> Иркутские истории. Рисуем светом - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Иркутские истории. Рисуем светом

№  () от 2 июля 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Валентина Рекунова ]

Реставрация иллюстраций: Александр Прейс

Из газеты «Восточное обозрение» от 28.11.1897: «На недостаток работы фотографы не жалуются; это подтверждается ещё и тем, что лучшие фотографии, соблюдая очередь, заказы исполняют через один-полтора месяца». Позавидуйте, сегодняшние фотографы! Впрочем, и поучитесь щепетильности и вдохновению. Очего от старинных снимков невозможно оторваться, хочется вглядываться и вглядываться? Валентина Рекунова, «Иркутские истории».

Стоило отъехать — и вот…

На подъезде к Иркутску снова сильно ударил мороз, и попутчик Милевского не удержался, спросил:

— Мне, положим, по острой служебной надобности пришлось ехать, а вас-то что погнало в такие холода?

Пётр Адамович озадаченно помолчал и ответил с рассеянною улыбкой:

— Да, пожалуй, и не найдётся явной причины для спешки. После моего продолжительного отсутствия ещё месяц-другой вряд ли могут иметь значение. Но как-то вдруг потянуло в Иркутск, явилось странное беспокойство, очень неопределённое, и совсем уже неожиданное ощущение, будто я опаздываю к кому-то…

— Да, и такое бывает, — понимающе закивал попутчик. — Скоро, впрочем, всё прояснится у вас: к Боково подъезжаем уже, а от него один локоть до Иркутска.

Город, весь отбеленный снегом, показался сильно переменившимся. Но со второго взгляда Милевский увидел, что нового ничего не построено, а на том, что было, всё прежние вывески. Вот и типография Небельтау всё там же, на Преображенской, правда, у неё теперь дополнительный вход — значит, что-то ещё открыли. Интересно, что? Нет, не может быть, чтобы фотографию: очень уж тесно помещение, только в одно окно!

— Разве недостаток света может препятствовать доброму делу? — удивился типограф. — Аппарат-то вошёл, и окошко в наличии — чего же ещё, если ценники самые общедоступные? Разумеется, наши карточки незатейливы; интерьеров мы не выстраиваем, и фон только один — но народ-то идёт! — не скрыл торжества. — А на снимки в человеческий рост (как водилось у вас) очень мало запроса. Большинство за дешевизной гонятся и хорошую фотографию от плохой отличает с трудом. Как говорится, тонкие вина хороши для изощрённого вкуса.

Что скрывать, Пётр Адамович огорчился. Но, подумав, решил, что всё идёт своим ходом, свободные ниши немедленно занимаются, и с этой стороны Иркутск января 1888 года не отличается от других городов. Пока Милевского не было, явились лёгкие на подъём конкуренты, в том числе и из ссыльных. Желание устойчивого достатка естественным образом наводило на мысль выписать из столицы вскладчину фотографическое оборудование, а к нему и всевозможные справочники и пособия — Срезневского, Дементьева, Заикина и какие там найдутся ещё. В помощь начинающим был журнал, издаваемый фотоотделом Русского технического общества.

Конечно, предприятие и, в особенности, его техническая сторона требовали упорства, терпения; холостяки отступались, бывало, но семейные крепко держались за дело, способное обеспечить хороший заработок. Вот и Чарушин Николай Аполлонович после отбытия каторги подвизался в нерчинской фотолаборатории, а после завёл своё дело в Кяхте, где много состоятельных и интересных людей, желающих запечатлеть и себя, и семьи свои, и усадьбы, и дачи, и любимые виды. В летние месяцы, если случался застой, он отправлялся на прииски золотопромышленника Немчинова, таща за собой многопудовое оборудование (особенно тяжелы были стёкла для негативов). Но все превратности долгих и опасных дорог окупились богатством отснятого материала, щедрым гонораром и, конечно, бесценным опытом фотографа-путешественника. Небезызвестный Потанин, собираясь в Ургу, заручился его согласием на участие. Правда, сам Чарушин не имел на это надежд: он не отбыл ещё срок ссылки, а отпуск за пределы империи государственного преступника — дело решительно невозможное. Однако разрешение было получено (это Сибирь, детка! ) — и два университета, а равно и Императорское русское географическое общество получили для исследований прекрасный альбом человеческих типов и оригинальных пейзажей.

Летом 1888-го Пётр Адамович имел случай наблюдать за работой другого коллеги, тоже заметно выросшего. Съёмка, кстати, была очень сложная в этот день: требовалось фото всех членов здешнего общества спасения на водах, и не в ателье, а прямо на Ангаре, «за работой». Фотограф заранее продумал композицию, собрал всех в нужный час, когда солнце неяркое, но уже эффектно играет водой; умело рассадил по лодкам в самых естественных позах. От него исходила уверенность, и спасатели, включая самого губернатора (председателя общества), исполняли его указания в точности и совершенно беспрекословно.

Да, это был другой фотографический Иркутск, более сложно устроенный, и, конечно, объявление о предстоящем открытии своего фотоателье следовало переписать. Как минимум, ввести новый, пониженный ценник — для всей учащейся молодёжи.

Обман во благо

Пётр Адамович рассчитал, что начнёт принимать заказы никак не ранее февраля, когда пройдут все рекламные объявления в прессе. 4 января доставили вывеску, и те же рабочие подрядились её установить. Понадобились леса (ателье — на втором этаже), но и тут давнишний знакомый Милевского одолжил ему досок и даже гвозди привёз.

— С вас большое семейное фото вместо положенного процента! — радостно объявил он, и рабочие тут же принялись за работу.

К вечеру 5 января леса были готовы, но Милевский отправил всех по домам:

— Темнеет уже, как бы криво не вышло! Лучше завтра придите, чтобы наверняка. За «лишнее время» я, разумеется, доплачу.

К одиннадцати утра аккуратная вывеска встала так, словно бы появилась здесь вместе со зданием. И всё-таки Пётр Адамович перешёл на другую сторону улицы — посмотреть под другим углом и с другого расстояния. Тут с ним раскланялся Александр Михайлович Безобразов, чиновник из ближайшего окружения генерал-губернатора. И прежде, встречая его во ВСОИРГО, фотограф отмечал красивое и задумчивое лицо, но сегодня оно было печально и очень, очень загадочно… «Замечательный выйдет портрет! — успел только подумать Милевский — и пошёл в наступление:

— У меня сегодня пробная съёмка, разумеется, безо всякой оплаты. Пожалуйста, пройдёмте в салон, Александр Михайлович!

— Но как можно? Я сегодня и не держал в уме идти в фотографию… То есть не предполагал совершенно. И совершенно не готов. Для ателье следует непременно переодеться.

— Так всем же известно, что чины в окружении генерал-губернатора исключительно, безупречно одеты, и не только в присутственные часы!

— Но настроение, то есть настрой, внутренняя, так сказать устремлённость…

—…именно те, что нужны. Отличные выйдут карточки, вот увидите!

— Откуда ж такая уверенность? А ежели выйду плохо?

— Тогда не увидит никто, слово чести.

— Да, в таком случае я прошу уничтожить.

— Как вам угодно будет распорядиться, — и аккуратно, но твёрдо повёл Безобразова через улицу.

Строго говоря, ателье находилось ещё в полусобранном состоянии, даже и фоны до конца не разобраны; но портретная совершенно готова. Безобразов слегка поправил усы, а причёска и этого не потребовала. Милевский усадил его и довольно долго расспрашивал, добиваясь нужного выражения, подсмотренного на улице. Наконец дождался, изловчился, схватил — и рассмеялся счастливо, как всегда в минуту удачной охоты.

Все здешние фотографы демонстрировали отличную хватку. У Руфина Пророкова не было средств на аренду салона, но это не мешало ему предлагать услуги выездного фотографа. Другие мастера брались отделывать фотопортреты масляными красками. А предприимчивый Шнее снял целый альбом для Нижегородской художественно-промышленной выставки. Это потребовало расходов, но фотограф нашёл надёжных интересантов из местных предпринимателей.

Справочно

К 1880-м гг. в российских фотоателье утвердились форматы паспарту: визитный (62 на 101 мм), миньон (40 на 78), кабинетный, или кабинет-портрет (108 на 166), стереоскопический (88 на 178), будуарный (135 на 220), империал (175 на 250) и панель (180 на 320). Из газеты «Восточное обозрение» от 28.11.1897: «Из 11 фотографий две-три успели приобрести известность и пользуются особенным вниманием местной публики. На недостаток работы фотографы не жалуются; это подтверждается ещё и тем, что лучшие фотографии, соблюдая очередь, заказы исполняют через один-полтора месяца. Цены на фотографические работы, соображаясь с общей дороговизной, не особенно высоки; так, например, дюжина визитных карточек — от 3-х до 6 руб., кабинетных — от 5 до 12 руб. и т. д.».

Ненастоящие. Но полезные

Когда спрашивали о новом ретушёре, Пётр Адамович сдержанно отвечал: «Старается». Оставляя «за кадром» и неопытность, и излишнюю, может быть, осторожность, и некоторую медлительность. Вот и сегодня тот целое утро прорисовывал несколько завитков в аккуратной бородке действительного статского советника. Оторвался лишь на звон колокольчика у дверей.

Посетителей было двое, и пришли они вместе, сели рядом, явно знакомые, но при том очень разные. Тот, что пониже и помоложе, по погоде одет, и дома у него, чувствуется, ещё несколько троек на разные случаи. А у товарища только этот зимний жилет, пара тёплых косовороток и куртка на все сезоны: зимой он накидывает поверх неё полушубок. Младший стрижётся у хорошего парикмахера, и владелец магазина этим очень доволен. А старший обходится домашними силами, да и к тем прибегает нечасто. Но ему за это не выговаривают, потому что, во-первых, не работает в зале, а, во-вторых, «глаз уж больно весёлый». А у младшего-то глаза как будто за шторками. Он и прямо не смотрит, а будто бы всё на товар, что для приказчика извинительно, а всё одно неприятно. Старший тоже, как видно, приказчик, но разъездной: на складе получает товары и в магазины везёт. Часто смеётся и всех веселит, а глаза-то хитрющие! Купцы не любят таких, подозревают в мошенничествах; даже и ждут, что наворуют у них и лавки пооткрывают. Только нету у этого весельчака ни заначек, ни даже костюма на смену. А вот тот, что с зашторенными глазами, себе редко отказывает. Прав, конечно, Пётр Адамович: надо их вместе снимать, чтобы один другого подсвечивал!

Он переглянулся с Милевским, поклонился приказчикам и дружески поинтересовался:

— Вместе служите?

— Земляки! Да, вроде, и маленько сродни, — охотно откликнулся старший. — Дело тоже одно, приказчичье, только Семён в тепле, а я по складам да с обозами, — рассмеялся тихонько. Видно, что-тот припомнив. — А карточки нам обоим маленькие нужны, чтоб заверить печатью да вместо паспорта предъявлять: удобно, и документ не таскается!

— Практично. Умно, — отозвался Милевский. — Ещё и родным останется разослать, так что польза двойная! Впрочем, когда на память, предпочтительнее сниматься вдвоём — дешевле выходит.

— Тут надобно разбираться ещё, что почём, — у младшего прорезался голос, и странный такой, старчески глуховатый.

— Что же, посчитайте. Подумайте. Выбор за вами, — как можно равнодушнее пробросил Милевский. — Но моя обязанность до вас донести: если парное фото выйдет достаточно интересным, я его напечатаю крупно и помещу на витрине.

Пока приказчики пребывали в раздумье, Пётр Адамович принёс небольшую скамейку и предложил:

— Исключительно с целью понять, удобна ли, извольте присесть…

Сообразительный ретушёр встал левее камеры и «запел»:

— В прошлом году общество приказчиков поразило весь город, послав соболезнование родным Салтыкова-Щедрина. Отчего-то никому другому в Иркутске это в голову не пришло. А вы дальше пошли, взяв за правило награждать лучших выпускников средних школ собранием сочинений Михаила Евграфовича. Браво, браво!

Приказчики размякли, и старший добродушно протянул:

— Да что уж мы свою карточку на витрине не оплатим? А, Семён? Ладно, ладно, не дрейфь: я это дело затеял, мне за всё и рассчитываться. Будем вместе фотографироваться, снимайте!

— Так снято уже, — не без торжества улыбнулся Милевский. И прибавил. — Будем считать, что я прочёл ваши мысли.

Когда приказчики ушли, Пётр Адамович молча обернулся на ретушёра.

— Нет, Пётр Адамович, всё, что про Щедрина — совершенная правда! Мало того, приказчики и портрет Михаила Евграфовича желают приобрести, для большого зала. Для этого требуются известные накопления, пока же пересняли с того, что уже есть в Иркутске, у Пихтина.

— Не тот ли, на котором писатель окружён аптечными склянками?

— Именно тот. Он совсем не подходит для парадного зала, согласен, но притом замечательно характеризует самих приказчиков. Мы ведь привыкли считать их косными и бесчувственными, а они уже до Щедрина поднялись!

— Стоп, стоп, стоп. Кто в правлении общества приказчиков главные почитатели Михаила Евграфовича?

— Окунев и Волховский. Оба — приятели Пихтина.

— В таком случае рискну вас разочаровать: эти господа к приказчичьему сословию никакого касательства не имеют. Но у всех них революционное прошлое. А, возможно, и настоящее. Думаю, им комфортно под крышей легальной организации, и сама она, без сомнения, в выигрыше: неофиты составят превосходную библиотеку, школу организуют, начнут ставить пьесы... Ненастоящие, конечно, приказчики, но полезные!

Окончание следует…



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.