Владимир Путин и чудеса небесные
№ () от 17 сентября 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]
Стоимость регионального самолёта ЛМС-901 «Байкал» снизили после «волшебного» поручения Владимира Путина. Так, во всяком случае, сообщил полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. Этот самолёт должен заменить ветерана местных авиалиний Ан-2. Уникальная ситуация: сначала стоимость девятиместного самолёта была назначена Минпромторгом не более 120 млн рублей, потом он резко подорожал почти втрое – до 455, но после конкретного указания президента подешевел до 260 млн рублей. Удивительные трансформации!
Полосу укоротили
Кроме того, по словам Трутнева, удалось найти ещё одно решение, при котором для взлёта «Байкала» потребуется взлётно-посадочная полоса короче, чем раньше: «Нам предъявляли 1050 метров. Я вообще не знал, что с этим делать, скажу честно. Потому что у нас полос по 1050 метров на Дальнем Востоке 33 – и всё. А все остальные не подходят. На всех остальных никакой «Байкал» сесть не сможет. Вчера мне сказали, что 350 метров», – заявил Трутнев. Вопрос возникает только один – почему требуется вмешательство президента страны для создания, как в народе говорят, «кукурузника»?
Но первые поставки самолётов «Байкал» (ЛМС-901) авиакомпаниям сдвигаются с 2025 на 2026 год. Об этом журналистам в кулуарах ВЭФ сообщил первый вице-премьер Денис Мантуров. «В 2022 году жизнь изменилась, и можно рассчитывать теперь только на российский двигатель ВК-800, российский винт, который будет готов с сертификацией к концу 2025 года. А 2026 год – это уже сертификация непосредственно на самолёте и начало поставки авиакомпаниям, которые подтвердили готовность в приобретении этого судна», – сообщил он. В 2019 г., когда проводился конкурс на отбор этого проекта, Минпромторг рассчитывал на использование в самолёте иностранного двигателя и винта, добавил вице-премьер. Что в целом странно, так как уже тогда на нашу страну с энтузиазмом навешивали санкции. Удалось на авиакосмическом салоне МАКС-2021 в Жуковском посидеть в этом самолёте, даже в пилотском кресле, и было полное ощущение, что очень скоро он поступит в авиакомпании. Как тогда заявил журналистам генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха, спрос на самолёты «Байкал» до 2030 г. оценивается от 500 до 650 единиц. Сейчас Вадим Бадеха возглавляет Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК), и есть надежда, что отечественная силовая установка вытащит самолёт в небо.
Источник агентства РБК, знакомый с ситуацией, также рассказал, что о сдвиге поставок «Байкалов» Минпромторг доложил президенту Владимиру Путину на совещании по вопросам развития инфраструктуры Дальневосточного федерального округа, которое состоялось 4 сентября. Однако Владимир Путин с этой историей явно не согласился – на пленарной сессии Восточного экономического форума заявил, что нужно ускорить разработку и запуск в серию самолёта «Байкал». Для укрепления связи между городами и посёлками Дальнего Востока власти намерены развивать авиационное сообщение, сказал Путин. Количество пассажиров на внутренних рейсах региона к 2030 г. должно достичь 4 млн в год. Соответствующее поручение глава государства отдал правительству. «Нам нужно строить собственные самолёты, надёжные, качественные и в нужных нам объёмах. В этой связи прошу ускорить разработку пассажирской авиацией лёгкого многоцелевого самолёта «Байкал». Нужно запустить его в серийное производство уже в ближайшее время. При этом обращаю внимание: стоимость и технические характеристики самолёта должны быть конкурентоспособными, чтобы цена перелёта на них была доступной для граждан», – сказал он.
Честно говоря, многолетнее и мучительное создание невеликого по размерам и вполне понятного по характеристикам самолёта, достаточно простого по конструкции, выглядит по меньшей мере странно. Про двигатель ВК-800 «Аргументы недели» тоже писали давным-давно, лет десять назад, а то и больше. Но и сегодня этот замечательный, как заявлено, силовой агрегат так и не вышел на лётные испытания. Как известно, нет двигателя – нет самолёта. Может быть, сейчас ускоримся? С американской силовой установкой и винтом опытно-выставочный самолёт уже летает. А как с нашими?
Обрезать лайнер – вылет в дамки?
Первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров предложил, как можно решить проблему с импортозамещением систем и авионики для отечественных самолётов. По его предложению, можно делать самолёты короче. Об этом чиновник рассказал в интервью «Ведомостям». Судя по словам Мантурова, это может коснуться и МС‑21.
Мантуров напомнил изданию, что проект по созданию МС-21, который должен был составить конкуренцию среднемагистральным Boeing и Airbus, «с 2014 года преследуют санкции». По его словам, сначала Америка (и Япония) отказались поставлять композиты для крыла, а в 2022-м целый пул зарубежных поставщиков перестал работать с Объединённой авиастроительной корпорацией (в неё входит Иркутский авиазавод, который производит МС-21). В итоге пришлось замещать 36 систем самолёта.
Зампред правительства подчеркнул, что не знает ни одну страну в мире, которая бы самостоятельно выпускала всю эту номенклатуру. Он поделился вариантами решения проблем, связанных с импортозамещением агрегатов:
– В процессе реализации планов по созданию российских аналогов систем и авионики наших самолётов требуется и адаптация под них самой конструкции. Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140–150 человек, – подчеркнул Мантуров. Также он считает, что «подушкой безопасности» должен стать Ту-214, так как к концу 2026 г. планируется организовать выпуск до 20 этих лайнеров в год.
То есть выходит, что лайнер МС-21 потяжелел и его «усекновение» – мера вынужденная. Или двигатели ПД-14 не тянут, не отвечают заявленным характеристикам? Так в своё время поступили с дальнемагистральным широкофюзеляжным Ил‑96 – двигатели ПС-90 конца прошлого века (сегодня им силёнок добавили) не были способны поднимать 400 пассажиров. И самолёт стал Ил-96-300. Что интересно, лайнер проектировался под куда более мощные самарские двигатели НК-56 или НК-93, с ними он бы легко переигрывал все зарубежные дальнемагистральники. Расчёты дважды Героя Социалистического Труда Генерального конструктора Генриха Новожилова сомнению не подлежат. Но, увы, интриги были и в советском Министерстве авиационной промышленности.
Отважные герои всегда идут в обход…
Вокруг России, как выяснили господа-санкционеры, летать дороговато. И авиакомпании дружественных стран, Китая например, получили отличный бонус. Рейс Пекин – Лондон у китайских перевозчиков дешевле и на 2,5 часа короче, чем у европейских товарищей. А «великие» авиагиганты типа британской British Airways вынуждены вообще прекращать авиарейсы по этому маршруту – конкурентоспособность подводит. Напрямую через воздушное пространство нашей страны – нельзя! Забавно – государства, которые настойчиво внедряли в сознание граждан России, что рынок всё рассудит и урегулирует, оказались заложниками абсолютно нерыночных действий своих политических лидеров. Агентство Bloomberg подсчитало, что «обход» России увеличивает длительность полёта из Европы в Азию или обратно на 15–40%. Счастливого пути? Финская Finnair вообще в сложном положении (мягко говоря) – рейсы из Японии, Юго-Восточной Азии стали дольше на три, а порой на три с половиной часа.