Главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин дал старт работе Энергетической панели в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Он представил ключевой доклад под названием «Энергопереход и фантомные баррели: Оставь надежду, всяк сюда входящий. В светлое будущее мировой энергетики возьмут не всех!».
Отметим, что в работе Энергетической панели на ПМЭФ-2024 принимают участие вице-президент Венесуэлы по отраслевой экономике Хосе Феликс Ривас, вице-президент CNPC Чжан Даовэй, председатель Совета директоров «Адвантидж энерджи» Мартин Вайвировски, директор АО «Технологии ОФС» Давид Гаджимирзаев, председатель Наблюдательного совета некоммерческой инициативы правительства Японии по разработке низкоуглеродных технологий Нобуо Танака, а также представители органов власти, крупнейших российских и зарубежных компаний различных отраслей, ученые, академики, эксперты и аналитики.
Игорь Сечин в докладе напомнил об исследованиях, которые провел лауреат Нобелевской премии по физике академик Петр Капица. На основании базовых физических принципов ученый ещё в 1976 году предсказал возможность глобального энергетического кризиса из-за недостаточной эффективности всех видов альтернативной энергетики.
«Как утверждал Капица, ключевой характеристикой любого вида энергии является плотность его энергетического потока. По этому показателю такие виды ископаемого топлива, как нефть (обеспечивает 195 Вт/м2) и газ (482 Вт/м2) намного опережают и солнечную (6,6 Вт/м2), и ветровую энергию (1,8 Вт/м2), которые, помимо прочих недостатков, имеют неравномерный или, выражаясь более научным языком, стохастический характер генерации энергии», - отметил Игорь Сечин,
Глава «Роснефти» подчеркнул, что из известных в настоящее время исследований наиболее перспективным видом «чистого» топлива является водород.
«Однако для него пока не существует ни коммерчески реализуемой технологии производства, ни логистики, ни даже рынков сбыта. Нужно также учитывать низкий пока КПД в связи с тем, что при производстве водорода расход энергии, потраченной для выполнения электролиза, оказывается больше, чем объем энергии, полученной на выходе. Таким образом, альтернативные источники энергии пока не могут обеспечить ни надежность поставок, ни их оптимальные технико-экономические характеристики», - заметил Игорь Сечин.
Глава «Роснефти» также рассказал, что само утверждение о связи выбросов с изменением климата требует объективной оценки, без которой утверждения о приоритете антропогенного фактора в изменении климата не имеют оснований.
Климатические циклы Земли развиваются по объективным законам, присущим любому космическому телу, на которое влияют такие базовые факторы, как состояние атмосферы, активность Солнца, удаленность от него орбиты Земли, угол наклона и положение других планет относительно нашей планеты и многие другие.
При этом климатические изменения происходят, в том числе, в результате фундаментальных природных явлений. Яркий пример – «супервулканы», при извержении которых объем выбросов лавы и пепла превышает 1000 куб. км. Подобные катаклизмы способны радикально менять ландшафты, провоцировать резкие похолодания – так называемые «вулканические зимы». Например, в результате извержения 74 тыс. лет назад индонезийского супервулкана Тоба произошло снижение глобальной температуры на 3,5-9 градусов Цельсия в результате выброса в атмосферу более 2 млрд тонн диоксида серы. Сопоставимые по масштабам извержения трижды происходили в провинции Йеллоустон в США, а последнее из известных извержений супервулканов, Таупо, произошло в Новой Зеландии около 25 тыс. лет назад.
«По мнению ряда авторитетных ученых, например, лауреата Нобелевской премии по физике Джона Клаузера, основной причиной подобных изменения климата являются естественные механизмы саморегуляции планеты, а не «человеческий фактор», - рассказал Игорь Сечин.
За последние 600 миллионов лет содержание углекислого газа в атмосфере и температура воздуха постоянно менялись без влияния ископаемого топлива и деятельности человека. Современные ученые, проанализировав информацию о температуре за десять тысяч лет, пришли к выводу, что с момента окончания последнего ледникового периода было уже девять периодов потепления. Во время семи из них температура на Земле была выше, чем сегодня, отметил глава «Роснефти».
«Сторонники теории антропогенного фактора преподносят нам энергопереход как иллюзию спасения мира. Сейчас, когда мы уже накопили определенный опыт осуществления энергоперехода, ясно, что ни его цель, ни, соответственно, подготовка к нему не были проработаны в соответствии с задачами и потребностями человечества, такими как инфраструктура, финансирование, обеспечение сырьевой базы, наличие соответствующих технологий», - заявил глава «Роснефти».
Выступая на Энергетической панели ПМЭФ-2024 Игорь Сечин заявил, что «зеленый» переход не обеспечен рентабельными источниками, а его реализация является иллюзией.
Несмотря на то, что за последние два десятилетия по всему миру в энергетический переход было инвестировано около 10 трлн долларов, альтернативные источники энергии так и не смогли вытеснить углеводородное топливо, констатировал факт глава «Роснефти». Сегодня ветровая и солнечная энергетика обеспечивают менее 5% мировой выработки энергии, а доля электромобилей составляет около 3%.
За этот же период потребление нефти, газа и угля суммарно выросло на 35%, а их совокупная доля в мировом энергобалансе не изменилась. Более того, отметил Сечин, потребление нефти и угля, а также использование газа в электрогенерации вышли на новый рекордный уровень в 2023 году.
«Зеленый» переход не обеспечен рентабельными источниками, и его реализация является иллюзией, что приводит к изъятиям инвестиций из традиционной энергетики. То есть не будет ни того, ни другого», - подытожил глава «Роснефти».
При этом сам энергопереход явно недофинансирован. Так, к 2030 году для достижения целей Парижского соглашения глобальные расходы на борьбу с изменением климата должны увеличиться примерно до 9 триллионов долларов в год, что в 5 раз больше, чем было потрачено в 2023 году. Эта цифра равна почти 10% мирового ВВП и более чем в 3 раза превышает ежегодные инвестиции в мировую энергетику. Она также равна совокупному ВВП Франции, Великобритании и Италии. Всего для достижения целей Парижского соглашения к 2050 году будет необходимо более 270 триллионов долларов.
Игорь Сечин подчеркнул, что климатическая повестка потребует создания инфраструктуры нового типа. Так, известно, что в XIX веке для увеличения добычи угля понадобились огромные инвестиции в шахты, каналы и железные дороги. Для развития нефтяной отрасли в XX веке были необходимы скважины, трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы. А генерация электроэнергии потребовала строительства электростанций и развития сложной системы сетей электропередачи.
Главный исполнительный директор НК «Роснефть» рассказал о «фантомных баррелях» на рынке нефти, которые сводят на нет усилия ОПЕК+.
«Наблюдаемое нами формирование резервов как западными, так и ближневосточными компаниями может быть ожиданием серьезных изменений рынка. Наличие «фантомных баррелей», способных оказать масштабное воздействие на рынок, нивелирует влияние добровольного снижения квот на добычу, взятых на себя основными участниками ОПЕК. Это показывают и рыночные котировки, ушедшие вниз после недавнего решения министров стран участников», - рассказал Игорь Сечин.
По его словам, страны Персидского залива активно наращивают свободные мощности по добыче, налаживают каналы сбыта и инвестируют в активы в странах-потребителях». При этом четыре ключевые страны-участницы ОПЕК – Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Ирак - уже располагают значительными свободными мощностями по добыче в размере 5,6 миллионов баррелей в сутки, что эквивалентно 13% текущей добычи ОПЕК+.
«Некоторое время назад эти страны объявили о планах по дальнейшему увеличению мощностей. По оценкам экспертов, к 2027 году их совокупные свободные мощности вырастут еще почти на 2 миллиона баррелей в сутки», - добавил глава «Роснефти».
Вместе с тем, Игорь Сечин считает, что волатильность и непредсказуемость энергорынка могут усилиться в связи с предстоящими президентскими выборами в США, где выбор избирателей зависит в том числе от повышения стоимости одного галлона бензина. «Так, средняя цена 3,6 доллара за галлон, а в некоторых штатах, таких как Калифорния - 5,4 доллара», - отметил Игорь Сечин.
По его словам, регулирование отрасли может измениться в случае победы определенного кандидата на выборах США. «Возникающие риски дают основания для предположения о возможном существовании плана «Б» на случай особого периода у каждого крупного участника», - рассказал глава «Роснефти».
Сечин также отметил, что крупные американские мейджоры проводят сделки по объединению с другими производителями, увеличивая свои возможности по добыче с целью обеспечения роста прибыли и дивидендов, в то время как рост производства остается за кадром, так как требует капитальных затрат, которые должны быть обеспечены высокими ценами.
«Таким образом, «Эксон» завершает свою сделку по слиянию с «Пионером», «Шеврон» с «Хессом», ОПЕК+ уже объявил о своих планах о постепенном возвращении объёмов начиная с сентября, а «Арамко» проводит вторичное размещение своих акций. Уверен, что дополнительное размещение акций «Арамко» будет успешным, привлекательным и эффективным и станет историческим событием в мировой нефтяной отрасли», - сказал Игорь Сечин.
Глава «Роснефти» считает, что бюджеты большинства стран-участниц ОПЕК+ в состоянии выдержать возможное снижение цены на нефть, которое может быть частично или полностью компенсировано увеличением поставок.
«Теоретически для российской нефтяной отрасли снижение цены может означать возможность снятия всех ограничений по потолку цен, а доходная часть утвержденного федерального бюджета сформирована исходя из 60 долларов за баррель. В этих условиях возможность оперативной реакции со стороны ОПЕК+ на появление новых факторов воздействия будет иметь принципиальное значение для стабилизации мировых рынков», - заключил Игорь Сечин.