Нарушители на частных самокатах в Петербурге не наказываются
11 июля 2024, 12:55 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]
Частные самокаты и моноколеса пока в «серой зоне» законодательства, хотя на их долю приходится почти половина дорожных происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ).
Ситуация двоякая
В Петербурге работа кикшеринговых компаний регулируется специальным соглашением, в котором отражены правила пользования самокатами. Нарушителей штрафуют и блокируют аккаунты сами операторы. В то же время частные владельцы самокатов и моноколес фактически не несут ответственности за нарушения правил пользования СИМ. Такая ситуация вызывает опасения. По информации Научного центра безопасности дорожного движения, в 2023 году из общего количества ДТП с участием СИМ на долю частников пришлось 47%.
Любят погонять
У владельцев частных самокатов скорость передвижения на СИМ ограничивается только техническими возможностями. Моделей довольно много: это гироскутеры, сигвеи, электроскейтборды, моноколеса. Мощности у всех разные. Но разогнаться можно довольно сильно, и ехать со скоростью 80-90 км\ч, легко обгоняя автомобили.
А вот на прокатном самокате погонять не получится: кикшеринговая программа автоматически ограничивает скорость до максимально разрешенной. В Петербурге это 20 км/ч, в некоторых локациях – 15 км/ч и 10 км/ч.
Распознать затруднительно
При этом любителей быстрой езды на СИМ очень трудно распознать. По словам директора Ассоциации операторов микромобильности Ксении Эрдман, в случае ДТП найти виновника, даже при наличии уличных камер видеонаблюдения, затруднительно. Человек может легко скрыть лицо под капюшоном или бейсболкой.
Операторы проката легко определяют водителя СИМ по времени пользования.
Технический момент
Частники далеко не всегда отслеживают техническое состояние своих СИМ. Да и покупают их порой с рук, не зная всей предыстории.
Регулярность технического обслуживания зависит только от сознательности собственника. По мнению Ксении Эрдман, на массовое ответственное отношение надеяться не стоит, ведь страховку на СИМ частникам оформлять не надо.
Неисправность частных средств мобильности иногда приводит к происшествиям с пострадавшими. Зафиксированы случаи взрывов и возгораний СИМ. Например, в апреле 2024 года в Петербурге в одной из квартир загорелось моноколесо, оставленное на зарядке. Пострадала пожилая женщина, выгорела часть кухни.
Нужен контроль
Очевидно, что ситуация должна меняться. По словам эксперта рабочей группы по законодательству в сфере безопасности дорожного движения при Правительстве Российской Федерации Дмитрия Попова, контроль будет возможен, если внедрить систему регистрации СИМ. Сейчас готовят законодательную инициативу, в соответствии с которой каждое средство мобильности будет иметь свой номер и QR-код.
«Также обратите внимание на законопроект о повышенных штрафах для самокатчиков. Документ Госдума рассматривала 10 июля 2024 года. Там говорится не только о штрафах, но и о передаче контрольных полномочий органам исполнительной власти на местах. Только после соединения этих двух факторов – обязательной регистрации СИМ и передачи местной власти права штрафовать нарушителей – мы получим порядок в этой сфере», — пояснил Дмитрий Попов.
Неравные условия
А пока получается, что большая часть СИМ остается без контроля. Ведь в частных руках их намного больше, чем в прокате. По данным Ассоциации операторов микромобильности, в России около 300 тысяч прокатных СИМ, а в частных руках находится примерно 500-800 тысяч.
Тем временем кикшеринговые компании ежегодно подписывают соглашения с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга. В документе определено ограничение скорости в 20 км/ч, а в некоторых локациях 10 км/ч и 15 км/ч. Соглашение регулярно дополняется новыми ограничительными мерами, что способствует повышению безопасности движения на СИМ.