Недавно Росстат огласил неприятную статистику: в первую половину 2024 г. в России появилось на свет всего 599,6 тыс. детей. На 16,6 тыс. меньше, чем за такой же период прошлого года. Фактически достигнут исторический минимум рождаемости, который последний раз был зафиксирован в далёком 1999 г. после дефолта. В июне был поставлен ещё один антирекорд: на свет появилось всего 98,6 тыс. детей. Ранее число новорождённых обычно не опускалось ниже 100 тысяч.
Ситуация настолько острая, что президент Владимир Путин назвал повышение рождаемости приоритетной общенациональной задачей для страны. А нацпроект «Демография» с 2025 г. будет расширен и преобразован в нацпроект «Семья».
Хотят как лучше
В рамках нового нацпроекта, который по задумке правительства объединит в себе множество направлений социальной политики, планируется и поднять налоговые вычеты для многодетных семей, и продлить семейную ипотеку, и построить детсады и новые акушерские пункты на селе (зачем-то ранее уничтоженные), и в очередной раз улучшить систему здравоохранения, и многое-многое другое. Всё это, мечтают чиновники, поможет молодым и не очень молодым семьям решиться на рождение второго, третьего и даже четвёртого ребёнка. А людям «серебряного возраста» жить долго, богато и счастливо.
После слов президента о приоритетности задачи повышения рождаемости практический каждый государственный муж попытался внести свою лепту в её решение. Например, по инициативе местных властей в ряде регионов страны частные клиники «добровольно» отказались от проведения абортов. А за «склонение» женщины к его проведению акушеров призвали строго карать. Прозвучало предложение выкупать за счёт бюджета ещё не родившегося ребёнка у мамы, которая решилась на прерывание беременности.
Заговорили и о введении аналога советского закона о налоге на бездетность. Ещё призвали прекратить преподавать теорию Дарвина в школах. Заодно есть предложение запретить движение чайлдфри, то есть сознательно отказывавшихся от рождения малышей. Призвали не строить больше однокомнатных квартир, мол, их обитателям сложно будет заводить детей. Следовательно, надо больше трёхкомнатных, молодёжь их будет активно покупать, плодиться и размножаться. Правда, не уточнили, с каких доходов молодёжь массово сможет себе позволить купить такие хоромы. Спикеру Госдумы Володину пришлось даже попросить коллег вначале обсуждать подобные инициативы внутри комитетов и фракций, а уже после озвучивать их во всеуслышание.
Проблема-то действительно серьёзнейшая, которая требует комплексного, стратегического подхода, а не, как говорится, «хайпа». Россия, как и большинство европейских стран, буквально вымирает. В прошлом году Росстат выпустил исследование о численности населения к 2046 г.: к 1 января 2046 г. в России, без учёта новых регионов, будут проживать 138, 77 млн человек – на 7, 68 млн меньше, чем по состоянию на 1 января 2023-го. Численность населения с 2024 по 2045 г. включительно будет сокращаться в среднем на 332 тыс. человек ежегодно.
Но цифры лукавы. Только за первые шесть месяцев текущего года, по данным того же Росстата, естественная убыль населения, то есть превышение числа умерших над числом родившихся, составила 321, 5 тыс. человек. За тот же период прошлого года этот показатель был 272, 5 тысячи. То есть за этот год естественная убыль составит примерно 750 тысяч.
А откуда тогда статведомство взяло цифру в 332 тысячи? А всё очень просто: эти данные включают в себя мигрантов. Кстати, как и данные по рождаемости детишек тоже даются без разбивки на коренное и приехавшее население. Фактически коренное население страны теряет примерно по 700–800 тыс. в год, которое наполовину замещается «высокообразованными» и «квалифицированными» пришлыми из Центральной Азии. Без них, как подсчитали в ВШЭ, к 2100 г. население России составит 67, 4 млн человек.
Не плодитесь и не размножайтесь
Демографы подсчитали, что суммарный коэффициент рождаемости (СКР) для простого воспроизводства численности населения должен быть 2, 1 ребёнка на женщину репродуктивного возраста, а на эффективную семью (ту, которая может иметь детей) – 2, 7 ребёнка. А в реальности этот самый коэффициент рождаемости по итогам 2023 г. составил 1, 41. В два раза ниже уровня для простого воспроизводства нынешней и без того невеликой численности россиян!
Интересно, что в президентском майском указе 2018 г. в качестве задачи было поставлено «увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1, 7» к 2024 году. Цель, как мы понимаем, не достигнута. Скорее наоборот. Амбиции немного умерили, сейчас говорится о «повышении суммарного коэффициента рождаемости до 1, 6». И то только к 2030 году. То есть ни о каком переломе в тенденции вымирания страны говорить не приходится. В обозримом будущем, естественно.
Конечно, есть объективные и субъективные причины того, что, как сказал Дмитрий Песков, «демография – это то, где у нас пока не получается». Объективные лежат на поверхности: у нас мало женщин фертильного возраста. Это наследство 90-х, и с этим ничего не сделаешь. Численность женщин в возрасте от 30 до 39 лет к 2030 г. в России сократится на 33, 8% – с 12 до 7, 9 миллиона. На женщин этого возраста приходится 48% рождений. Численность женщин от 20 до 29 лет к 2030 г. вырастет на 9, 7%: до 7, 9 миллиона. Однако после десятилетнего падения численности этой группы аж на 40%, или до 4, 6 млн женщин, это не внушает оптимизма.
Казалось бы, мало женщин репродуктивного возраста, значит, родится мало малышей, и через четверть века проблема будет ещё острее. Значит, сейчас надо закладывать фундамент будущего роста численности населения России. Срочно, ещё вчера! Но похоже, что 2, 7 трлн рублей, которые планируют за пять лет истратить на нацпроект «Семья», вновь не принесут ощутимого результата. Почему? Потому что вновь телегу ставят впереди лошади, а решением проблем демографии занимается кто угодно, кроме профессионалов.
Подайте на пропитание многодетным
Самый наглядный пример непрофессионализма – это игры с самым, пожалуй, важным стимулом для нашего человека, с так называемым материнским капиталом. Введённый в 2007 г. маткапитал на второго и третьего ребёнка сыграл ошеломляющую роль: на пике, в 2014–2015 гг., рождалось почти по два миллиона детей в год. Суммарный коэффициент рождаемости вырос до 1, 776 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (2014 г. – 1, 75). В 2015 г. в кои-то веки естественный прирост населения составил 0, 2 на тысячу населения, или более 32 тыс. человек.
– Первый обвал случился из-за неопределённости с продлением маткапитала: после 2016 года программу могли отменить, а продлили её лишь в декабре 2015 года. В итоге получили обвал рождаемости в 2017 г. как реакцию на непоследовательность демографической политики. И это помимо отложенной реакции на экономический кризис и падения доходов населения в 2014–2016 годах. Когда вам говорят, «маткапитал закончится, вот-вот закончится – рожайте! Рожайте, пока он есть, а то мы сейчас его отменим», а потом вдруг раз – и продлевают в последний момент, это, мягко говоря, сильно нервирует. Возникает неуверенность в завтрашнем дне, всё это сказывается на рождаемости. И ведь это опять повторилось через два года, так что провал рождаемости в 2019 году вполне объясним, – констатирует демограф Алексей Ракша.
С чьей подачи и, главное, зачем выплату маткапитала с 1 января 2020 г. перенесли на первого ребёнка – великая тайна. Немногие независимые демографы предрекали, что ни к чему хорошему это не приведёт. Рождение первого ребёнка практически никогда не связано с экономическими стимулами. Он появляется, потому что «так надо», или «по залёту», или из-за внутренней потребности женщины стать мамой. А вот на желание иметь второго или третьего малыша экономика влияет серьёзно.
– Почти всё падение рождаемости в 2022 году шло за счёт вторых детей. Потому что всё большая доля женщин, которые могли бы сейчас рожать вторых детей, уже получили право на основную часть суммы маткапитала за первого ребёнка, у них нет достаточной мотивации рожать второго, как это было до реформы программы. Остаток денег их уже не стимулирует. Также угнетают рождаемость снижение реальных доходов населения, неуверенность в завтрашнем дне. И всё это на фоне продолжающегося сокращения числа женщин репродуктивного возраста, которое составляет примерно 2, 7% в год, – говорит Ракша.
Женщин становится меньше, следовательно, для корректировки демографического провала рожать они должны больше. Именно об этом и говорит президент Владимир Путин: «Многодетная семья – это опора России». Многодетная! Сейчас же все принимаемые меры поддержки, надо сказать, серьёзные меры, направлены на стимулирование рождения первенца. И концепцию эту надо менять. Например, расширить маткапитал. Родил второго – получи ещё миллион. Третьего – полтора или два. И так далее. Плюс официально на законодательном уровне сделать его бессрочным. По мнению экспертов, это даст 150–170 тыс. дополнительных маленьких граждан России в год.
Кардинально решать вопрос с предоставлением жилья многодетным семьям. Семейная ипотека-кабала максимум под 6% годовых и без всякого первоначального взноса для тех, у кого появился второй ребёнок. И никаких «лимиты закончились, Минфин денег не даёт», как тут недавно заявил самый «народный» банк страны с триллионами чистой прибыли и кучей преференций от государства. Через закон обязать отчислять небольшой процент от чистой прибыли банки, работающие с льготными ипотечными и другими госпрограммами, на финансирование той или иной помощи многодетным семьям.
А с рождением третьего малыша, то есть с получением статуса многодетной семьи, нормальное благоустроенное жильё должно быть бесплатным. Как? Элементарно! Практически треть квартир, а то и больше в новостройках остаются нераспроданными, так пусть хотя бы три-пять процентов жилой площади безвозмездно, то есть даром, передают муниципалитетам для многодетных семей. И за махинации с этим жильём чиновников сажать на пожизненное без права уехать на СВО.
Это не по-капиталистически? Так ситуация чрезвычайная, и меры должны быть чрезвычайными. А эти господа не обеднеют. Просто немного цифр. По данным ЦБ РФ, за 2023 г. совокупная чистая прибыль российских банков составила 3, 3 трлн рублей. Выручка первого десятка застройщиков массового жилья – в районе триллиона рублей ежегодно. «Делиться надо», – говорил бывший министр финансов Александр Лившиц. И ведь не поспоришь.