> Военно-политический конфликт с Западом и очередные задачи российской власти - Аргументы Недели

//Общество 13+

Военно-политический конфликт с Западом и очередные задачи российской власти

2 сентября 2024, 14:08 [«Аргументы Недели», Юрий Воронин, доктор экономических наук, профессор, зам. Председателя Совета министров Татарской АССР; Первый зам. Председателя Верховного Совета РСФСР; депутат Государственной Думы (2 созыва)  ]

6 августа 2024 года регулярные части ВСУ вторглись в Курскую область: впервые со времён Великой Отечественной войны на русскую землю зашёл враг.

Западные страны, в первую очередь Германия и США, одобрили атаку ВСУ на Курскую область. В частности, МИД ФРГ заявил, что Украина имеет право на защиту, которое «не ограничивается ее собственной территорией».

На территорию Курской области  зашли подразделения ВСУ численностью свыше 12 тыс. военнослужащих. Под контролем ВСУ находится более 1200 квадратных километров территории. Среди украинских военных наемники из Польши, Франции,  Великобритании.

Начав спецоперацию, в Генштабе и Кремле никто видимо не оценил масштаб последовавших событий, что против России выступит не просто полумиллионные ВСУ, а тысячи военнослужащих НАТО, во всяком случае – огромные аналитические, организационные, логистические, разведывательные и диверсионные, учебно-инструкторские, информационно-психологические и чёрт знает ещё какие передовые отряды коллективного Запада. Зеленскому и его команде удалось консолидировать не только украинское общество против России, но и вовлечь в этот конфликт большинство  стран Запада с его гигантским потенциалом.

В результате  за два с половиной года ни одна из целей спецоперации в Украине, обозначенные В. Путиным, оказались не выполненными. 

Первое. Не решена пока задача демилитаризации Украины.  Но, как свидетельствует реального расклад сил России и  коллективного Запада, она и не могли быть решена в короткий срок.

Демилитаризация предполагала в первую очередь уничтожение военно-промышленной инфраструктуры Украины. Между тем,  качественная составляющая демилитаризации как военно-политической категории изменилась с первого же месяца проведения СВО. Суть ее - масштабное включение военно-промышленного комплекса Запада  в военную кампанию на Украине. Спецоперация объективно перешла в другую форму, что, естественно,  должно было бы отразиться и на целях военной операции,  чего, к сожалению, не было учтено военно-политическим руководством страны.

После событий 2014 года в Киеве начались осмысление сложившейся ситуации и строительство вооруженных сил как организованной военной системы. Россия была объявлена главной угрозой, а НАТО - союзником. Структуры альянса немедленно включились в работу, сотни натовских специалистов прибыли на Украину, предъявили жесткие требования о переходе на стандарты альянса в организационной структуре, вооружениях и технике, боевой и оперативной подготовке войск и штабов, профессионализме офицерского состава.  Уже к концу весны 2022-го НАТО полностью взяло военную ситуацию на Украине под свой контроль, а ВСУ  на полное финансовое обеспечение.

По оценкам западных экспертов, к 2023-2024 году ВСУ должны были выйти на такой уровень, который гарантировал бы Украине устойчивость при любом конфликте с Россией, а с западной поддержкой, и нанесение ей неприемлемого ущерба, что должно было обеспечить вытеснение пророссийских сил из региона Донбасса, что означало бы её крупное геополитическое поражение.

За семь лет украинская армия стала качественно другой. Резко сократилась коррупция, войска перешли на бригадную организационную основу, повысилась роль генерального штаба, начальник штаба обрел статус Главнокомандующего ВСУ, для ведения военных действий на востоке страны в составе Генштаба был образован объединенный оперативный штаб. Основным видом ВСУ стали Сухопутные войска (СВ). Была принята программа реформ ВСУ «Стратегия 2020», предусматривающая увеличение военного финансирования с 1,25% до 5% ВВП, а количество военнослужащих с 2,8 до 7 человек на тысячу населения.  

Прежде всего, с помощью США и стран НАТО Украина получила современную закрытую цифровую связь, были модернизированы органы боевого управления.

Если честно назвать вещи своими именами, Россия была обречена на войну. И если бы не СВО,  она неминуемо началась бы через год – полтора, но уже в куда более в трудных для России условиях. К этой войне Украина готовилась, и это война была ее «исторической миссией», да еще подзуживаемой коллективным Западом.

В России к началу СВО на Украине ситуация оказалась весьма сложной.   С самого начала СВО на Украине ее результаты, к сожалению, оказались  неутешительными и болезненными, вскрыли наиболее узкие места и болевые точки.

Прежде всего, сопоставим  оборонный потенциал России, Украины и коллективного Запада.

Россия вернулась в первую пятерку стран по объему финансирования обороны и безопасности страны.  Увеличилась  численность Вооруженных сил России. Общая численность российских военных формирований, по приблизительной оценке, превышает 3 млн человек. Но….это не единый организм Армии, а разрозненные структуры, что отразилось на качестве СВО. В 2022 году расходы  России на национальную оборону выросли с 3,56 трлн рублей до почти 4,7 трлн рублей или до 48 млрд долларов.

А теперь приведем потенциал военных расходов стран НАТО.  Суммарные оборонные расходы членов альянса в 2021 году (в текущих ценах) выросли на 6,1% до – 1,174 трлн долларов США (в 2020-м – 1,106 трлн). При этом  вклад США в обеспечение обороны стран НАТО по-прежнему остается существенным – 69,1%.

Среди стран НАТО с крупными военными бюджетами наиболее заметное повышение произошло у США – с 785,0 до 811,1 млрд долларов (на 3,3%), Великобритании – с 61,9 до 72,8 млрд (17,4%), Германии – с 58,9 до 64,8 млрд (10%), Франции – с 52,7 до 58,8 млрд (11,4%), Италии – с 26,1 до 29,8 млрд (14,2%), Канады – с 23,6 до 26,5 млрд (12,3%), Испании – с 12,9 до 14,9 млрд (16,4%) и Нидерландов – с 13,1 до 14,4 млрд долларов (9,9%).

Спецоперация  выявила, что доля  новейшей военной техники, используемой Россией в СВО, к сожалению, оказалась весьма малой. Большая ее часть,  относящаяся к разряду якобы современной, на деле лишь модернизированные образцы старых советских вооружений. Возможности же массового производства новейшей военной техники в России, в ходе реализации системы «ельцинизма»,  по большому счету были  утрачены.

Пример. Пятнадцать лет на всех выставках военной техники хвастались дронами. Но почему-то на вооружении в СВО их  катастрофически не хватает, особенно дронов радиотехнической разведки и барражирующих боеприпасов, а если и есть в небольшом количестве, то закупленные в  Иране. Промышленники откровенно говорят, что военное ведомство их просто не заказывало.

Отсюда вывод: обеспечение Украины оружием,  финансовыми ресурсами, ужесточение санкций коллективного Запада  имеют все признаки тотальной долгосрочной войны против России.  Для России – это уже не просто специальная военная  операция (СВО), а качественно другой формат и он объективно требует другого качественного оформления военной, идеологической и экономической составляющих народно-хозяйственного комплекса, к чему мы оказались не готовы. Это стратегический просчет и следствие наследия пороков ущербной системы либерально рыночной концепции.

Не секрет, что затягивание СВО связано прежде всего с тем, что не Украина, а США  и его сателлиты, делают все для её затягивания,  не жалеют для её  продолжения ни финансовых ресурсов, ни военной техники, ни жизни  русских и украинцев, кидая в бой всё новые и новые резервы. Объем военной помощи, которую Соединенные Штаты выделили Украине, уже превысил сотни миллиардов долларов. Не следует забывать, что у официального Вашингтона слишком много рычагов воздействия на российскую элиту, многие из которых сильно заражены ущербным прозападным системно-либеральным мировоззрением,  как подчеркнул  В. Путин,  на «так называемую пятую колонну, на тех, кто зарабатывает деньги здесь, у нас, а живёт там, и «живёт»….. по своему рабскому сознанию». 

Североатлантический альянс также прагматичен. Вооружая ВСУ,   оценивая риски столкновения с Россией,  НАТО пока не втягивается  в открытую войну с ней.

Сформировав Совет национальной безопасности и обороны (СНБО), Зеленский  фактически возглавил аналог сталинского Государственного комитета обороны (ГКО), опять опередил Россию.  Мы же пока продолжаем жить в эпоху мирного времени.

Вторая задача, поставленная президентом РФ В. Путиным для СВО – денацификация – также не решена. Но она, как свидетельствует мировой опыт,  и не могла быть решена спецоперацией. Денацификация - это процесс длительный и   кратковременно её решить было просто невозможно, и это также  было  можно и нужно было предвидеть заранее.

Украинская нацификация – это, во-первых, искусственно созданная, еще с тридцатых годов прошлого столетия сугубо русофобская украинская идентичность и, во-вторых, вбитая в головы за последние 30 лет, а особенно с момента первого «майдана» - 2004 года  и подкрепленное вторым «майданом» 2014 года - идеология нацизма, радикального национализма, национального превосходства украинцев над другими, обросший культом силы, боевыми формированиями для укрепления режима и террора.  

Более того, весьма слабое развитие  спецоперации со стороны России  консолидировало украинскую идентичность. Вспомните, как с красными флагами встречали жители Донбасса российских солдат и посмотрите в СМИ, как они реагируют на спецоперацию сегодня.

Политическое руководство страны, формулируя задачу  денацификации Украины, видимо запамятовало, что Россия сама не имеет общенациональной идеологии, фактически загнав себя в ситуацию национального  тупика.   Ведь хорошо известно, что общество не может жить и развиваться без идеологии.

Вынужден напомнить последний завет Сталина, высказанный им в 1953 году накануне своей смерти: «Без идеологии – нам смерть!». Это смысл существования государства. И теорию идеологии нужно развивать и углублять. Слова гиганта!   Это только российские недоумки-юристы заложили в Конституции РФ 1993 года статью 13 (п.2) отрицающую государственную идеологию.

В реальности же государственная идеология в России есть  – это либеральная идеология олигархического капитализма. Она тридцать лет откровенно навязывалась обществу через государственные СМИ, через систему образования и культуру. Это  крайне негативно проявилось  в форме Величайшей российской депрессии[1], падения отечественной экономики в хронический кризис, особенно в последние 15 лет,  Россия за этот период по многим показателям так и не вышла на уровень 1990 года, провалив программу удвоение ВВП, «майские» блоки экономических указов (2012 и 2018г.г.), обязавших  по 5% ежегодного роста ВВП, увеличение реальных доходов населения ежегодно на 4-5%, создание 25 миллионов квалифицированных рабочих мест,  скатывание страны во второй десяток стран мира, а по качеству жизни – на 70 место. А  в процессе СВО эта ущербная идеология просто рухнула.

Воевать, с одной стороны,  с США и коллективным Западом, а с другой - продолжать ориентироваться   на его идеологические ценности, на либеральную капиталистическую «буржуинскую» идею, которая, как справедливо обобщил В. Путин, «себя изжила», - это просто  абсурд, особенно для молодежи, населения, живущего за чертой бедности, научной и творческой интеллигенции.

За 30 лет российского возрождения капитализма на основе либерально-рыночной модели, когда главным критерием развития стало «делать деньги»,  достижение сверхприбыли любой ценой, огромной дифференциация в доходах, в сознании большинства россиян произошла потеря идеологического стержня и внутреннего патриотизма.

Поэтому прежде чем нацеливаться на  денацификацию в Украине  нужно ликвидировать ущербную либеральную идеологию олигархического  капитализма в своей стране, сформировать научно выверенную идеологию у себя. Только после этого оружие новой идеологии России может быть направлено против идеологии нацизма в Украине.  

На сегодняшний день наиболее прогрессивная идеология, которая уже несколько десятилетий обеспечивает самые высокие темпы экономического роста в мире – это идеология социализма. Хочется кому-то признавать или нет, но в России в последние годы формируется внятный запрос на построение социализма исходя из позитивного мирового опыта. Это прежде всего  опыта Советского Союза, Китая, Кубы, Индии, Вьетнама, Швеции.

Социализм с китайской спецификой, в Индии и Вьетнаме, на Кубе  обобщил преимущества капитализма и социализма, свободного рынка и государственного регулирования на планово-рыночной основе.

Россия должна прекратить «болтаться» между идеологией Запада и Юго-Восточной Азией, а точнее – идеологией социалистического Китая и либеральной идеологией олигархического капитализма - и готова идти до конца в строительстве не только многополярного мира, но и справедливого общества на социалистической основе. Китай должен видеть в России не сырьевую базу и даже не просто стратегического партнера, а надежного идеологического союзника.

Рынок, частная собственность, денежные стимулы, материальное благополучие — все это должно быть только одной из двух составляющих России будущего, причем той стороной, которую временно, быть может, десятилетиями, надо будет использовать, но которая стратегически должна отмирать. А вот вторая, важнейшая сторона – социалистическая – должна доминировать!

Вывод: если России объявили тотальную войну, то и отвечать на нее нужно не просто спецоперацией, а полномасштабными военно-экономическими и идеологическими действиями. Отвечать же сегодня на тотальную масштабную войну спецоперацией  - это значит отвергать объективную реальность.

12 августа 2024 года президент В. Путин на совещании в Ново-Огарево потребовал от глав приграничных областей - Брянской, Белгородской и Курской областей  решать все возникающие вопросы, чутко реагировать на запросы населения и не терять бдительности.

Введение губернаторами на подведомственных территориях в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.05.2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» «чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации» (п.2 статьи 1), где идут бои, это фактически ничто. Режимы ЧП и КТО, введенный в приграничных областях, не соответствуют реальной военной обстановке, эффективному ее разрешению.

Формат СВО уже не соответствует тем задачам, как военных, так и идеологических, которые  поставило политическое руководство страны, и эффективно решать их. Требуется другой формат, а именно – полномасштабное исполнение Федерального конституционного закона «О военном положении» (N 1-ФКЗ от 30.01.2002)  и другая экономическая модель, которые обеспечат работу не только военно-промышленного комплекса, но и народно-хозяйственного комплекса в целом.

«Под военным положением, - согласно статьи 1 Федерального закона, - понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии».

Новая форма военно-экономических и идеологических действий, в отличие от спецоперации, должна быть оформлена и политически и законодательно, чего пока, к сожалению, не сделано. Россия опять теряет время, которое работает против нас.

Вторжение ВСУ на территорию Курской области является 100%  (сто процентным) основанием для объявления Киеву войны. В данных условиях Президент РФ-Верховный главнокомандующий обязан взять на себя всю полноту военной, политической и экономической власти, сформировав и возглавив Государственный комитет обороны (ГКО), ввести прямое управление народнохозяйственным комплексом, возглавив  Правительство, и усилив персональную ответственность руководителей всех  уровней. Это позволит провести полномасштабную мобилизацию и довести численность военнослужащих СВО как минимум до 2,5 млн человек.

Россия делает попытку увеличить воинский состав. На совещании с Главковерхом В.Путиным бывший в то время глава Минобороны РФ С.Шойгу, в частности, докладывал, что «для гарантированного решения задач по обеспечению военной безопасности Российской Федерации необходимо довести численность вооруженных сил до 1,5 млн военнослужащих, в том числе военнослужащих по контракту - до 695 тыс. человек». Но, это, как уточнил министр - перспектива – до 2026 года. Но гибридная, тотальная то война идет  сегодня!

Парадокс. «Кадровый голод» военнослужащих  для армии мы пытаемся решить на капиталистической основе……за деньги.  Но, как известно, за деньги победу не покупают и Родину за деньги не защищают. Отсутствие идеологии деньгами не залить. Это принцип наемников, а не патриотов. 

31 июля 2024 года Президент В. Путин подписал указ о повышении федеральной выплаты контрактникам со 195 тыс. рублей от 400 тысяч, кто с 1 августа и до конца 2024 года заключит контракт для службы в зоне СВО. Помимо федеральной выплаты, регионам рекомендовано выплачивать еще не менее 400 тыс. руб.

И все равно процесс пополнения контрактников, учитывая ситуацию на СВО,  идет медленно, достаточно сдержанно. Резкое повышение платы за подписание контракта сначала в регионах, а теперь уже и на федеральном уровне явно свидетельствует  о том, что служба в зоне СВО для российских мужчин теряет былую привлекательность. Это, естественно, отражается на боевых полях.

Россия как ядерная держава не может позволить себе вести  боевые действия вот уже более 2,5 лет. Нельзя разрешать неоднократно переходить «красные линии»  и фактически приучать Запад, что их можно переступать дальше и дальше, провоцируя агрессора на безнаказанность. Пример – ввод СВУ в Курскую область, бомбардировки территории России. 

Главной задачей, которая стоит перед Минобороны, В. Путин назвал выдавливание ВСУ с российской территории, а затем прикрытие госграницы совместно с пограничными службами. Действия в рамках введенного режима контртеррористической операции (КТО) проводят ФСБ и Росгвардия, а «гражданские ведомства обязаны обеспечить снабжение силовых структур всем необходимым», добавил президент.

Думается,  мы опять упрощаем задачу. Должны быть выполнены не только целевые задачи СВО, но и объявленные США и коллективным Западом тотальная политико-экономическая и идеологическая война.

Приходится вновь и вновь обосновывать, что сохранение и приумножения суверенитета России, вывод экономики страны на траекторию экономического роста с учетом санкционного давления  коллективного Запада требует смены социально-экономического курса,  исходным моментом которого является принципиальный отказ от монетаристской либеральной модели «роста», отказ от пагубного для  страны «Вашингтонского консенсуса»   и  тех механизмов, которые были запущены в 1990-е годы, которые крайне негативно отразились на тотальной военно-экономической ситуации. Этот шаг  требует  политической воли гаранта Конституции РФ – Президента РФ.

Российская политическая власть должна, наконец,  уловить, что военная организация России требует глубокого переосмысления и немедленной реорганизации. Необходимо подвести под военное строительство достойную экономическую базу, обеспечить нормальную социальную компенсацию за труд, который выполняют военные.

Исходя из мирового опыта СССР,  Японии, Швеции, Франции, Китая, Южной Кореи,  наиболее приемлемой для Российской Федерации могла бы быть модель социально-экономического развития, опирающееся на государственный планово-рыночный механизм,  формирующего социально справедливое общество социалистического типа.  Планово-рыночный (!) на государственной основе.


 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте