Питерские муниципальные чиновники (округ Автово) пытаются взыскать 76,5 тыс. рублей с одинокой пенсионерки. Вся её «вина» в том, что она посмела отстоять свои права.
Эта история началась в 2022-м.
73-летняя петербурженка Н.А. Слободова шла по двору своего дома (ул. Автовская, 8). Во двор резко въехал автомобиль, и, уворачиваясь от него, Наталья Анатольевна провалилась в яму на проезжей части. Ущерб – перелом руки и перелом ноги.
Не зная, кто именно несёт ответственность за травмоопасное состояние асфальта, женщина подала в суд на несколько ведомств. Показательно, что и судья долгое время не могла разобраться, кто же виноват – администрация муниципалитета Автово или же федеральное учреждение «Водоканал Санкт-Петербурга» (яма в асфальте – результат прорыва трубы).
Судебное разбирательство продолжалось полтора года. Администрацию муниципалитета оправдали, а «Водоканал» признали виновным. Наталья Анатольевна получила компенсацию – 318 тыс. рублей (из них 200 тыс. она заплатила за услуги юристов).
Казалось бы, прекрасное завершение истории. Истории, которую можно использовать как пример победы рядового гражданина над бюрократической машиной. Но не тут-то было. В прошлом месяце Наталья Анатольевна получила повестку в суд.
Истец, администрация муниципалитета Автово, требует от пенсионерки 76,5 тыс. рублей на оплату услуг юриста, представлявшего интересы администрации в суде. Логика незамысловатая: раз муниципалитет признан невиновным, то и оплачивать услуги своих представителей он не обязан.
Получив повестку в суд, Наталья Анатольевна побывала на приёме у главы администрации муниципалитета Алана Кесаев и задала ему вопрос: «Я признана пострадавшей – неужели вы считаете справедливым взыскивать с меня деньги?» На что Касаев, прямо глядя ей в глаза, ответил: «Мы попробуем, вдруг получится».
Глава администрации Автово Алан Кесаев: фото — официальный сайт муниципалитета.
Нельзя исключать, что и вправду получится. В юридические тонкости вдаваться не будем, скажем о политической стороне этого дела. И о нравственной.
Во-первых, администрация муниципалитета действует вопреки духу Конституции, в которую поправками 2020 года было введено понятие «публичная власть», объединяющее органы государственной власти и муниципалитеты. В Конституции подчёркивается «согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти». Позиция, занимаемая администрацией Автово, – мол, государство в лице «Водоканала» само по себе, а мы, муниципалы, сами по себе, – противоречит принципам российской государственности.
Во-вторых, почему муниципалы пытаются взыскать деньги именно с Натальи Анатольевны, а не с судьи? Она, судья, обладает гораздо большей юридической компетентностью, нежели простая пенсионерка, – и тем не менее долгое время не могла разобраться в том, виновны муниципалы или нет. Так как же могла в этом разобраться Наталья Анатольевна? Впрочем, дело ясное: тяжба с судебной властью потребовала бы от муниципалов решимости, а с пенсионеркой тягаться – запросто.
В-третьих, если с Натальи Анатольевны всё же взыщут 76,5 тыс. рублей, это станет ударом по чувству защищённости россиян. Граждане, пострадавшие из-за безалаберности чиновников (вроде ям на дороге), впредь побоятся подавать в суд на органы власти, будь они государственные или муниципальные.
В-четвёртых, всё это отвратительно чисто по-человечески. Действия муниципалов не назовёшь мошенническими, однако ассоциации возникают именно такие: заинтересованные лица знают, что одинокая 75-летняя женщина обладает определённой суммой, – и стремятся получить с неё эти деньги.
Наконец, после получения повестки она почувствовала себя плохо и вызвала неотложку, в результате чего ей поставили серьёзный диагноз, чреватый инсультом, – гипертонический криз.
Мы будем следить за развитием событий.