: что конкретно ставится в вину? Согласие Москвы на то, Гитлер займёт часть чьей-то территории? Но ведь годом раньше Великобритания, Франция и Италия в рамках Мюнхенского сговора позволили Гитлеру совершить аналогичный поступок – аннексировать часть Чехословакии.
Или вина Советского Союза в том, что он и сам осуществил аннексию? Но ведь Польша – в результате всё того же Мюнхенского сговора – аннексировала часть Чехословакии вслед за Гитлером. Прага тогда просила Москву о поддержке, и Москва попыталась надавить на Варшаву, в ответ на что услышала: «Меры, принимаемые в связи с обороной Польского государства, зависят исключительно от правительства Польской республики, которое ни перед кем не обязано давать объяснения». Прекрасная формула – нам стоит применять её и в отношении 1939 года, и в отношении СВО, и вообще всегда.
Ну а МИДу Украины, который всюду норовит вставить свои пять копеек, лучше бы молчать. Если «раздел Польши между Германией и СССР» – это так ужасно, то зачем же Украина считает своими территории, оказавшиеся в её составе в результате этого «раздела»? Впрочем, с тем же успехом (то есть безуспешно) можно задавать ей солженицынский вопрос: «Если во Львове и Киеве наконец валят памятники Ленину, то почему держатся как за священные – за ленинские фальшивые границы, прочерченные после гражданской войны из тактических соображений той минуты?» Ну-ка, почему? Не даёт ответа.