> От клика до кассы: как онлайн-платформы притягивают бизнес - Аргументы Недели

//Общество 13+

От клика до кассы: как онлайн-платформы притягивают бизнес

23 июля 2024, 15:30 [ «Аргументы Недели» ]

Предприниматели считают маркетплейсы основным инструментом для начала и масштабирования бизнеса, но сталкиваются с вызовами госрегулирования и внутренней политики платформ.

Маркетплейсы помогли сформировать в России новый класс МСП-предпринимателей, которые не представляют развитие своего дела без онлайн-платформ, следует из совместного исследования Школы коммуникаций НИУ ВШЭ и социологической компании Russian Field.

Исследование проводилось в июне 2024 года и включало 20 углубленных интервью, а также количественный опрос более 1000 предпринимателей, деятельность которых связана с маркетплейсами. Около 80% опрошенных – продавцы, остальные 20% – владельцы или арендаторы пунктов выдачи заказов (ПВЗ), имеющие от 1 до 5 лет опыта работы в бизнесе. Почти половина респондентов (41%) не имели опыта ведения бизнеса офлайн.

Предприниматели предпочитают выходить на маркетплейсы из-за низкого финансового и организационного порога для старта бизнеса, возможности быстро обрести клиентов и стабильные каналы сбыта, а также из-за перспективы расширения географии продаж. Также маркетплейсы помогают предпринимателям справляться с большинством операционных и рекламных задач, сохраняя при этом самостоятельность и контроль над прибылью у продавца. Подавляющее большинство респондентов оценили удобство и эффективность маркетплейсов выше офлайн-площадок. В частности, 94% считают маркетплейсы наиболее удобным способом начала бизнеса, тогда как лишь 2% предпочитают офлайн-методы.

Маркетплейсы становятся первым бизнесом для многих предпринимателей. Около 70% респондентов начали своё дело с нуля именно на маркетплейсе, особенно это касается самозанятых и тех, кто ведет бизнес менее двух лет. Примерно две трети опрошенных продавцов (54%) и свыше 90% владельцев или арендаторов пунктов выдачи заказов (ПВЗ) не рассматривают возможность ухода с маркетплейсов.

Примечательно, что среди продавцов, вышедших на маркетплейсы в период их становления в 2020-2021 годах, наблюдается переход от простой перепродажи товаров к более сложным бизнес-моделям, включая собственное производство.

Цитата респондента: «На маркетплейсах простота входа, возможность начать с небольшой партии, посмотреть, как что работает, стали решающими факторами».

Несмотря на все преимущества, работа на маркетплейсах сопряжена с определёнными рисками. Более двух третей опрошенных (69%) выразили беспокойство по поводу возможного ужесточения законодательства, регулирующего деятельность этих платформ. Особенно остро эту проблему ощущают предприниматели, работающие в формате «ООО», а также арендаторы и владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Основные трудности, с которыми сталкиваются продавцы на маркетплейсах, связаны с государственной системой маркировки, сертификацией и прослеживаемостью товаров. Внутренние правила работы площадок также вызываюет недовольство, но в меньшей степени. При этом штрафы, участие в скидочных акциях и размещение рекламы часто становятся камнем преткновения.

Сочетание государственных требований и оферты маркетплейсов создаёт для предпринимателей дополнительные сложности, из-за чего общая нагрузка на бизнес становится тяжелее, чем в офлайн-сегменте. Это усиливает запрос предпринимателей на поддержку со стороны государства и справедливую реализацию регулятивных практик, особенно в области маркировки и отслеживания товаров.

Однако, если бы маркетплейсы закрылись, 70% опрошенных продолжили вести бизнес. Наиболее активные предприниматели в случае исчезновения маркетплейсов заявляют, что готовы перейти на альтернативные методы ведения бизнеса в онлайне: аккаунты в социальных сетях, телеграм-каналы или собственные сайты. Более трети готовы уйти в офлайн, и лишь 18% рассчитывают попасть на полки ритейловых сетей.

Основные сложности при уходе с маркетплейсов, по мнению опрошенных, – расширение клиентской базы (48%), логистика (32%), поиск новых площадок (27%) и реклама (26%).

Цитата респондента: «Оффлайн-точка – огромное вложение на аренду, на ремонт, на стенды, оформление, кассу. Нужно будет все это регистрировать, всякие пожарные инспекции, команда, охрана, юридические сложности».

Евгений Кожемякин, профессор Школы коммуникаций НИУ ВШЭ, подчеркивает: «Результаты исследования показывают высокую вовлечённость МСП-продавцов в бизнес-процессы на маркетплейсах и их обеспокоенность перспективами этих платформ. Маркетплейсы стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в России, способствуют выводу на рынок местных товаров и поддерживают предпринимательские компетенции. Очевидна положительная мотивация продавцов: они демонстрируют желание продолжать вести бизнес на маркетплейсах, масштабировать прибыль и расширять ассортимент несмотря на возможные барьеры».

Справка по исследованию

Исследование проведено в июне 2024 года (опрос 1000+ респондентов и углубленные интервью 20 респондентов из числа представителей малого и среднего бизнеса, ведущих свое дело преимущественно через маркетплейсы – продавцов, владельцев или арендаторов ПВЗ и пр.). Максимальный размер ошибки с вероятностью 95% +/- 3,1 (для количественного исследования). Основу репрезентативной выборки составили женщины-предпринимательницы (69% респондентов) в возрасте 30-44 лет (58%), ведущие бизнес в качестве самозанятых (62%) и ИП (30%) в Москве (59%), ЦФО (23%) и ЮФО (5%). Примерно 80% опрошенных – продавцы, 20% - арендаторы или владельцы ПВЗ, имеющие от 1 до 5 лет опыта (свыше 90%) в бизнесе. Чуть менее половины опрошенных (41%) не имеют опыта бизнеса офлайн/без маркетплейсов. Примерно по 60-70% опрошенных имеют опыт взаимодействия с Ozon и Wildberries, примерно треть – с Яндекс Маркетом и 14% - с МегаМаркетом (СберМаркетом, -Купером).

Торговый дом ТеХми –

https://techmi.ru 

https://techmilab.ru

Мы занимаемся поиском, поставкой, монтажом и последующей эксплуатацией промышленного оборудования отечественных и зарубежных производителей. Также осуществляем поставки сопутствующих товаров, химии и готовой продукции. В качестве одного из конкурентных преимуществ мы видим возможность поставки указанной номенклатуры как под банковские гарантии на возврат аванса, так и без предоплаты, с оплатой по факту поставки. Готовы под опросные листы Заказчика отработать любую задачу и предоставить полную карту поставщиков, аналогов с приложением конкурентных листов. Есть представительства в РФ, ОАЭ, Казахстане, Монголии и Турции.

"Импортное оборудование и материалы от мировых лидеров в одном месте!"

Вы ищете надежного поставщика импортного оборудования и материалов для вашего бизнеса? Наша компания - ваш надежный партнер в этом деле!

Мы работаем напрямую с проверенными поставщиками из разных стран, чтобы предложить вам широкий выбор качественного импортного оборудования и материалов для различных отраслей промышленности, строительства, медицины, образования и других сфер.

Что вы получите, выбирая нас:

- Высокое качество продукции от ведущих мировых брендов.

- Широкий ассортимент товаров для любых потребностей вашего бизнеса.

- Индивидуальный подход к каждому клиенту и гибкая система скидок.

- Профессиональную консультацию и помощь в подборе оптимального оборудования и материалов.

- Быстрая доставка и гарантия качества продукции.

Мы ценим каждого клиента и готовы предложить вам лучшие условия сотрудничества! Наша цель - помочь вашему бизнесу стать эффективнее, качественнее и конкурентоспособнее.

Не теряйте времени и денег на поиски поставщиков! Обратитесь к нам, и вы получите надежного партнера для успешного развития вашего бизнеса!

Качество, надежность, профессионализм - вот что отличает нас от других. Сделайте правильный выбор - выберите нас!

С нами ваш бизнес в надёжных руках! Свяжитесь с нами прямо сейчас и получите консультацию по всем интересующим вопросам. Вместе мы сделаем ваш бизнес ещё успешнее!

#импортноеборудование #поставщикматериалов #промышленность #качествоизоляция #медицинскоеоборудование

АоЛ


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте