Аргументы Недели. Благовещенск → Общество 13+

Дебоширы мира сего

, 17:50

Дебоширы мира сего

Участковый из Благовещенска Амурской области Денис (имена героев публикации изменены. Прим. ред.) лишился любимой работы и получил судимость из-за заявления административного нарушителя, который не только задним числом обвинил полицейского в получении увечья, но и вкупе со своим представителем не отрицает, что требовал от уполномоченного миллион рублей за молчание о несуществующем преступлении. Денис пытается доказать свою невиновность, направляя массу заявлений о нарушениях следствия и незаконности приговора в прокуратуру, Следственный Комитет, ФСБ и Совет судей Амурской области, однако «молчание» правоохранительных структур наводит на мысль о том, что криминальные элементы пользуются покровительством «законников».

Так как правоохранительная система является главной опорой государства, сотрудников органов правопорядка можно считать самой защищённой категорией населения. И если, например, отдельно взятый полицейский внезапно оказывается осужден по притянутому за уши заявлению самоназванного потерпевшего, то ситуацию следует рассматривать или в русле антикоррупционного законодательства, или с точки зрения проблемы сращивания государственных органов с криминалом. В такую ситуацию попал участковый Денис из Благовещенска Амурской области, который, безукоризненно выполнив свою работу, стал жертвой пьяного дебошира, который, вероятно, по совету своего «друга» сначала выуживал деньги у полицейского, а после отказа добился его уголовного преследования и осуждения. Важно отметить, что у героя нашей публикации два высших образования, одно из них - ведомственный вуз МВД и работу в полиции он считает своим призванием.

Прежде чем рассказать, как такое возможно, коротко обрисуем ситуацию, из которой выросли столь неприятные ноги.

Женщина в беде

В декабре 2020 года участковому уполномоченному полиции Денису поступил вызов от местной жительницы, которая сообщила, что ее бывший сожитель, некий Александр, пришел к ней в гости пьяным, угрожает убийством, выламывает дверь, караулит ее у выхода из квартиры, а также отправляет грозные сообщения в мессенджер, где обещает убить ее и ее семью. Поднимаясь на этаж, участковый увидел обидчика, сидящего на лестнице в состоянии сильного алкогольного опьянения, с кровью и побоями на лице. Хозяйка квартиры впустила полицейского и подтвердила свои заявления, добавив, что дебошир раньше уже избивал ее и угрожал убийством. Когда участковый открыл дверь возобновившему буйство мужчине, тот бросился на полицейского со словами "Ты кто?!", потом схватил его за рукав куртки и дернул. Денис воспринял это как угрозу и применил газовый баллончик, после чего сталкер выскочил на лестничную клетку, истошно бранясь и крича. Отметим, что каждое свое действие уполномоченный выполнял строго по инструкции, каждый раз предупреждая буйного гражданина о недопустимости нарушения общественного порядка. Так как правонарушитель отказывался выходить на улицу, Денис вызвал наряд ППС. При виде прибывшего подкрепления дебошир успокоился, его доставили в отдел полиции, где он рассказал, что его избили неизвестные на улице, что он почти ничего не помнит, от медицинской помощи отказался. На него был составлен административный протокол, и после профилактической беседы буяна отпустили домой.

Через день в суде мужчина полностью признал свою вину, принес свои извинения, никаких претензий не выразил, со штрафом в 1000 рублей согласился. Как отмечает Денис, постановление суда обжаловано не было, а его действия во время отработки вызова были признаны законными и обоснованными.

И здесь бы остановиться, ведь ситуация была фактически разрешена и юридически оформлена, гештальт, так сказать, закрылся, но не тут-то было.

Гештальт открылся откуда не ждали

Как пишет в своих заявлениях Денис, через месяц после инцидента ему позвонил некий Кирилл, назвавший себя представителем интересов Александра, якобы физически пострадавшего от действий участкового, поэтому им следует встретиться и обсудить детали. При обсуждении «деталей» в рабочем кабинете уполномоченного юрист заявил, что миллион рублей (а можно и поторговаться) спасет ситуацию, и тогда Дениса не уволят из органов и не посадят в тюрьму. Не правда ли, занятная вещица? Редкая птица может позволить себе диктовать условия на чужой территории, а тем более в кабинете участкового. Полицейский, естественно, отмахнулся от предложения - он никого не бил, в отделе все было официально зафиксировано, в суде А. был вне претензий. «Махровое вымогательство», - подумал Денис и выпроводил гостя, который хитро обронил напоследок: «Жаль!». Об этой ситуации полицейский сообщил начальнику ОУУП и ПДН МО МВД России «Благовещенский» и своему коллеге.

Обычно подобные истории либо не имеют продолжения, либо усаживают на скамью подсудимых инициаторов «решения вопроса». Тут же вышло иначе. Вчерашний дебошир, который ломал двери и обещал всех убить, вместе со своим защитником написали заявление в Следственный Комитет, обвиняя участкового в нанесении телесных повреждений, которые повлекли утрату функциональности одного из глаз «потерпевшего», а именно гниение важного органа. На основании этого заявления было возбуждено уголовное дело против участкового о превышении должностных полномочий с применением оружия или специальных средств.

Изначально следователь избрал меру пресечения в виде подписке о невыезде, но на следующий день передумал и, по мнению Дениса, с подачи начальства вышел в суд с заменой меры пресечения на домашний арест и отстранения от должности.

Тонкости и колкости следствия

- Браслет на ногу мне не надевали две недели, видимо давая возможность подумать, испугаться и занести деньги вымогателям, - рассказывает бывший участковый. - Перед дактилоскопированием в рамках уголовного дела я поговорил со следователем тет-а-тет, записав это на диктофон. Он мне рассказал интересные подробности. Оказывается, раз мне назначили ограничение свободы, то они ОБЯЗАНЫ предъявить мне обвинение, но «это не значит, что мы прям уверены, что это вы, просто обязаны». Вопрос только кому обязан независимый по закону следователь следственного комитета? Стал ли кто-нибудь работать по моему заявлению о вымогательстве, поданному ранее? Нет. Никто даже разбираться не стал. Раз есть дело и мера пресечения - надо его передавать в суд, так мне следователи и говорили.

В рамках уголовного дела были проведены две экспертизы, которые показали, что глаз был поражен болезнью, а не физическим воздействием. И вы думаете сотрудники СК обратили на это внимание? Нисколько. Как следователи и обещали, через восемь месяцев дело было передано в суд. По мнению Дениса, судья изменил меру пресечения на подписку о невыезде, понимая абсурдность обвинения. Судебное разбирательство продолжалось полгода, при этом ни Александр, ни его юрист так не появились на заседаниях. Суд пытался найти потерпевшего, но безуспешно. По неподтвержденным данным, он отбывает наказание в колонии за мошенничество. Причем, это для него не впервые.

Перед судебными прениями прокурор запросил 8 лет реального срока, основываясь на слухах и предположениях.

- Несмотря на то, что мне грозило 10 лет лишения свободы, суд вынес условный приговор, - говорит бывший участковый. - Но я считаю, что и это несправедливо! Меня обвинили в тяжком преступлении, основываясь на фальшивых доказательствах: пустых словах, слухах и домыслах. «Свидетели» против меня - это люди, которых никогда не было на месте происшествия. Они якобы вспомнили, что я им что-то рассказывал, хотя я этого не делал. Все произошло слишком быстро, у меня не было времени на разговоры. Но на этих сомнительных показаниях построили обвинение! А видеофиксации у полицейских, которые должны были записывать все, в тот день не было! Поэтому показания, как я считаю, «лжесвидетелей» нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

По мнению Дениса, судья не огласил приговор в полном объеме, грубо нарушив УПК. В материалах дела не было также аудиозаписи оглашения приговора. Кроме того, секретаря суда необходимо проверить на фальсификацию протокола судебного заседания, так как он указал, что аудиозапись велась, хотя на самом деле записи не было. Это является преступлением, предусмотренным статьей 292 УК (Служебный подлог).

Кто покрывает вымогателей?

После вынесения приговора, Денис самостоятельно опросил граждан, проживающих по адресу, где произошел инцидент. Люди рассказали, что в тот вечер до прихода участкового Александр уже был избит. Это опровергало версию обвинения. В связи с этим экс-полицейский написал заявление в прокуратуру, но получил отписку, в которой говорилось об отказе проводить проверку. Также были поданы заявления о вымогательстве, фальсификации и отказе в возбуждении уголовного дела в местную прокуратуру, СК, Совет судей. Однако, все заявления были отклонены. Не добился Денис и справедливости в судах… Апелляция, кассация и вторая кассация в Верховный Суд отклонили жалобы заявителя.

Ни одна из правоохранительных структур Благовещенска не пожелала ответить на открытые вопросы…

Как могли осудить защитника правопорядка, если он действовал в рамках своих полномочий, применял силу только для пресечения угрозы и успокоения агрессивного нарушителя, который находился в состоянии алкогольного опьянения и не поддавался словесным убеждениям? Почему не учитывалось то, что применение газового баллончика Денисом было судебным решением признано правомерным, а поведение дебошира - противоправным? Как можно было вменить ему использование резиновой палки, если не было представлено никаких доказательств этого факта? Почему следствие не дало оценку мотивам изменения показаний Александра и его сожительницы, которая изначально заявляла об угрозе убийством и поэтому вызвала участкового?

Почему следствие и прокуратура поверили на слово ранее неоднократно судимому за мошенничество и вымогательство, а полицейскому с выслугой более 10 лет - нет?

- Я еще до всего этого написал заявление о вымогательстве, но, конечно же, его замяли, - негодует экс-полицейский. - Вымогатели, которые требовали деньги за несуществующие травмы, даже не стали отрицать, что хотели денег! В их объяснении все как на духу написано! А экспертиза уже доказала, что никаких травм не было! Видно, у них там договорняк был, поэтому они и не боятся признаваться! Вот я и пытаюсь донести все это до Генерального прокурора и Председателя СК, чтобы разобрались в этой нелепой ситуации! Однако правоохранительная система делает вид, что все по закону и не желает восстанавливать справедливость!

Ситуацию усугубляет то, что в полиции большая нехватка сотрудников. Из-за этого полицейские не всегда могут приехать на вызов - просто некому. Бывают даже случаи, когда людей убивают, а полиция не приезжает.

И вот ситуация: женщина боялась своего сожителя, так как он обещал ее убить, поэтому вызвала полицию. Участковый Денис прибыл на место и выполнил свою работу… Позднее «абьюзер» запугал гражданку так, что она стала прямо на ходу менять показания. Ситуация выглядит странно, потому что свидетелей (сотрудников ППС) на месте происшествия не было, хотя их показания легли в доказательную базу обвинения – дескать Денис им сам рассказывал о своем противоправном поведении, а позднее и женщина, которая вызвала полицию, поменяла свои показания. Непонятно, почему никто не заинтересовался ее первоначальным заявлением об угрозе убийством, и почему дело не возбудили по факту ложного вызова?

Каждый день множество людей звонят в полицию, а к ним либо не приезжают, либо приезжает кто попало, либо просто пишут отписку, что дверь никто не открыл. Люди ждут помощи, а ее не получают.

- Я считаю, что полиция должна помогать людям, - говорит Денис. - Я закончил юридический институт и пошел работать участковым, потому что чувствую потребность защищать людей. Но сейчас ситуация такая, что полиция не может помочь. Те, кто пытаются защитить граждан, выполняя свою работу, боятся лишний раз применить силу или спецсредства, не говоря уже о табельном оружии, так как знают, что в случае жалобы на сотрудника, поверят нарушителю, а сотрудник будет долго отписываться или будет уволен по статье в лучшем случае. Всем известны случаи, когда полиция просто приезжает и стоит в стороне, а граждане ждут помощи. Сегодня любой дебошир имеет больше прав чем рядовой полицейский, поэтому на улицах небезопасно.

История Дениса - это не просто трагедия, это яркий пример того, как система, заточенная на правосудие, но, вероятно, находящаяся под властью криминала, превращается в машину, ломающую судьбы честных людей. Даже безупречная служба и преданность профессии не уберегла от нее человека, который изо дня в день – будь то день или ночь - приходил на помощь своим согражданам.

Данный материал является официальным запросом в Генеральную прокуратуру РФ и Следственный комитет России для проведения тщательной и всесторонней проверки изложенной информации и принятия необходимого, а главное справедливого процессуального решения по делу 1-290/2022 (Приговор от 01.06.2022).

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram