Сотрудник Всероссийского института генетических ресурсов растений им. Н.И. Вавилова, кандидат биологических наук Лилия Шипилина рассказала об опасности борщевика и как с ним бороться.
С приходом тепла в Петербурге просыпается и борщевик. При этом опасное растение замечают не только на окраинах города, но и рядом с жилыми домами и детскими площадками. Петербуржцы опасаются, что во время игры могут пострадать дети и домашние животные. Лилия Шипилина подтвердила: у борщевика Сосновского высокий порог биологической опасности.
Она рассказала, что активные вещества вызывают ожоги, из-за которых человек долгое время не сможет появляться на солнце. При этом опасность также несут корни и семена растения. Эксперт подтвердила, что мелкие домашние животные могут пострадать от соприкосновения с сорняком, если сок борщевика попадет на поверхность глазной роговицы, нос или лапы.
«Вторичная сторона — сок может попасть на шерсть, а животное потом будет его слизывать», — добавила Шипилина.
В конце 70-х, 90-х годов проходили исследования воздействия сока борщевика на организм животных. В результате сок борщевика обжигал испытуемым слизистую желудка и вызывал абортирование.
Методы борьбы с борщевиком.
Согласно действующему законодательству и санитарным нормам уничтожать борщевик химикатами в пределах городской зоны запрещено. Единственный способ борьбы с растением — не скашивать его, а выкапывать.
«Надо бороться, когда он совсем маленький», — отмечает специалист.
Шипилина также рассказала, что при разработке наиболее эффективного метода борьбы с борщевиком сотрудники института начинали работу в мае, когда сошел первый снег, а высота растения не превышала четырех сантиметров от земли. Бороться со взрослыми растениями чуть сложнее — необходимо выкапывать корень, а не срезать листья, потому что борщевик очень живучий и это не поможет.
«Вы уничтожаете спящие подземные почки. И за счет этих почек вы способны избавиться от борщевика», — рассказала ботаник.
Во время тестов специалисты начинали бороться с борщевиком Сосновского с мая и заканчивали поздней осенью. Листья при этом утилизировать не надо, отмечает сотрудница Института имени Вавилова. В течение двух суток лист высохнет, однако, предупреждает Шипилина, даже остатки сока на засохшем листе будут вызывать реакцию аллергическую и ожоговую. Корни борщевика при этом необходимо утилизировать по классу химической опасности.
Вдоль дороги химические препараты — гербициды — можно использовать, однако нужно смотреть на статус участка, добавила эксперт.
Власти Петербурга не обращаются за помощью, поэтому борщевик разрастается
Отметим, что в 2018 году ученые картировали распространение борщевика в Кургальском заказнике в Ленинградской области и на прилегающих к нему территориях. Тогда к сотрудникам Института имени Вавилова обратилась компания Nord Stream 2 AG.
По рекомендациям специалистов подрядчик в течение вегетационного периода с мая по сентябрь дожидался, когда борщевик вырастал в высоту более чем 10-15 сантиметров, и только затем выкапывал с корнем, углубляясь на 10-15 сантиметров.
Таким образом, уже на следующий год плотность зарослей борщевика на участке, где проводились работы, значительно уменьшилась.
В связи с этим возникает вопрос: почему власти Петербурга, а конкретно — Комитет по благоустройству, куратором которого выступает вице-губернатор Евгений Разумишкин, не обращаются за помощью к специалистам, как это целых шесть лет назад уже делала компания из Ленобласти?
Штрафы за борщевик помогут увеличить бюджет Петербурга
В начале апреля 2024 года депутат Государственной думы Алексей Говырин напомнил о штрафах для дачников, на чьих участках растет борщевик. Он рассказал, что с садовода могут взыскать до 5 тысяч рублей. От ответственности также не освобождаются и владельцы коммерческой недвижимости: для должностных лиц штраф составит до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — до 1 миллиона рублей.
Кроме того, за неудаление борщевика с земель, находящихся в собственности региона, депутаты предлагают штрафовать и губернаторов. Авторы законопроекта считают, что такая мера позволит усилить контроль за выполнением программ по защите земель от сорняков и повысить эффективность соответствующих мероприятий. Сумма взыскания при этом составит от 20 до 50 тысяч рублей.
Однако парламентариям стоит подумать об увеличении суммы штрафов за игнорирование борщевика как на личных, так и на общегородских участках — и крупные суммы могли бы пополнить петербургский бюджет.
Стоит добавить, что, несмотря на многочисленные жалобы горожан и отсутствие эффективных методов борьбы с борщевиком, власти Северной столицы не просят помощи у научных центров биологического профиля, предпочитая тратить миллионы денег на «борьбу» с растением, которое через год прорастает на том же месте.