Самые востребованные и во всём мире, и у нас в стране специалисты — представители медицинских профессий. О том, как сегодня готовят врачей, отвечающих самым сложным вызовам сегодняшнего дня, какие научные исследования ведутся в альма-матер, рассказал в интервью ректор Кубанского государственного медицинского университета доктор медицинских наук Сергей НиколаевичАЛЕКСЕЕНКО.
— Сергей Николаевич, Кубанский государственный медицинский университет под вашим руководством вошел в десятку крупнейших профильных вузов России и является одним из лучших вузов юга страны. Какие направления в образовательной и научной деятельности университета вы считаете приоритетными?
— В современных реалиях возрастает запрос на подготовку врача новой формации, способного развивать исследовательские, управленческие и предпринимательские компетенции, а также иметь критическое мышление, уметь работать с информационными системами, проводить анализ ситуации и быть способным к принятию решения. По возможности в вариативной части реализуемых программ стараемся учесть все современные потребности отрасли.
В этом году университетом запущено два междисциплинарных проекта — «Большие данные» и «Инновационная образовательная среда» — с разными направлениями: цифровая морфология, виртуальная физиология и другими. Создан центр компетенций для выявления и формирования у обучающихся надпрофессиональных компетенций — «гибких навыков».
Подготовить врача под новые вызовы отрасли возможно при формировании у обучающегося индивидуальной образовательной траектории с развитием надпрофессиональных компетенций —«гибких навыков» (softskills). Это возможно с использованием инновационного обучения и методов модульного обучения: электронного интерактивного обучения (геймификация), симуляционного, дистанционного обучения (онлайн-курсы), а также проектной деятельности в рамках развития философии и инструментов бережливых технологий в медицине. Все эти методы уже внедрены университетом в образовательный процесс.
Наши ключевые научные задачи — приоритезация исследований в интересах практического здравоохранения, научные фронтиры и технологические тренды.
Это прежде всего разработка новых методов и способов прогнозирования, профилактики, диагностики и лечения, создание новых медицинских изделий и новых материалов для использования в медицине.
В частности, на практике можно использовать новую систему лечения ран путем одномоментного применения методов вакуумной терапии и дозированного растяжения мягких тканей, что в современных условиях крайне актуально для оказания медицинской помощи участникам СВО. Востребованны и новые медицинские изделия для выполнения разного вида имплантаций, новые инструменты для робот-ассистированных и лапароскопических операций, молекулярно-генетические технологии для персонализированного подхода к диагностике и лечению рака легкого и многие другие разработки.
Если говорить о научных фронтирах, это разрабатываемые в нашем Центре регенеративной медицины тканеинженерные конструкции («искусственная кожа», биосинтетический аналог периферического нерва и другие), которые можно использовать для лечения различных повреждений.
Нельзя не упомянуть и об исследованиях наших ученых, сопряженных с внедрением разработок в практику.
— Кубанский государственный медицинский университет ежегодно выпускает порядка 1700 специалистов. Какое количество из этого числа получает образование по целевому обучению? Не секрет, что в крае есть дефицит медицинских кадров. Насколько вузу удается его восполнять?
— На данный момент по программамспециалитета по целевой формеобучается около двух тысяччеловек. Из них ежегодно выпускается около двухсот пятидесяти человек.
По программам ординатуры обучается более четырехсот целевиков, из них ежегодный выпуск составляет более двухсот человек. После окончания целевой ординатуры до восьмидесяти процентов молодых врачей трудоустраивается в государственные учреждения здравоохранения. Несомненно, это способствует восполнению дефицита медицинских кадров.
С апреля 2024 года появилась возможность трудоустраиваться врачом-стажером после первого года ординатуры. Уже более пятисот ординаторов изъявили желание стать стажерами.
Медицинские организации предоставляют также вакансии студентам вуза в период их обучения по специальностям младшего и среднего медперсонала —санитара, медицинской сестры (брата) —с официальным трудоустройством. Количество работающих студентов также близится к восьмидесяти процентам.
Университет совместно с медицинскими организациями в лице главных врачей участвует в программах профориентации будущих врачей, проводя ярмарки вакансий.
— Какими научными разработками в настоящее время занимается Международный научно-исследовательский клинико-образовательный центр регенеративной медицины, созданный на базе КубГМУ?
—Наши исследователи в научном центре университета сосредоточены на передовых проектах, которые откроют новые горизонты в области регенеративной медицины.
На данный момент достигнуты впечатляющие успехи в создании «искусственной кожи» — уникального материала, предназначенного для лечения обширных травм кожи или ожогов.
Идет работа над разработкой метода устранения дефектов нервов с помощью биосинтетических материалов, заселенных клетками нервной ткани. В настоящее время в России нет зарегистрированных отечественных имплантатов для устранения дефектов нервов большой протяженности, что делает нашу разработку уникальной в этой области.
— Кубанский государственный медицинский университет один из первых в России начал применять бережливые технологии в своей работе. Какие результаты достигнуты в этом направлении?
— Да, действительно, университет является одним из пионеров в России во внедрении бережливых технологий. В вузе сформирована инновационная корпоративная культура, которая способствует постоянному внедрению улучшений.Уровень бережливого управления университета позволил вузу возглавить Ассоциацию бережливых вузов страны и пройти партнерскую проверку качества образца по методике Росатома и получить федеральный статус. С 2021 года университет участвует в программе «Приоритет-2030», и развитие бережливых технологий находит отражение в стратегическом проекте вуза «ЛинЗдрав». Одно из направлений данного проекта — формирование у специалистов практического здравоохранения навыков бережливого управления. В университете уже подготовлено более тысячи специалистов в области бережливого управления, в 2024году университет проведет обучение еще двухсот сотрудников социальной сферы.
Кроме того, в результате совместной проектной деятельности с участием студентов университета и Регионального центра компетенций Краснодарского края в 2023 году создано десять эталонных медицинских организаций в регионе, что повысило эффективность оказания медицинской помощи, сократило время оформления госпитализации пациента на тридцать процентов, время ожидания пациентом КТ-исследования — на пятьдесят процентов, время оказания экстренной и неотложной помощи в приемном отделении — на двадцать пять процентов. Данная практика тиражируется в других регионах в рамках деятельности Ассоциации бережливых вузов России. В этом году продолжается работа по формированию сквозных клиентских путей по лекарственному обеспечению онкопациентов и пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями в десяти медицинских организациях края. Результатом этой работы станет повышение качества лекарственного обеспечения пациентов и грамотное применение ресурсов, что позволит сэкономить бюджетные деньги, которые в дальнейшем будут использованы для улучшения здравоохранения в регионе.
— КубГМУ первым на Кубани запускает работу Института среднего профессионального образования. Расскажите, велик ли спрос со стороны абитуриентов и потенциальных работодателей?
— В Краснодарском крае имеется дефицит медицинских и фармацевтических работников как среднего звена, так и высшего — врачей. По состоянию на июнь 2024 года на Кубани медучреждениям не хватало около двух тысяч врачей и 3,4 тысячи медработников, что составляет 9,3 процента от необходимого количества кадров в данной сфере. Именно в связи с потребностью потенциальных работодателей в медицинских специалистах среднего звена университет открывает данные направления и специальности подготовки.
В Институте среднего профессионального образования открыто пять специальностей: «лечебное дело» (фельдшер), «сестринское дело» (медицинская сестра), «лабораторная диагностика» (медицинский лабораторный техник), «стоматология профилактическая» (гигиенист стоматологический).
Со стороны абитуриентов также наблюдается активный интерес к данным программам. Как раз сейчас проходит приемная кампания, и уже даже на настоящий момент можно сказать, что конкурс на специальности среднего профессионального образования весьма высок и набор обучающихся будет произведен.
— Недавно сотрудник вуза буквально спас водителя, которому стало плохо на территории университета. Скажите, все ли ваши преподаватели настолько хорошо владеют практическими навыками, как и теорией, которую преподают?
— На счастье того мужчины, о котором вы упомянули, столь виртуозно первая помощь была оказана профессиональным практикующим анестезиологом-реаниматологом, который в этот момент вел практическое занятие по месту несчастного случая.
Однако вы правы, преподаватели регулярно проходят циклы по оказанию первой помощи с отработкой навыков на симуляторах и готовы также побороться за жизнь и здоровье любого человека, нуждающегося в помощи до приезда квалифицированной бригады врачей.
— В университете разработали модель определения наилучшего способа лечения рака. Каковы перспективы применения этих методов в ближайшее время?
— Надо отметить, что на сегодняшний момент выбор в пользу первичной консервативной или хирургической тактики при определенных онкологических заболеваниях зачастую основан на размере опухоли и стремлении к уменьшению объема операции. Однако существуют типы опухолей в рамках одной локализации, где проведение первичной консервативной терапии не приводит к существенному уменьшению опухоли, обладает выраженным токсичным действием, приводит к ухудшению показателей выживаемости и не способствует уменьшению объема операции. Модель прогнозирования эффективности первичной терапии солидных опухолей была разработана на основании молекулярно-генетических и клинических данных больных плоскоклеточным раком головы и шеи, а также больных раком молочной железы с учетом корреляции определенных параметров с исходами лечения. Разработана программа, где при вводе значений определенных маркеров выдается предпочтительная первичная тактика лечения. Применение этого теста не противоречит клиническим рекомендациям, но при этом помогает принять верное клиническое решение на этапе планирования последовательности методов лечения, приводя к увеличению его эффективности.
— В апреле аспирантку КубГМУ наградили нанаучной конференции в рамках одного из международных форумов. Как в последнее время в нынешней политической ситуации протекает международное сотрудничество, обмен опытом со специалистами из других стран?
— В настоящее время на базе КубГМУ организованы клинические исследования лекарственных препаратов иностранных фармацевтических компаний. Клинические и фундаментальные кафедры регулярно принимают участие в тематических международных конгрессах с постерными и устными докладами, а также докладывают о своих разработках в виде тезисов в материалах конференций. Ученые КубГМУ также представляют результаты своих работ на межтематических конференциях под эгидой медицинских университетов стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Для университета немаловажное значение имеет научное взаимодействие в виде участия в совместных конференциях с представителями Сирии, Ирана и Индии. Еще одним направлением международного взаимодействия является перспектива проведения совместных научных исследований с китайскими коллегами в рамках Российско-китайской ассоциации медицинских университетов.
— С какими российскими вузами складывается наиболее продуктивное сотрудничество? Какие из самых значимых проектов были реализованы таким образом?
— Наиболее продуктивное сотрудничество складывается с Сибирским государственным медицинским университетом (Томск), Приволжским исследовательским медицинским университетом (Нижний Новгород).
Значимые проекты — создание консорциума между университетами на президентской платформе «Россия — страна возможностей» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, создание в университете Центра компетенции для развития надпрофессиональных компетенций «мягких навыков» у обучающихся.
Ключевая задача центра — системная работа по оценке и развитию надпрофессиональных (в том числе, управленческих и деловых) компетенций студентов. Для этого в центре внедрены специальные диагностические и оценочные инструменты, образовательные программы и модули развития компетенций.
Участие в консорциуме медицинских вузов на образовательной платформе «Будущий врач» для школьников, студентов и врачей.