В российском образовании назревают серьезные изменения. Депутаты нескольких фракций Госдумы готовятся внести законопроект, который может кардинально изменить систему вступительных испытаний в вузы. Ключевое предложение — отмена Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и его замена на государственные экзамены. Что предлагают депутаты?
Законопроект, текст которого уже опубликован, предусматривает следующие изменения:
— Исключение понятия ЕГЭ из закона «Об образовании». Это означает, что термины «Единый государственный экзамен», «результаты ЕГЭ», «минимальное количество баллов ЕГЭ» перестанут использоваться в законодательстве.
— Отмена частей 2 и 4 статьи 70 закона «Об образовании». Эти части касались зачета результатов ЕГЭ при приеме в вузы и минимального количества баллов, необходимых для поступления.
— Введение понятия «государственные экзамены». Новая система аттестации будет проводиться по заданиям, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ, ответственными за образование.
— Изменения в требованиях к контрольно-измерительным материалам. Вместо обязательных материалов, как на ЕГЭ, новые правила допускают их «использование» на экзаменах.
Планируется, что новый закон вступит в силу 1 января 2025 года. При этом результаты ЕГЭ, полученные до этой даты, будут действительны в течение следующих четырех лет.
Законопроект уже вызвал широкий резонанс и споры в обществе. Одни видят в этом шанс на более качественное образование, другие — угрозу стандартизации и снижения уровня знаний. Разберемся детально, что предлагают депутаты и какие аргументы звучат за и против.
Сторонники отмены ЕГЭ приводят следующие аргументы:
— Неэффективность ЕГЭ как инструмента оценки знаний. Критики указывают на возможность «натаскивания» школьников на конкретные задания и отсутствие реальной оценки глубоких знаний.
— Более глубокое и комплексное оценивание: государственные экзамены, разработанные региональными властями, могут лучше соответствовать специфике учебных программ и потребностям вузов.
— ЕГЭ для выпускников — это стресс. Высокие ставки на экзамен, определяющий будущее, создают сильный психологический прессинг.
— Неудобство для вузов. ЕГЭ не всегда отражает реальные потребности учебных заведений в конкретных знаниях и навыках. Вузы получат больше свободы в выборе критериев поступления, что позволит им комплексно оценивать абитуриентов.
Противники отмены ЕГЭ высказывают следующие опасения:
— Риск неравномерности в уровнях подготовки. Переход к государственным экзаменам может привести к разным стандартам в разных регионах, что осложнит объективное сравнение результатов.
— Необходимость создания новой системы. Внедрение государственной системы экзаменов потребует значительных затрат и времени.
— Риск коррупции. Отсутствие единой системы контроля централизованного экзамена может привести к злоупотреблениям и нечестным поступкам на региональном уровне и нечестной конкуренции.
Что дальше? Законопроект еще предстоит обсудить и принять Госдуме. Его судьба пока неясна. Очевидно, что переход к новой системе оценки знаний — это длительный процесс, который потребует комплексного подхода и глубокого анализа.
Кстати, в России уже существуют альтернативные формы вступительных испытаний. Например, творческие конкурсы, олимпиады, портфолио. Внедрение государственных экзаменов может стать частью более масштабной реформы образования. Это потребует пересмотра учебных программ, методик преподавания, а также системы подготовки учителей.
Важно отметить, что будущее образовательной системы России зависит от множества факторов, включая общественное мнение, позицию министерства образования и результаты дискуссии в Госдуме.
Как итог: законопроект, в случае его принятия, полностью упразднит ЕГЭ как систему вступительных испытаний. Вместо него появятся государственные экзамены, проводимые по заданиям, разработанным региональными властями.