На линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Ленинск» прошли масштабные плановые пожарно-тактические учения.
ЛПДС «Ленинск» перекачивает по магистральным трубопроводам нефть из Западной Сибири в европейскую часть России. Это крупнейший объект Челябинского нефтепроводного управления (НУ), филиала АО «Транснефть — Урал». Пожарные учения тут не редкость. В этот раз челябинские пожарные тренировались тушить резервуары для временного хранения нефти.
— Главная особенность этих учений — тушение условного пожара на двух резервуарах одновременно, - поясняет Юрий Распопов, начальник отдела пожарной безопасности Челябинского НУ. — Чаще всего сценарии наших учений предполагают борьбу с огнем на одном резервуаре или в помещении нефтенасосной. На двух резервуарах одновременно мы работаем впервые. Такая задача требует не только пропорционального увеличения количества привлекаемой техники и пожарных, использования огнетушащих веществ, но и эффективного взаимодействия различных подразделений.
Совместные действия отрабатывали не только несущие здесь вахту пожарные и местная добровольная дружина (такие есть на каждой нефтеперекачивающей станции) — на «Ленинск» в течение нормативного времени прибыли подразделения федеральной и областной противопожарной службы территориального гарнизона Челябинской области, а затем их усилили и пожарные расчеты на автомобилях пенного тушения с других станций Челябинского НУ. Это позволило своевременно сосредоточить необходимые силы, и успешно потушить огонь на обоих объектах.
«Объекты» — это огромные резервуары, каждый из которых вмещает 20 тысяч кубометров нефти. Добрых сорок метров в поперечнике, они достигают высоты четырехэтажного дома, поэтому для их тушения и техника нужна соответствующая. Телескопическая «рука» пеноподъемника позволяет возносить лафетный ствол на высоту десятиэтажного дома — это дает возможность подавать пену сверху даже на самые крупные резервуары, чтобы заглушить пламя на «зеркале», то есть на горящей поверхности нефти. Отрабатывалась и подача огнетушащих веществ в слой нефти. Мощные лафетные стволы подают десятки литров воды или пены в секунду, позволяя гасить пламя или орошать конструкции, чтобы не позволить огню распространяться. Самый сложный момент учений — мощная пенная атака, чтобы одновременно «сорвать» факел пламени со стенки емкости, имеющей сквозное повреждение, и погасить огонь в так называемом каре, то есть огороженном пространстве рядом с резервуарами. Благодаря выучке пожарных и современной технике эта сложная задача была успешно выполнена. На полях заметим, что вся пожарная техника произведена на отечественных предприятиях.
Масштаб происходящего не может не впечатлять: площадь условного пожара 8,5 тысячи (!) квадратных метров, к «тушению» привлечено около 170 человек и почти 30 единиц пожарной и специальной техники. Причем благодаря четким указаниям оперативного штаба, развернутого непосредственно на станции, вся эта масса людей и техники действует быстро, четко и эффективно. Сделано все для того, чтобы максимально приблизить учения к реальным условиям. Например, очевидно, что при настоящем пожаре расход воды на тушение будет огромным. Поэтому пожарные оперативно развернули мобильные насосные станции — это позволило качать воду непосредственно из протекающей неподалеку реки Уштарганки.
Помимо пожарных, в учениях участвовали и медики — тут и «скорая помощь» из Миасса, и специалисты областного Центра медицины катастроф. Они должны быть готовы оказать первую помощь, стабилизировать «пострадавших» и доставить их в медицинские учреждения.
Проверить степень готовности работников станции, пожарных объектового подразделения к выполнению мероприятий по тушению, подтвердить уровень взаимодействия с подразделениями областного пожарного-спасательного гарнизона, отработать практические действия, применяя различные тактические варианты тушения — все эти задачи, поставленные при организации учений, были успешно выполнены. Для АО «Транснефть — Урал» обеспечение пожарной безопасности производственных объектов является одним из важнейших вопросов. Поэтому и готовность к тушению пожаров здесь проверяют самым строгим образом — в условиях, максимально близких к реальным.