Аргументы Недели → Общество 13+

Влияние блогосферы – время беззакония: как не быть подозрительным для ФНС

, 15:58

Влияние блогосферы – время беззакония: как не быть подозрительным для ФНС

Уже больше года ведутся разбирательства из-за подозрительной инфо-деятельности и заработка в интернете блогеров. Под прицелом у правоохранительных органов они оказались по разным причинам, но основной из них стала юридическая безграмотность или умышленный уход от уплаты налогов. Возникает вопрос: блогосфера трансформируется и прогрессирует как новый вид мошенничества или же это просто неумелая, нерегламентированная деятельность из-за недостатка законодательной базы?

 

Когда блогосфера становится бизнесом

Блог превращается в бизнес, когда начинает приносить доход. Только в таком случае, чтобы законно получать прибыль, необходимо официально зарегистрировать блог — определиться с организационно-правовой формой, выбрать систему налогообложения, изучить правила маркировки интернет-рекламы. Блогер может стать самозанятым, зарегистрировать ИП или открыть ООО. Выбор формы ведения бизнеса остается на усмотрение налогоплательщика.

 

Какие налоги платят блогеры?

Определенного отдельного режима налогообложения для блогеров не существует и законодательно нигде не закреплены определенные правила ведения инфо-бизнеса. Однако действует общий режим — уплата НДС, налога на прибыль — и специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН) и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

 

Самая распространенная схема, которые используют блогеры – это упрощенная система налогообложения, именно в этом и кроется весь мошеннический замысел или ошибка, так как если доходы становятся больше, блогер должен перейти на общую систему налогообложения и платить:

  • НДС (20%);
  • налог на имущество (как и все россияне);
  • НДФЛ (от 13% до 15%), если он зарегистрирован как ИП;
  • налог на прибыль (20%), если зарегистрирован как ООО.

 

Сколько блогеров на данный момент оказались в «ловушке»?

Самыми громкими делами стали уголовные разбирательства в отношении блогеров Валерии Чекалиной и Елены Блиновской. Обстоятельства были разные, а урок один.

В марте 2023 года уголовное дело возбудили против Валерии Чекалиной по фактам уклонения от уплаты налогов более чем на 300 млн рублей. В социальных сетях блогер продавала такой медиапродукт как фитнес-марафоны по похудению. Мера наказания была вынесена в виде домашнего ареста на год, без использования каких-либо видов связи. Недавно стало известно, что блогер погасила все штрафы и налоги, которые составили порядка 500 млн рублей и со спокойной душой вернулась в блог, только теперь уже с предельной осторожностью и долгами.

В апреле ФНС добралась до Елены Блиновской, известной своими марафонами желаний. Ее долг превысил 900 млн рублей. Изначально блогер находилась под домашним арестом, но в конце января 2024-го Замоскворецкий райсуд заключил ее под стражу в СИЗО из-за попытки побега из страны. Блиновской грозит до 16 лет заключения.

Рупором для беззаконной деятельности стала глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Все больше «инфо-деятелей» вызывают подозрения не только у правоохранительных органов, но и у аудитории, которая хочет обезопасить себя не просто от информационного шума, а от манипуляций массовым сознанием на просторах сети.  «В связи с большим числом писем от граждан сегодня мы обратились в ГУ МВД России по г. Москве с просьбой провести проверку в отношении ряда известных блогеров и коучей, таких как Эдвард Бил, Ксения Губина, Тата Феодориди, Асхаб Тамаев, Гусейн Гасанов и другие. Полагаем, что они могут действовать по схожему с задержанным Аязом Шабутдиновым мошенническому сценарию», — поделилась глава ЛБИ.

Есть ли черные списки блогеров, которые продолжают вести незаконный инфо-бизнес — неизвестно. Скорее всего, списки будут пополняться новыми именами, так как это лишь начало споров в отношении блогосферы.

Дружба с ФНС

О том, что блогерам необходимо сотрудничать с Федеральной налоговой службой, предупредил член Международной налоговой ассоциации Алексей Артюх на форуме в Тюмени. «Не распознать вовремя угрозу — это ошибка налогоплательщика. Те же самые блогеры могли бы пойти на добровольное уточнение. И более того, многие налоговые органы были бы счастливы пойти на компромисс по сумме, он возможен, и его можно обосновать юридическими аргументами. Но излишняя самоуверенность многих коллег подвела» — комментирует он.

 

В августе 2023 года ФНС предупредила блогеров о том, что пристально следит за нарушениями, которые совершают блогеры. Наиболее распространенными стали: искусственное разделение бизнеса, ошибки в налоговом учете, недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), сообщила пресс-служба ФНС, поделился РБК. В налоговой также отметили, что они не собираются специально действовать против блогосферы, пытаясь ограничить деятельность, подтверждая тот факт, что зачастую нарушения происходят «просто по незнанию или недопониманию ответственности». Из этого следует, что ФНС готова помогать блогерам, которые могли просто запутаться и вовремя не отреагировать на те или иные правила перехода на подходящий налоговый режим: «Доходы в блогосфере растут очень быстро. Нередко люди могут просто не успеть сориентироваться, что их прибыль сначала не укладывается в границы режима самозанятости, а затем переходит пороговые значения и для упрощенной системы налогообложения», — комментирует служба.

 

Альбина Губайдуллина, налоговый эксперт, управляющий партнер Аудиторской фирмы, отмечает, что сегодня некоторые блогеры зарабатывают гораздо больше предпринимателей, именно поэтому крупный заработок пропорционален высокому интересу со стороны служб. «В медиабизнесе чаще всего используют упрощённую систему налогообложения (УСН), по которой предельный лимит в 2024 году составляет 265 млн рублей», — сообщается в личном блоге эксперта. Также, спикер обращает внимание на подводные камни самой налоговой системы. Как было сказано ранее, медиапродукты – это самый распространенный доход в блогосфере, однако стоит помнить о том, какие проценты нужно отдавать налоговой службе. Эксперт утверждает, что большинство марафонов и курсов проходят на обучающих онлайн-платформах, в рамках которых блогер получает около 85% от всех продаж. Но важно знать, что он обязан отчитаться налоговой и платить процент от полной суммы, за которую приобретен курс, а не от той, что поступила ему на расчётный счет после вычета комиссии платформы.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram