Россия начинает производство ракет средней и меньшей дальности
№ () от 2 июля 2024 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
На днях президент Владимир Путин провёл очередное оперативное совещание с постоянными членами Совета безопасности РФ, где высказался за начало производства «ударных систем ракет средней и меньшей дальности» как реакцию на действия США. Стоит пояснить, что это за ракеты и что произойдёт при их развёртывании.
Средняя и меньшая дальность
Баллистическими, или квазибаллистическими, ракетами (БР) и крылатыми ракетами (КР) средней дальности в настоящее время считаются ракеты, имеющие максимальную зафиксированную дальность от 1000 до 5500 км. Меньшей – от 500 до 1000 км. Ниже – это уже оперативно-тактические и тактические ракеты, а выше – межконтинентальные. Хотя от этой признанной классификации иногда пытаются отойти, нивелируя её минусы.
Например, ракеты с дальностью порядка 6–7 тыс. км, как и «старшие» БРСД с дальностями от 4–4, 5 тыс. км, пытаются вывести в отдельный класс промежуточной дальности. Это даже правильно, но договорами между сверхдержавами такой класс не признаётся. Особо обращаем внимание на зафиксированную дальность: в договорной практике дальность у ракеты такая, какую она показала на испытаниях.
Когда в 1987 г. СССР и США подписали Договор РСМД, то, несмотря на то что Советский Союз уничтожал по нему в несколько раз больше ракет, причём куда более мощных, чем у противника, это нам было выгодно. Американские БРСД «Першинг-2» из Западной Германии могли достигнуть Москвы за 5–6 минут и нанести высокоточный обезглавливающий ядерный удар.
Правда, СССР создал аналогичную угрозу Вашингтону, размещая подводные ракетоносцы пр. 667А на примерно такой же дистанции. Но тогда лучше было избавиться от этой угрозы. В то время наши системы ПВО-ПРО такие БРСД ещё не сбивали уверенно, хотя именно в те годы работы начали давать результат. В общем, для нас это было опасно. Правда, дарить американцам ОТР «Ока» и «Ока-У», которые вообще не подпадали под действие договора по дальности, – не следовало. Американцы настаивали на том, что «Ока» может летать дальше зафиксированных 400 км. Мы это отрицали. А потом вдруг Горбачёв и Шеварднадзе согласились с США и подарили им сотни ракет.
Изменение обстановки
Шли годы. Поднимающаяся на достойную ступеньку на мировой лестнице (а мы достойны только первого места) Россия поняла, что потенциальных врагов у неё на континенте много. А вот ядерных средств для их распыления на атомы не то чтобы не хватает, но быстрых и скоростных и гарантированно доставляемых на дальности более 500 км – маловато.
Поэтому американским «партнёрам» примерно в 2005 г. было доведено желание РФ внести изменения в ДРСМД, например, разрешив некоторые системы. Но США-то в договоре всё устраивало. Причём настолько, что самопровозглашённые «победители в холодной войне» в те годы активно и успешно почти полностью разрушили свой ядерно-оружейный и мирный ядерный производящий комплекс. Вашингтону какие-то там ракеты средней дальности были не нужны. Особенно у нас. Американцы тогда верили в прогнозы разных «аналитиков», что у России в 2015 г. останется 150 ядерных зарядов на носителях всех видов и дальностей. Поэтому в США усердно рисовали себе будущую ПРО, которая «легко» перехватит остатки этого жалкого потенциала после первого неядерного удара КР и прочими средствами по нашей стране.
Реальность в итоге оказалась совершенно иной: утратившие возможность производства нового ядерного оружия США получили нерабочую ПРО и одновременно растущий ядерный потенциал России. Причём он превосходит оставшийся у США, вероятно, в разы – если считать с нестратегическими зарядами. «Конец истории» по Фукуяме оказался очередным геополитическим бредом.
Как соблюсти букву договора
В общем, тогда Вашингтон отказал Москве. Россия, однако, нашла способы «работать в рамках ДРСМД», соблюдая его букву. Были созданы и пущены в серию неядерные и ядерные квазибаллистические ракеты 9М723-1 комплекса «Искандер‑М», обладающие непревзойдёнными маневренными возможностями и имеющими иммунитет к любой ПРО. Причём они имеют большой потенциал расширения возможностей. Вместе с ними уже тогда создавался авиационный «Кинжал» – ракета 9-С-7660. Она выглядит как «Искандер», только запускается с самолёта и летит на гиперзвуковой скорости дальше – до 1500–2000 км. Только про неё тогда никто ещё не знал.
Также пошли в серию КР 3М14 «Калибр» морского базирования, с большим числом носителей. Появились и КР наземного базирования «Искандер-К» 9М728, которые, как и квазибаллистические «Искандеры», формально имели дальность не более 500 км.
Но американцы, которым нечем было крыть эти русские козыри, уже тогда заявляли, что 9М728 просто укороченная 3М14, которая на море испытывалась на дальностях вплоть до более 2500 км, в ядерных и неядерных версиях. И они считали, что и «Искандер-К» тоже летает не на 500 км, а значительно дальше. Добавил им сомнений ещё и тогдашний министр обороны Сергей Иванов. Впервые демонстрируя новую ракету, он заявил, что «Искандер-К» имеет дальность «в несколько раз больше», чем обычный «Искандер-М». Возможно, тогда мы ещё надеялись договориться с США по этому вопросу и демонстрировали свои возможности. А от слов можно всегда отказаться, сославшись на оговорку – это же не официальное коммюнике. Те же американцы постоянно так делают.
Битьё горшков
Отношения между сверхдержавами портились, как молочная продукция на нынешней жаре. В итоге американцы, обнаружив, что у России появились КР «Искандер-К» 9М729, выглядящие уже не укороченной, а полной «близняшкой» 3М14, развили бурную деятельность. Они обвинили нас в нарушении ДРСМД и вышли из него пять лет назад. При этом не имея за душой никакого серьёзного задела по данной теме. Нормальных ракет этой дальности у противника до сих пор не создано.
Но они смогли, в чём никто и не сомневался, перенести на сушу морскую неядерную (ядерных их давно нет) КР «Томагавк» и ещё переделать морскую зенитную ракету SM-6 в подобие баллистической ракеты меньшей дальности, объединив их в комплексе «Тифон». Это у нас умеет, кстати, любая наша ЗУР – стрелять по земле. Недавно даже была создана специализированная ракета такого типа на базе тяжёлой сверхдальнобойной ракеты от ЗРС С‑400/500. «АН» уже писали о ней.
Таким образом, создав весьма несуразный комплекс «Тифон» и таская его на учения в Европу и Азию, США дали России формальный повод отказаться от объявленного нами моратория на размещение ракет таких дальностей. США и НАТО этот мораторий не поддержали, заявляя, что раз РК «Искандер-М» может считаться подпадающим под категорию носителя РСМД, то какой может быть мораторий? Россия же свои бригады «Искандеров» постоянно выпускает новые – их уже более полутора десятков. А теперь и наша страна может не придерживаться того, что, по сути, сама себе пообещала.
Ответный аргумент
Итак, что Россия может сделать и чего начать производить? Самое интересное: даже если американцы врали насчёт идентичности крылатых «Искандеров» и «Калибров», то перенос 3М14 на базу «Искандера» никакой проблемы не составляет. Морские вертикальные пусковые установки 3С14 УКСК на кораблях, лодочные СМ-338, торпедные аппараты, самоходные пусковые установки (СПУ) «Искандеров-М» и береговых противокорабельных комплексов «Бастион» – все идентичны по размерам и калибрам. Разве что обычная СПУ несколько короче, но есть и «длинная» СПУ под 9М729. То есть расширение возможностей в любом случае закладывалась во всё это вооружение.
Так что следует ожидать объявления о появлении в составе «Искандера-М» и «Бастиона» новых КР, которые будут идентичны морским по всем параметрам. Далее, с квазибаллистическим «Искандером-М» 9М723-1 тоже не всё просто. У «Кинжала», почти неотличимого внешне, дальность с авиационного носителя – от 1500 км. Да, запуск происходит с 10 км и на скоростях типа 2–3М (скоростей звука), что серьёзно добавляет скорости и дальности. Но даже если вычесть это приращение, становится ясно, что и в 9М723-1 конструкторы мудро заложили немалый потенциал. О размерах его можно спорить, но он, несомненно, есть.
В общем, стоит ожидать скорейшего появления очередных квазибаллистических «Искандеров», которые будут летать на 800, 1000 или более километров. Ничего не мешает и достать из загашника работы по ракетной системе, которая была предком «Искандера», где второй ступенью и был квазибаллистический «Искандер», точнее, предок ранней его версии. Или адаптировать на «Искандер» гиперзвуковую 3М22 «Циркон», как и на «Бастион». Пусковые, как уже говорилось, геометрически унифицированы.
Есть и ещё один кандидат. В начале 2010-х на испытания поступил межконтинентальный подвижный грунтовой ракетный комплекс (ПГРК) «Рубеж». Он же – «Авангард-Рубеж». Созданный на базе пятиосного нового шасси производства МЗКТ (у ПГРК «Ярс» шасси на 8 осях). Он заявлялся малогабаритной МБР, но в США считали, что это такая завуалированная БРСД старшего уровня, которая просто летает на межконтинентальную дальность 6, 5 тыс. км от Плесецка до полигона Кура на Камчатке, чтобы не нарушать Договор РСМД.
Комплекс прошёл почти весь цикл испытаний, но внезапно был исключён из госпрограммы вооружений и положен под сукно. Вероятно, тогда высшее военно-политическое руководство РФ ещё надеялось, что со Штатами удастся решить вопросы без битья посуды и морды. Что же, если «Рубеж» и правда был замаскированной системой средней дальности, то его время пришло. А если не был – сделать его таковым тоже просто, увеличив полезную нагрузку за счёт боевых блоков или усиления комплекса средств преодоления ПРО. Возможно, у наших конструкторов и военных есть и другие «подарки» бывшим «американским партнёрам» в этой области, но их мы увидим уже позже.
Американцы могли спокойно делать вид и далее, что их всё устраивает. Зачем обостряли, не имея достойного задела за душой? Сами теперь пусть и выкручиваются.