Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

Дмитрий Чернышенко: к 2030 году проект «Профессионалитет» охватит 100% профессиональных образовательных организаций

, 11:40 , Специальный корреспондент «Аргументы недели»

Дмитрий Чернышенко: к 2030 году проект «Профессионалитет» охватит 100% профессиональных образовательных организаций

В рамках Петербургского экономического форума Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко выступил на сессии «Рейтинг успеха: инвестиции в профессионалов будущего». Он рассказал о трансформации системы профессионального образования и роли федерального проекта «Профессионалитет» – одной из 42 инициатив Правительства по социально-экономическому развитию России.

В дискуссии также приняли участие заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов, заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова, первый заместитель Министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов, сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения РФ и работодателей Андрей Комаров, а также представители бизнеса и профильных сообществ. Модератором сессии выступила София Малявина – генеральный директор АНО «Национальные приоритеты».

Вице-премьер отметил, что получение среднего профессионального образования в стране стало престижным и востребованным. Так, сегодня систему СПО как старт карьерного пути выбирают более 60% выпускников 9-х классов. В России порядка 3,5 тыс. организаций реализуют данную программу обучения, объединяющую более 3,7 млн студентов, их наставниками являются свыше 200 тыс. педагогов.

«Президент России Владимир Путин поручил к 2028 году подготовить 1 млн специалистов и квалифицированных рабочих. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России в ключевых отраслях экономики. Одним из инструментов решения этой задачи стал федпроект «Профессионалитет», который стартовал в 2022 году. В его основу заложен отраслевой подход, а образовательные программы ориентированы на выпуск специалистов, которые востребованы и сразу готовы к полноценной работе. Кластеры «Профессионалитета» объединили колледжи, предприятия и региональную власть – индустриальные партнеры получили возможность делать конкретный запрос на кадры. Так, совместно с отраслью формируются новые стандарты практико-ориентированного обучения. Для объединения усилий в рамках конкретной отрасли формируются отраслевые Ассоциации – такие объединения уже созданы по всем 24 отраслям, готовящим кадры в «Профессионалитете», – сказал Дмитрий Чернышенко.

 

Он добавил, что к 1 сентября в 79 регионах России количество таких кластеров достигнет 370, а общее число партнеров проекта превысит 1,6 тыс. предприятий.

В рамках географического расширения «Профессионалитета» есть и уникальные практики – например, в прошлом году 20 колледжей Москвы присоединились к Проекту и выстраивают успешную региональную отраслевую модель подготовки кадров. В 2024 году участниками «Профессионалитета» станут еще 31 московский колледж и 2 вуза. Москва станет регионом, в котором открыто самое большое количество кластеров – 55. 

Говоря о «рейтинге успеха», вице-премьер выделил регионы-лидеры, где не только самое большое количество созданных кластеров, но и качество профессионального образования на высшем уровне. Это Кемеровская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Татарстан, Свердловская и Нижегородская области.

«Уже к 2026 году в Проекте будут участвовать все 89 субъектов России, к 2030-му – проект охватит 100% профессиональных образовательных организаций, а его партнерами станут не менее 4-х тыс. предприятий. Буквально на днях, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Президент поддержал предложение по интеграции федпроекта «Профессионалитет» в нацпроект «Молодежь и дети». Вместе с другими комплексными проектами это позволит сформировать единую экосистему становления и профессионального развития нашей молодежи», – подчеркнул зампред Правительства.  

Подробнее о трансформации системы специального профобразования в ходе реализации проекта «Профессионалитет» рассказал заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов. Первым этапом в этом процессе стал комплексный анализ состояния системы СПО в регионах.

 

«На основе проведенного анализа для каждой образовательной организации определена приоритетная отрасль подготовки кадров, соответствующая программам социально-экономического развития субъекта РФ, и подобраны партнеры-работодатели в соответствующих отраслях. Сегодня система СПО способна гибко реагировать на социально-экономические изменения и обеспечивает подготовку кадров – именно под запросы работодателей. Контрольные цифры приема формируются исходя из запроса региональной экономики, перераспределение идет в пользу технических специальностей для обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики», – отметил Денис Грибов.

Заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова отметила, что «Профессионалитет» позволяет студентам стать настоящими знатоками своего дела и конкурентоспособными на рынке труда. Так, эти программы уже позволили создать конкурентную среду, наладить обмен опытом между регионами.

 

«Для колледжей в вузах «Профессионалитет» – это тоже вызов, в рамках которого мы пытаемся конкурировать и побеждать в этой программе. Подчеркну, что мы уделяем особое внимание системе СПО в вузах, в том числе мотивируя к развитию педагогов, управленцев систем профессионального образования, активно взаимодействуя с работодателями. Например, в рамках знакового проекта «Передовые инженерные школы». Это позволяет еще больше обеспечивать бесшовность подготовки кадров с высокими компетенциями и мотивацией», – отметила Ольга Петрова.

 

«Профессионалитету» уже удалось изменить имидж и восприятие рабочих профессий среди молодежи. В прошлом году конкурс в колледжах вырос до трех человек на место. По данным наших опросов, 87% студентов чувствуют себя самостоятельными, независимыми и не стесняются рассказывать друзьям о своей учебе в колледже, 84% считают, что получают современную специальность, которая важна для будущего страны и их региона. В рамках Петербургского экономического форума были обозначены конкретные преимущества проекта для бизнеса и молодых и амбициозных ребят, которые уже во время обучения погрузятся в корпоративную культуру будущего работодателя и получат трудоустройство. Партнерами проекта стали крупнейшие корпорации страны. Участие флагманов из отраслей, приоритетных для достижения технологического суверенитета, является одним из маркеров успешности этого проекта», – заявила София Малявина.

 

В рамках федпроекта «Профессионалитет» применяется новый подход к оснащению колледжей. Так, например, инфраструктура кластера формируется во взаимодействии с отраслевыми предприятиями. Еще одна особенность инициативы заключается в пристальном внимании к подготовке и повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. В 2023 году новые стандарты освоили более 8,5 тыс. педагогических работников и методистов. В текущем году планируется обучить еще более 9 тыс. преподавателей.

В заключение вице-премьер отметил, что для дальнейшего развития проекта необходимо обеспечить его тесную связь с другими федеральными программами в сфере образования.  Это позволит создать синергетический эффект для экономики от использования государственных инструментов поддержки, а также сформировать единое образовательное пространство и создать систему непрерывного образования.

Он также подчеркнул, что оптимальным решением выглядит организация сотрудничества и взаимодействия кластеров «Профессионалитета» с профильными Передовыми инженерными школами. Правительством уже поддержана программа развития 50 инженерных школ, а по решению Президента к 2030 году она будет масштабирована до 100 ПИШ. Оба проекта направлены на достижение технологического лидерства и независимости по ключевым направлениям устойчивого развития российской экономики.

 

В рамках Петербургского экономического форума Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко выступил на сессии «Рейтинг успеха: инвестиции в профессионалов будущего». Он рассказал о трансформации системы профессионального образования и роли федерального проекта «Профессионалитет» – одной из 42 инициатив Правительства по социально-экономическому развитию России.

В дискуссии также приняли участие заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов, заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова, первый заместитель Министра промышленности и торговли Василий Осьмаков, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова, первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов, сопредседатель Партнерского совета Министерства просвещения РФ и работодателей Андрей Комаров, а также представители бизнеса и профильных сообществ. Модератором сессии выступила София Малявина – генеральный директор АНО «Национальные приоритеты».

Вице-премьер отметил, что получение среднего профессионального образования в стране стало престижным и востребованным. Так, сегодня систему СПО как старт карьерного пути выбирают более 60% выпускников 9-х классов. В России порядка 3,5 тыс. организаций реализуют данную программу обучения, объединяющую более 3,7 млн студентов, их наставниками являются свыше 200 тыс. педагогов.

«Президент России Владимир Путин поручил к 2028 году подготовить 1 млн специалистов и квалифицированных рабочих. Это необходимо для обеспечения безопасности и конкурентоспособности России в ключевых отраслях экономики. Одним из инструментов решения этой задачи стал федпроект «Профессионалитет», который стартовал в 2022 году. В его основу заложен отраслевой подход, а образовательные программы ориентированы на выпуск специалистов, которые востребованы и сразу готовы к полноценной работе. Кластеры «Профессионалитета» объединили колледжи, предприятия и региональную власть – индустриальные партнеры получили возможность делать конкретный запрос на кадры. Так, совместно с отраслью формируются новые стандарты практико-ориентированного обучения. Для объединения усилий в рамках конкретной отрасли формируются отраслевые Ассоциации – такие объединения уже созданы по всем 24 отраслям, готовящим кадры в «Профессионалитете», – сказал Дмитрий Чернышенко.

 

Он добавил, что к 1 сентября в 79 регионах России количество таких кластеров достигнет 370, а общее число партнеров проекта превысит 1,6 тыс. предприятий.

В рамках географического расширения «Профессионалитета» есть и уникальные практики – например, в прошлом году 20 колледжей Москвы присоединились к Проекту и выстраивают успешную региональную отраслевую модель подготовки кадров. В 2024 году участниками «Профессионалитета» станут еще 31 московский колледж и 2 вуза. Москва станет регионом, в котором открыто самое большое количество кластеров – 55. 

Говоря о «рейтинге успеха», вице-премьер выделил регионы-лидеры, где не только самое большое количество созданных кластеров, но и качество профессионального образования на высшем уровне. Это Кемеровская, Челябинская, Оренбургская области, Республика Татарстан, Свердловская и Нижегородская области.

«Уже к 2026 году в Проекте будут участвовать все 89 субъектов России, к 2030-му – проект охватит 100% профессиональных образовательных организаций, а его партнерами станут не менее 4-х тыс. предприятий. Буквально на днях, на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам Президент поддержал предложение по интеграции федпроекта «Профессионалитет» в нацпроект «Молодежь и дети». Вместе с другими комплексными проектами это позволит сформировать единую экосистему становления и профессионального развития нашей молодежи», – подчеркнул зампред Правительства.  

Подробнее о трансформации системы специального профобразования в ходе реализации проекта «Профессионалитет» рассказал заместитель Министра просвещения РФ Денис Грибов. Первым этапом в этом процессе стал комплексный анализ состояния системы СПО в регионах.

 

«На основе проведенного анализа для каждой образовательной организации определена приоритетная отрасль подготовки кадров, соответствующая программам социально-экономического развития субъекта РФ, и подобраны партнеры-работодатели в соответствующих отраслях. Сегодня система СПО способна гибко реагировать на социально-экономические изменения и обеспечивает подготовку кадров – именно под запросы работодателей. Контрольные цифры приема формируются исходя из запроса региональной экономики, перераспределение идет в пользу технических специальностей для обеспечения кадрами приоритетных отраслей экономики», – отметил Денис Грибов.

Заместитель Министра науки и высшего образования Ольга Петрова отметила, что «Профессионалитет» позволяет студентам стать настоящими знатоками своего дела и конкурентоспособными на рынке труда. Так, эти программы уже позволили создать конкурентную среду, наладить обмен опытом между регионами.

 

«Для колледжей в вузах «Профессионалитет» – это тоже вызов, в рамках которого мы пытаемся конкурировать и побеждать в этой программе. Подчеркну, что мы уделяем особое внимание системе СПО в вузах, в том числе мотивируя к развитию педагогов, управленцев систем профессионального образования, активно взаимодействуя с работодателями. Например, в рамках знакового проекта «Передовые инженерные школы». Это позволяет еще больше обеспечивать бесшовность подготовки кадров с высокими компетенциями и мотивацией», – отметила Ольга Петрова.

 

«Профессионалитету» уже удалось изменить имидж и восприятие рабочих профессий среди молодежи. В прошлом году конкурс в колледжах вырос до трех человек на место. По данным наших опросов, 87% студентов чувствуют себя самостоятельными, независимыми и не стесняются рассказывать друзьям о своей учебе в колледже, 84% считают, что получают современную специальность, которая важна для будущего страны и их региона. В рамках Петербургского экономического форума были обозначены конкретные преимущества проекта для бизнеса и молодых и амбициозных ребят, которые уже во время обучения погрузятся в корпоративную культуру будущего работодателя и получат трудоустройство. Партнерами проекта стали крупнейшие корпорации страны. Участие флагманов из отраслей, приоритетных для достижения технологического суверенитета, является одним из маркеров успешности этого проекта», – заявила София Малявина.

 

В рамках федпроекта «Профессионалитет» применяется новый подход к оснащению колледжей. Так, например, инфраструктура кластера формируется во взаимодействии с отраслевыми предприятиями. Еще одна особенность инициативы заключается в пристальном внимании к подготовке и повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения. В 2023 году новые стандарты освоили более 8,5 тыс. педагогических работников и методистов. В текущем году планируется обучить еще более 9 тыс. преподавателей.

В заключение вице-премьер отметил, что для дальнейшего развития проекта необходимо обеспечить его тесную связь с другими федеральными программами в сфере образования.  Это позволит создать синергетический эффект для экономики от использования государственных инструментов поддержки, а также сформировать единое образовательное пространство и создать систему непрерывного образования.

Он также подчеркнул, что оптимальным решением выглядит организация сотрудничества и взаимодействия кластеров «Профессионалитета» с профильными Передовыми инженерными школами. Правительством уже поддержана программа развития 50 инженерных школ, а по решению Президента к 2030 году она будет масштабирована до 100 ПИШ. Оба проекта направлены на достижение технологического лидерства и независимости по ключевым направлениям устойчивого развития российской экономики.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram